На прошлой неделе в Центре международной торговли вновь состоялась ежегодная большая пресс-конференция Владимира Путина.
В этом раз мероприятие прошло в гибридном формате, а общение с прессой было дополнено элементами «Прямой линии». За 4,5 часа глава государства ответил на более чем 60 вопросов журналистов и граждан России, а также подвел итоги уходящего года.
Итоги года
На данный момент времени [17.12.2020г] падение ВВП – 3,6%. Это меньше, чем практически во всех ведущих странах Европы, Евросоюза, меньше, чем в Соединённых Штатах Америки.
У нас промышленное производство «подсело» на 3 процента к данному моменту. Главным образом за счёт нефти, потому что у нас сделка ОПЕК+, мы вышли на сокращение добычи, и это повлияло на общие наши показатели. <…>
Производство сельского хозяйства традиционно у нас за последние годы в хорошей зоне, сейчас, на данный момент, где-то плюс 1,8. Министр сказал, что по году может быть даже не падение, а увеличение до 2 процентов.
Банковский сектор: прибыль банков оценивается в этом году примерно в 1 триллион 300 миллиардов рублей. И это говорит об устойчивости финансовой системы.
Реальная заработная плата, надеюсь, подрастёт у нас до конца года где-то на 1,5 процента, к сожалению, при падении реальных располагаемых доходов населения, которое будет где-то около 3 процентов.
Уровень безработицы у нас был в начале года 4,7 процента, сейчас, как вы знаете, он подрос до 6,3 процента.
Всё, что мы делаем по поддержке экономики, по поддержке пострадавших отраслей производства, связано напрямую с поддержанием рабочих мест.
Хорошим обстоятельством можно считать положительное сальдо торгового баланса. Это создаёт условия для хорошего макроэкономического развития.
Государственный долг снизился на 10 миллиардов. Он и так был минимальный, 70 миллиардов долларов, если в долларовом эквиваленте. Мы меньше занимаем на внешних рынках, но регулярно обслуживаем все свои кредитные обязательства.
Международные резервы подросли. В начале года были 554,4 миллиарда, сейчас, на 4 декабря, это где-то уже 587,7 миллиарда долларов. То же самое касается Фонда национального благосостояния. В рублёвом эквиваленте было 7,7 триллиона, сейчас – почти 13,5 триллиона. Рост очень значительный.
70% российского бюджета уже формируется не за счёт нефтегазовых доходов. Это значит, что мы не в полной мере, но всё-таки начинаем слезать с так называемой нефтегазовой иглы. <…>
О состоянии российской системы здравоохранения
Конечно, к таким масштабам, с которыми мы столкнулись, не готова оказалась ни одна система здравоохранения в мире. <…> По сравнению с тем, что в мире происходило, конечно, наша система оказалась более эффективной. <…>
На момент начала пандемии, когда только первые сигналы пришли от наших друзей из Китайской Народной Республики, <…>, мы сразу среагировали на границе и выиграли <…> время для того, чтобы начать активную подготовку к тому моменту, когда придёт это в большом масштабе и количестве к нам. <…>
Потребность в коечных местах, подготовленных для борьбы с пандемией, у нас составляла 95, в миллионах мы считаем, а готовность была только 50 процентов; сейчас уже <…> 277 тысяч развёрнуто за достаточно короткий срок. За это время мы построили 40 центров <…>. Это говорит о способности быстро реагировать на проблему. <…>
Мы смогли быстро перепрофилировать часть лечебных заведений для борьбы с ковидом и выстроить систему переподготовки медицинского персонала. Ввели доплаты для людей, работающих в «красных зонах», для того, чтобы поддержать наших врачей, для студентов старших курсов медицинских вузов – по 10 тысяч, по 7 тысяч – для колледжей, как вы знаете. Быстро достаточно развернули производство средств индивидуальной защиты и костюмов, необходимых средств для обработки помещений, в некоторых случаях – не просто в разы: скажем, масок, <…> мы их производство увеличили в 20 раз.
Наша система здравоохранения и государственного управления в этой сфере продемонстрировали готовность к быстрой мобилизации ресурсов, и сделали это. Кстати говоря, необходимое количество лекарств увеличено в два раза. <…>
В начале пандемии мы не знали, что это такое, не знали, как выявлять, как тестировать, чем лечить и не знали, будет ли когда-нибудь противоядие, то есть вакцина. Смотрите, по всем этим позициям мы серьёзно продвинулись вперёд. Россия входит в тройку мировых лидеров по тестированию, а, по мнению ВОЗ, один из способов преодоления трудностей, связанных с распространением инфекции, – это массовое тестирование. Лекарственные препараты: мы начали производить отечественные препараты в нужном нам количестве. И наконец, вакцинация: Россия оказалась первой страной в мире, которая изобрела, так можно сказать, и начала производить вакцину. <…> Проблем хватает, но в целом система здравоохранения отреагировала адекватно на угрозы, которые возникли для граждан нашей страны.
