+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Владимир Путин на ВЭФ 2023: Дальний Восток – наш абсолютный приоритет на XXI век

13 сен 2023
В эти дни во Владивостоке продолжает свою работу VIII Восточный экономический форум. Активное участие в работе этого важного для экономики страны события принимает председатель Совета директоров ПАО «ЦМТ», президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Восточный экономический форум является ключевой площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития сотрудничества ДФО и стран - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В этом году отмечается пятилетие стратегического партнерства Россия – АСЕАН. В условиях трансформации торгово-экономических процессов наша страна уделяет особое внимание созданию дополнительных стимулов для углубления взаимодействия со странами Союза, потенциал которого действительно огромен. По словам экспертов, объем торговых операций, который составляет сегодня 20 млрд долл., можно в кратчайшие сроки увеличить до 100 млрд долл. В числе взаимных приоритетов – продовольственная и энергетическая безопасность, экономика замкнутого цикла, вопросы экологии, цифровизации экономики, строительство «умных» городов, расширение научно-технического сотрудничества.

Сегодня ВЭФ 2023 собрал руководителей компаний, экспертов и представителей власти из России и ряда других стран с целью обсудить стратегические направления развития Дальнего Востока России, Арктики и всего Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Как мы уже рассказывали на страницах нашего сайта, председатель Совета директоров ПАО «ЦМТ», глава ТПП РФ Сергей Катырин выступил модератором сессии «Международный коммерческий арбитраж в современных условиях» см. Систему коммерческого арбитража обсудили на ВЭФ 2023. Он также принял участие в бизнес – диалоге РОССИЯ – АСЕАН и других панельных дискуссиях, а также в работе пленарного заседания, на котором традиционно с докладом выступил президент России Владимир Путин. 

В 2022 году товарооборот России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона вырос на 13,7%, а за I полугодие 2023 - еще на 18,3%.  ДФО - это 40% территории России, почти половина российских лесов и запасов золота, белее 30% титана и меди, более 70% рыбы, алмазов. На территории округа расположены важнейшие, стратегические предприятия, морские порты и железные дороги. Выступая на пленарном заседании ВЭФ Владимир Путин в очередной раз почеркнул важнейшую роль Дальнего Востока для стратегического развития России:

«Хочу повторить то, о чём говорил в Послании Федеральному Собранию 10 лет назад, в декабре 2013 года, и о чём сказал в самом начале: опережающее развитие Дальнего Востока – это наш абсолютный приоритет на весь XXI век»

Президент России Владимир Путин

Что сделано за прошедшие 10 лет. За 10 лет общий объем подписанных соглашений превысил 7,7 трлн руб., из них 3,4 трлн уже работают. Рост инвестиций в основной капитал составил 39%. Начали работу порядка 700 новых предприятий, это 125 тыс. рабочих мест. Сегодня темпы промышленного роста в ДФО превышают среднероссийские. Реализуются такие стратегические проекты, как знаковые проекты, как газоперерабатывающий завод и ГХК в Амурской области, Находкинский завод минеральных удобрений, верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда». Осваиваются крупные месторождения Удоканское, Малмыжское и Баимское. Грузооборот морских портов в ДФО вырос в 1,6 раза, годовая добыча золота - в 1,6 раза, угля – в 2,8 раза. Изученность недр на Дальнем Востоке в среднем по регионам сейчас составляет 35%. Для расширения объёма геологоразведки запущена фронтальная стратегия «Геология. Возрождение легенды». 

«Действующая на федеральном уровне кластерная инвестиционная платформа предназначена для финансирования масштабных, системно значимых проектов. В 2023 году объем финансирования должен составить не менее 2 трлн руб.»

Президент России Владимир Путин

Несмотря на санкции, введённые коллективным западом против России в технологическом секторе, продолжается активное развитие Арктики. После успешного старта «Ямал СПГ» ведутся пусконаладочное работы нового масштабного проекта строительства 1-ой линии «Арктик СПГ-2» в Заполярье. К 2030 году производство СПГ в Арктической зоне должно вырасти в 3 раза и достичь 64 млн тонн в год. Реализация данных проектов внесет огромный вклад в развитие северных регионов и укрепление технологического суверенитета России.

«Мощная сырьевая база экономического развития, которую мы закладываем, позволяет нам идти вперед, увеличивать глубину переработки ресурсов, наращивать добавленную стоимость на отечественных предприятиях, в том числе и прежде всего, конечно, на Дальнем Востоке. Это главное»

Президент России Владимир Путин

Какие задачи сегодня в числе приоритетных. Чтобы максимально расширить экономические возможности дальневосточных территорий, правительству РФ поручено разработать программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке на срок до 2050 года, включающую развитие чистой гидро-, атомной и возобновляемой энергетики. В планах развития региона стоит задача связать между собой газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин–Хабаровск–Владивосток», чтобы затем включить их в единую систему газоснабжения страны, то есть интегрировать в одно целое газотранспортные сети запада и востока России.

Для поддержки экономики Арктики и ДФО безусловно важны транспортные проекты. Особое место занимает развитие Северного морского пути, по которому в 2022 году прошло 34 млн т грузов. В связи с продолжающимся ростом грузопотока требуется опережающее строительство ледокольного флота, а также модернизация арктических портов и их инфраструктуры. Так, к 2027 г. планируется увеличить мощности мурманского порта до 110 млн т (сегодня 56 т) в год. К 2030 году планируется удвоить общую мощность морских портов Арктического бассейна до 252 млн т.

«25 млрд за последние годы истратили на инфраструктуру. За первое полугодие этого года – 8,5 (млрд) и 33 млрд ещё предусмотрено. Мы это делаем, мы и будем это делать дальше» Президент России Владимир Путин

Продолжается модернизация БАМа и Транссиба. По инициативе частных инвесторов прокладывается Тихоокеанская железная дорога, строится новый порт на побережье Охотского моря, что позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края и обеспечить прямой выход на рынки АТР. Строится новый морской порт на Таймыре, модернизируются ж/д магистраль Пангоды–Надым на Ямале. Ведется строительство единого транспортного коридора «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. Он послужит основой для развития туризма, для связи логистических, аграрных и производственных центров. Правительству РФ поручено до 1 марта 2024 подготовить план мероприятий по развитию воздушных перевозок внутри дальневосточного региона, включая модернизацию портов и воздушного парка. Также продолжается действие программы Дальневосточный гектар, которой уже воспользовались более 199 тыс. человек.

«Российский Дальний Восток должен стать площадкой для отраслей «новой экономики», включая развитие туризма в национальных парках Приморья, Хабаровского края, Якутии, Бурятии, Камчатки, Курил и других регионов.

Президент России Владимир Путин

Важнейшая, интегральная цель в планах РФ, которые реализуются в экономике, транспортной сфере и инфраструктуре ДФО, по словам президента России состоит в том, чтобы повысить качество жизни граждан, создать комфортные, современные условия для учебы и работы, для отдыха и воспитания детей, добиться устойчивого прироста населения.

Читайте также