+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

В ЦМТ обсудили пути развития электронной коммерции и ритейла в новой реальности

11 окт 2022
В Центре международной торговли проходит Международный форум электронной коммерции и ритейла Ecom Retail Week - экспертная площадка о трендах и драйверах роста, стратегиях лидерства, удачных практиках и технологиях в электронной торговле.

Сегодня в Конгресс-центре ЦМТ Москвы открылся двухдневный Международный форум электронной коммерции и ритейла Ecom Retail Week. Главная тема Форума: «Смена парадигмы e-commerce: оптимизация vs рост». Организаторами мероприятия выступают Министерство промышленности и торговли РФ и Российская ассоциация экспертов рынка ритейла.

11 октября, в первый день Ecom Retail Week, в Конгресс-зале Центра международной торговли состоялось ключевое мероприятие форума – стратегическая сессия «Онлайн ритейл завтрашнего дня: пути развития в новой реальности». В мероприятии приняли участие статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, управляющий директор OZON Сергей Беляков, руководитель АНО «Российская Система Качества» Максим Протасов, исполнительный директор розничной сети «Магнит» Алексей Корня, вице-президент ОПОРА РОССИИ Алексей Кожевников и многие другие ведущие эксперты в области электронной коммерции и ритейла. Модератором выступил генеральный директор ESG альянса Андрей Шаронов.


В ходе дискуссии участники обсудили вопросы единства и борьбы каналов продаж, поговорили о механизмах совершенствования параллельного импорта, о качестве товаров, которые продаются через онлайн каналы, и инструментах контроля этого качества, о мерах поддержки для рынка ecommerce, о состоянии и перспективах развития маркетплейсов и о технологической трансформации ритейла, в том числе через импортозамещение критически важных элементов, как ПО, а также о новых драйверах развития в онлайн ритейле и других актуальных темах, которые в дальнейшем позволят выработать важнейшие совместные решения, направленные на поддержку представителей отрасли.

Открывая мероприятие, Андрей Шаронов отметил: «Маркетплейсы очень быстро развивались, последний год был рекордным для них. Складывающаяся ситуация дает дополнительные преимущества для них, дополнительный запрос на их услуги».

В ходе своего выступления Виктор Евтухов подчеркнул: «Чем больше мы сегодня выработаем решений, услышим мнений, чем активнее будем развивать экономику, в том числе наш российский электронный ритейл, тем увереннее мы будем себя чувствовать и будем более конкурентоспособными, что сегодня очень важно. Когда закрываются одни рынки, важно получать возможности и преференции на других».


Он также поделился последними данными по отрасли: «В последние годы мы наблюдаем устойчивый рост сегмента интернет-торговли. В анализе ситуации мы используем две версии статистик – РОССТАТа и экспертную. Пиковые значения роста по двум моделям расчета были зафиксированы с началом введения ковид-ограничений. По данным РОССТАТа, в 2020 году рост составил 100%, в 2021 г. – около 40%. Доля интернет - торговли в общем обороте розничной торговли по итогам 2020 г. составила  4%, а в 2021 г. уже 4,8%. По данным экспертов АКИТ, рост в 2021 году составил 80%, а доля в общем обороте около 8%. Согласно прогнозам тех же экспертов, в 2022 году доля в общем обороте розничной торговли должна превысить 10%. Мало верится. Но если отрасли удастся достичь таких результатов, мы будем наравне со многими развитыми странами».

Он также рассказал, что вопреки сообщениям о сокращении деятельности компании Alibaba Group в России, AliExpress собирается достроить склад в Екатеринбурге: «Несмотря на то, что Alibaba планирует сокращать свое присутствие и развитие площадки в России, AliExpress все же намерены завершить строительство фулфилмент-центра в Екатеринбурге. Размер инвестиций составляет более 6 млрд руб.».

Строительство фулфилмент-центра площадью 74 тыс. кв. м, мощность которого должна составить около 200 тыс. отправлений в сутки, началось в Екатеринбурге в декабре 2021 года. Склад планировалось ввести в эксплуатацию в середине третьего квартала 2022 года. Кстати, никаких заявлений от «AliExpress Россия» о приостановлении деятельности пока не поступало.


Виктор Евтухов отметил, что многие другие крупные игроки на российском рынке продолжают активно развиваться: «Есть планы у ЯндексЛавки по строительству локальных складских помещений, Ozon намерен продвигать проекты в области IT, логистики и потребительских сервисов, Wildberries также активно развивает свою логистическую инфраструктуру. Что касается органов государственной власти, мы стараемся не стоять в стороне от процесса развития интернет-торговли. Правительством РФ был внесен долгожданный и много раз обсуждаемый  законопроект о дистанционной торговле рецептурными лекарственными средствами».