О развитии первичного звена здравоохранения
Мы немножко сдвинули вправо начало работы по развитию первичного звена здравоохранения. <…> Вместо того чтобы начать это 1 июля текущего года, мы начнём с 1 января. И все ресурсы, которые предусматривались на эту программу, – они все у нас будут использованы в те сроки, которые предусмотрены этой программой. Это 500 миллиардов рублей из федерального бюджета плюс 50 миллиардов рублей из региональных бюджетов. Где-то в ближайшие три года уже около 300 миллиардов должно быть выделено и должно быть освоено. <…>
Самое главное в развитии первичной системы, этого звена здравоохранения заключается в том, чтобы обеспечить 100-процентную доступность граждан к медицинским услугам. Я вижу, что здесь очень много вопросов, которые требуют быстрого решения, – вот этим мы и будем заниматься в первую очередь. Конечно, подготовка кадров соответствующих, материальная база и так далее. <…>
О выборах в парламент и молодых партиях
У нас приняты поправки к Конституции. И это означает, что парламент получил больше полномочий по целому ряду направлений, в том числе и по формированию Правительства Российской Федерации. <…> Теперь Государственная Дума, по сути, принимает окончательные решения не только по Председателю Правительства, но и по министрам и вице-премьерам. Президент обязан подписать кадровые решения, которые будут приняты парламентом. <…>
По поводу новых партий, не пора ли старым политическим тяжеловесам уступить своё место. Это решают не новые партии, не политические тяжеловесы в виде традиционных партий, это решают граждане, это решают избиратели.
О вакцинации
Я всех призываю самым внимательным образом относиться к рекомендации специалистов. <…> По поводу необходимости массовой или всеобщей вакцинации: я считаю, что это нужно делать. То же самое говорят не только наши, отечественные вирусологи, но и их коллеги практически во всём мире. Один из немногих путей преодоления всех вопросов, связанных с пандемией, – это массовая вакцинация. Именно она должна создать общенациональный, популяционный иммунитет. И повторяю ещё раз: наша вакцина – эффективная и безопасная. Поэтому не вижу никаких причин не вакцинироваться. <…>
Это [вакцинация] может быть только добровольно. А что касается объяснения, убеждения, это с помощью представителей средств массовой информации, блогеров и специалистов, которые должны ясным, понятным языком донести до людей нужную информацию и таким образом, чтобы это вызывало у них доверие.
О пандемии, росте цен, безработице и мерах поддержки населения
Пандемия связана с закрытием целого ряда производств, с ростом безработицы, со снижением уровня доходов реальных, располагаемых доходов населения, – это не пустые слова, это не проходная вещь, это говорит о том, что мы это видим и понимаем.
Вы сказали, что никогда не было так тяжело, как сейчас. Было: в 2000 году за чертой бедности жили 29 процентов населения. Ниже прожиточного минимума почти треть страны. <…>
Одно из основных направлений деятельности – снижение количества людей, живущих за чертой бедности. План такой: к 2030 году уйти с сегодняшних 13,5 процента до 6,5 процента людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. <…>
Цены растут объективно. Связано это с чем – связано с ростом, допустим, стоимости комплектующих в связи с курсовой разницей, это неизбежно. Значительную часть комплектующих, которые стали дороже, мы закупаем за большее количество рублей, потому что рубль немножко просел и это стало дороже.
Но там, где это не связано с объективными обстоятельствами, это не может не вызывать соответствующей острой реакции. <…> За последние шесть лет у нас рекордный урожай, и в этом году он будет 131 миллион тонн, а может быть, и даже 134, <…> – а хлеб растёт в цене, макароны в цене растут. Это что такое? Это с какой стати-то? Это первое.
Второе – сахар. <…> Министр мне что сказал: для внутреннего потребления достаточно. И в то же время как это достаточно, если на 75 процентов рост цен произошёл?
Или по подсолнечному маслу – на 17 [процентов рост]. Что, у нас семечки нет? Достаточно тоже. А почему происходит? Потому что на мировых рынках выросла цена, значит, на внешний рынок пошло больше значительно, и начали внутренние цены «подтаскивать» к общемировым, что совершенно недопустимо. <…>
В связи с тем, что подросла безработица с 4,7 процента до 6,3 процента, мы существенно повысили пособие по безработице.
