+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Гостиницы Москвы. Итоги, цифры 8 месяцев 2023

20 сен 2023
В I полугодии 2023 динамика прироста среднего тарифа московских отелей сохранилась. Наибольший рост показали отели 3* (+26,3%) по отношению к I полугодию 2022, рост в категории 4* составил 15,4%, отели 5* продемонстрировали спад на 3,6%, обусловленный определенной «перестройкой» продаж. Какие итоговые показатели показал гостиничный рынк за 8 месяцев 2023 расскажем подробнее в этой статье

Спрос на гостиничную недвижимость Москвы и других российских городов продолжает восстанавливаться. Так в I полугодии 2023 средняя загрузка московских отелей составила 68,8%, что на 15% выше уровня аналогичного периода 2022 г. и на 12,6% показателя 2021 года. У отелей сегмента 3* и 4* она была сопоставима - порядка 71 - 72%, у отелей 5* - 60%. Гостиницы 3* показали рост к аналогичному периоду на 7-8%, 4* - 15%, 5* - до 26% (эффект низкой базы 2022 г.). За январь – июль 2023 г. на рынок Москвы вышли 2 новых гостиничных объекта - Radisson Blu Leninsky и Azimut Сити Отель Comcity. Ожидается, что до конца 2023 года рынок увеличится еще на 471 номер. Об итогах рынка в первом полугодии можно почитать в статье Гостиницы Москвы. Итоги I полугодия 2023.

На днях представители гостиниц ЦМТ Москвы - Plaza Garden Moscow WTC 5* Апарт-отель Международная 4* и Satelinn Moscow Khovrino 3* приняли участие в традиционном деловом мероприятии Hotel Advisors для отельеров Москвы, где компания представила большой объем аналитических данных по итогам января – августа 2023 года, наглядно показывающий важные направления изменений на рынке. В ходе мероприятия интересные данные о портрете гостя Москвы 2023 привела замруководителя отдела по работе с отелями Bronevik.co Екатерина Лагерь. Компания Bronevik является частью МТС Тревел, соответственно, статистика, представленная ниже, составлена на основании Big Data МТС.

В основном, гости московских гостиниц - это люди активного возраста, получающие среднюю зарплату до 50 тыс. руб. (55%) и 50 – 100 тыс. руб. (31%). По словам эксперта, в Москве в этом году «не произошло ничего уникального», соотношение мужчин и женщин сохраняется, как и ранее, в одинаковой пропорции. Однако в большинстве случаев, мужчины советуются с женщинами (по умолчанию доля женщин всё-таки больше), а все женщины склонны смотреть фотографии. Поэтому отелям рекомендуются не публиковать на своих сайтах фото с «голой» архитектурой или пустым ресепшн. По статистике Bronevik, когда у отеля преобладает контент в таком стиле, в большинстве случаев потенциальный клиент переходит в Инстаграм (запрещенная в РФ организация), где, как правило, фото более красочные и выбирает другие объекты.

Различия между бизнес и индивидуальными туристами постепенно стираются. Как и в предыдущие периоды в Москве пользуются популярностью скидки на дополнительное проживание и такие предложения, как «купите 3 ночи/ выходные и получите скидку еще 1 на день проживания». За август 2023 просела глубина бронирований, однако, по информации, полученной от московских отельеров, количество бронирований возросло. По итогам августа средний чек вырос, но эксперты объясняют это в большей степени влиянием общей экономической ситуации (инфляция и др.).


Сохраняется тенденция бюджетного проживания, по-прежнему наиболее высокие показатели загрузки у отелей 3*. В сегменте 2 звезды или без звезд сохраняется тренд открытий и закрытий объектов размещения. При возросшем количестве бронирований присутствует падение глубины и длительности. В отелях 4* тенденция достаточно стабильная, при этом «просел» люксовый сегмент и сегмент 5*.


Статистика по сегментам В2В и В2С за прошедшие 8 месяцев приблизительно одинаковая. Поскольку Москва является деловой столицей, количество В2В бронирований продолжает превалировать. По сроку проживания, в обоих сегментах ситуация схожа и составляет 2,4 ночи для деловых туристов и 2 для индивидуальных. В корпоративном сегменте лидируют тарифы: «Тариф с завтраком», нетто тариф «Специальный тариф» и «Корпоративный тариф». Гибкая тарифная политика создает «эффект выбора», хотя чаще всего это только эффект, но это позволяет удержать внимание гостя.