Татьяна Бакальчук рассказала, что с 13 октября онлайн- ретейлер Wildberries вводит автоматическую проверку свидетельств БАДов по сертификатам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): «Мы первые сделали интеграцию с реестром сертификатов на БАДы, который ведет ЕЭК. С этого четверга все товары в категории БАД будут проходить проверку: если имеют аккредитацию, допускаются к продаже, если нет — то не допускаются». Данная мера станет дополнительной гарантией защиты потребителей, которые покупают такие товары онлайн.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в свою очередь поделился данными по объему интернет-торговли в России за январь -август 2022 года: «По нашей статистике с января по август оборот в e-commerce, именно интернет-продаж, составил 3 трлн 082 млрд рублей. Это на 39% больше, чем было за этот период в 2021 году».

Он также добавил, что по итогам 2022 года АКИТ прогнозирует достижение оборота в e-commerce в около 5 трлн рублей, что соответствует росту на 39% относительно прошлого года, когда оборот составил 3,6 трлн рублей: «У нас всегда второе полугодие является более активным, более интенсивным, там новогодние праздники начиная с ноябрьской «черной пятницы», заканчивая декабрем. Некоторым компаниям этот период, в принципе, делает до 30% годовых продаж. Я думаю, что мы под 5 трлн точно увидим параметр к концу года по обороту».

В своем выступлении Артем Соколов также поднял тему параллельного импорта, отметив, что к моменту внесения изменений в перечень разрешенных к ввозу без разрешения правообладателя в РФ товаров онлайн-ритейлеры успевают законтрактовать отдельные бренды. Последующее исключение таких товаров из перечня влечет за собой срыв контрактов. Глава АКИТ предложил Минпромторгу предусмотреть переходный период для ввоза на территорию России товаров, которые было решено больше не поставлять по параллельному импорту.

Помимо этого, АКИТ выступил за расширение допущенных к онлайн-продаже категорий товаров, в том числе за счет алкогольных напитков. В ответ на это предложение Виктор Евтухов подчеркнул, что вопрос находится в компетенции Минфина РФ, и, насколько ему известно, дискуссия по данному вопросу все еще продолжается.

За два дня на площадке Форума встретятся свыше 200 спикеров и более 5 000 экспертов и практиков, представителей федерального и регионального ритейла, маркетплейсов и аналитических агентств, ведущих торговых онлайн сетей и компаний, совмещающих e-commerce и офлайн торговлю, отраслевых бизнес - ассоциаций, поставщиков потребительской продукции и решений для бизнеса, консалтинговых компаний, регуляторов в сфере потребительского рынка и стартап –сообщества, а также специалистов в области интернет-маркетинга, сотрудников логистических фирм и IT-компаний, программистов и разработчиков интернет-систем для онлайн-торговли.


В рамках мероприятия пройдут выступления лидеров и экспертов российского и зарубежного рынка e-commerce, которые представят основные тенденции развития современного онлайн ритейла в России, поделятся прогнозами по развитию рынков и нововведениями. Состоятся встречи с регуляторами и топ - менеджментом ведущих ритейл и логистических компаний, презентации лучших кейсов, пленарная сессия с лидерами рынка, стратегическая сессия с регуляторами отрасли, разнообразные круглые столы и мастер-классы, партнерские конференции и бизнес-завтраки, нетворкинг и воркшопы, пресс-румы и вебинары, а также выставка успешных технологических и логистических решений от поставщиков, IT, сервисных и консалтинговых компаний в сфере e-commerce и многое другое.

Всего в деловой программе Форума запланировано более 50 сессий по актуальным направлениям: маркетплейсы, IT, e-Grocery, логистика, маркетинг, Legal, HR в сфере e-commerce и другие.


Помимо этого, в рамках Форума пройдет Конференция Почты России об электронной коммерции и ритейле Ecomference (light) 2022, на которой поднимут такие актуальные для игроков e-comm и ритейл индустрии темы, как сложность доставки товаров из-за рубежа и поиск новых поставщиков, изменение экспортных направлений, критерии выбора для покупателя.

Также состоится торжественная церемония награждения победителей профессиональной отраслевой премии ECOM AWARDS 2022, целью которой является выбор самых достойных представителей рынка электронной коммерции, привлечение внимания профессионального сообщества к наиболее значимым достижениям в области развития ритейла за прошедший год.

Традиционно пройдет и Кубок по мини-футболу 2022, направленный на укрепление взаимоотношений представителей ритейла, маркетплейсов, поставщиков потребительской продукции под общим флагом спорта и здорового образа жизни, вовлечение сотрудников компаний в занятия физической культурой, развитие корпоративного спорта и популяризацию футбола в России. Кстати, в течение всего времени проведения мероприятия на стенде турнира в ЦМТ Москвы можно сфотографироваться с Кубком Ecom Retail Week-2022 по мини-футболу.

Читайте также