Рассказывая о статистических данных Hotel Advisors за январь – август 2023, руководитель и сооснователь компании Сергей Данильченко продолжил тему тарифов и привел пример международных сетевых отелей, которые покинули российский рынок в связи с антироссийскими санкциями. В представлении тарифов эти гостиницы придерживались принципа «чем проще и меньше, тем лучше». Сергей Данильченко придерживается мнения, что разнообразие тарифов – «это ни в коем случае не плохо, однако по факту оказывается, что чем меньше тарифов, тем лучше, и тем прощу гостю сделать выбор». В 2023 году происходят положительные изменения в операционных показателях отелей во многих городах.

В целом по всем российским городам прирост составил порядка 11%. По словам эксперта, собственники считают, что если сегодня рост среднего дохода на номер показывает хороший результат, то можно закладывать значительно большие показатели на следующий год. При этом сегодняшний рост объясняется рядом факторов, который может не продублироваться в следующем году, в их числе - продолжающееся восстановле6ние рынка и номерного фонда после пандемии, экономическая ситуация и сезонность. На рисунках ниже показаны ADR (средняя стоимость номера за ночь) и ОСС (occupancy - реальная заполняемость гостиницы) за период 2023 г.


Источник: Hotel Advisors

Источник: Hotel Advisors

Вся динамика (или модели ОСС) для российских городов приблизительно схожа с аналогичным периодом 2022. Эксперты утверждают, что в случае отсутствия негативных сценариев, динамика такой и останется. Рынок Москвы вырос на 14,6%, Санкт-Петербурга (основного конкурента Москвы) - на 10,6%. При этом 2 региона оказались в отрицательной зоне: это Московская область и Ярославль (-0,7%). В Hotel Advisors считают такие показатели одним из примеров неправильного ожидания отельеров о тенденциях рынка и спроса (сверхожидания при планировании). При этом в целом прогнозы экспертов сходятся во мнении, что динамика спроса в целом по российским городам будет поступательной.

 

Источник: Hotel Advisors

 

Источник: Hotel Advisors

Анализируя динамику ADR, можно увидеть, что по факту рынок постоянно «догоняет» предыдущие показатели пиковых периодов. К портрету гостя (см. выше) можно добавить повышенный спрос на сегмент 3*, который зафиксирован по итогам рассматриваемого периода и в Москве, и в других городах, в том числе, в Санкт-Петербурге и Казани. Однако цифры говорят о том, что в сегменте 3* уже достигнут потолок цены, и отельерам необходимо это учитывать при дальнейшем планировании. При анализе динамики с 2022 года, негативный тренд в силу влияния геополитических факторов больше всего сказался на сегменте люкс и 5* (рост с апреля 2023).

Источник: Hotel Advisors

Ниже показаны показатели загрузки по сравнению с январем – августом 2022 года. По сути весной 2023 всем категориям отелей Москвы удалось «отыграть» падение предыдущего года, и сегодня все категории отелей находятся в положительной зоне:


Источник: Hotel Advisors

На следующем рисунке можно проследить, что все изменения в RevPar отелей Москвы по категориям, начиная с февраля 2023 года происходят также «параллельно»:


Источник: Hotel Advisors

Если рассматривать понедельное сравнение периодов 2022 и 2023 гг., то уровень доходности поднялся, модели роста загрузки похожи, при этом показатели июля – августа 2023 выросли. В принципе на рынке можно выделить пиковые недели, но не фактор сезонности (весна/лето), как это было ранее. В отношении загрузки на будущие периоды по городам приблизительно схож. Монетизированный прогноз по Московским отелям представлен ниже. Эту тенденцию отельеры могут учитывать при дальнейшем планировании.


Источник: Hotel Advisors

По всем российским городам - основным турнаправлениям, общий прирост RevPar (средняя выручка за номер) составил 22,1%: по Москве – 32,6%, по Московской области 10,2% и Санкт-Петербург показал снижение на 4,5%. Сергей Данильченко считает, что заявлять о бурном росте гостиничного рынка на основании этих цифр не корректно. Одним из факторов роста ряда этих показателей является официальная накопленная с начала января 2022 инфляция (15,74%), а также влияние ряда мер господдержки гостиниц и другие расходы отелей. Учитывая все эти факторы, специалисты не рекомендуют строить излишне оптимистичные прогнозы на 2024 год, поскольку в ряде городов цифры прироста близки к показателям инфляции, а не являются признаками активного роста. Как изменились операционные показатели Москвы в январе – августе 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 и 2022 гг. показано на рисунке ниже.


Читайте также