Но самая тяжёлая ситуация, конечно, складывается у семей с детьми, и здесь у нас выстроена целая программа поддержки семей с детьми: от нуля до полутора лет, от полутора лет до трёх лет и от трёх до семи. <…> Это такие, так скажем, оперативные меры по поддержке российских семей. Я уже не говорю про единоразовые выплаты всем детям до 16 лет. <…>
Самое главное, конечно, заключается в том, чтобы нам развивать экономику, реализовывать цели национального развития, национальные проекты, куда заложены эти цели развития, создавать новые рабочие места, выводить экономику на новый уровень, отвечающий требованиям сегодняшнего дня, развивать искусственный интеллект, цифровизацию, современные создавать производства, которые позволяли бы людям и работать интересно, и получать доход достойный. Вот на это направлен целый комплекс наших мероприятий, которые заложены в рамках национальных проектов.
О мусорной реформе
Здесь несколько задач перед нами стоят крупных.
Первое. Нам нужно создать соответствующую отрасль производства, замкнутый цикл производства, когда отходы не идут на полигоны, а используются в других видах производства.
Второе. Нам нужно добиться нормальной сортировки, с тем, чтобы к 2030 году у нас всё распределялось по соответствующим сегментам этих отходов и соответствующим образом перерабатывалось. На сегодняшний день одна из задач, которая стоит перед организаторами всей этой работы, заключается в том, чтобы добиться расширенной ответственности между производителями продукта и упаковщиками продукта, с тем, чтобы перенести нагрузку за утилизацию не на граждан, а на производителей этих упаковочных изделий. В принципе, это практика, которая выстроена практически повсеместно во всём мире, и мы будем придерживаться именно этой практики. <…>
О Донбассе и перспективах развития отношений России и Украины
Что касается перспектив развития отношений между Россией и Украиной, это в значительной степени зависит от украинских властей, я сейчас не скажу от Украины, а от украинских властей. <…> Когда мы в Париже встречались в рамках «нормандского формата», мы договорились о прекращении боевых действий. И это действительно соблюдается, это действительно большое достижение, произошёл обмен удерживаемыми лицами. Но ничего не разблокировано с точки зрения экономики и социальной сферы. Ничего не сделано, по сути дела, в плане политического урегулирования. И более того, официальные лица в Киеве много раз уже публично заявляют о том, что они не собираются выполнять Минские соглашения, ставят вопрос о пересмотре его основополагающих положений. <…> Урегулирование неизбежно, рано или поздно это произойдёт. Вопрос в том – когда. Это в значительной степени, повторяю ещё раз, зависит от сегодняшних украинских властей. А Россия как поддерживала Донбасс, так и будет поддерживать.
Об онлайн-образовании
Надо разделить онлайн-образование в школах и онлайн-образование в высших учебных заведениях, в институтах и университетах. У нас с вами по стране 39,9 тысячи школ, и только 2 процента из них работают онлайн, часть небольшая – на смешанной системе, большая часть – в обычном режиме. <…> В 2021 году все школы Российской Федерации должны получить доступ к скоростному интернету. Часть уже сейчас оборудована.
По высшей школе. Дважды – в июле и осенью – мы поддерживали высшие учебные заведения, выдавали им соответствующие финансовые ресурсы для поддержания их работы в системе онлайн. И они, расширяя свои возможности в рамках работы онлайн, по интернету, должны это будут делать сами как хозяйствующие субъекты при той или иной поддержке со стороны государства. <…>
По поводу качества образования. Конечно, онлайн-система не заменит никогда прямого, личного контакта между студентом, учащимся и преподавателем. Во всяком случае, этого ещё очень долго не произойдёт. <…> Тем не менее система, при которой и в школе, и в высшей школе онлайн-образование будет использоваться, – система существует, она, конечно, будет развиваться. <…> Но преувеличивать эти возможности тоже не нужно. Это не на всю жизнь, не навсегда – массовое онлайн-образование. <…> Лучше всего, конечно, когда это смешанная система. <…>
О национальных целях
У нас стратегические цели никуда не исчезли, они не откладываются. <…> Правительство работает достаточно эффективно. <…> Способны ли мы достичь вот этих целей национального развития, используя те инструменты, которые называются нацпрограммами, нацпроектами, для того чтобы добиться нужных целей? В целом – да, есть, безусловно, вопросы, требующие дополнительного внимания, изучения, но мы с регионами всё в целом отработали. И, несмотря на эту пандемию, мы будем развиваться. <…> Всё будет по плану.
Об изменениях Конституции
Фундаментальные основы нашей Конституции остались без изменений, и это очень важно. Конституция 1993 года принималась в сложных условиях гражданского противостояния и, прямо скажем, боевых действий в столице Российской Федерации, в Москве. <…> Она в известной степени сыграла стабилизирующую роль, помогла восстановить гражданский мир и создала определённую политическую базу для развития.
Сейчас у нас другая ситуация. И в соответствии с этой ситуацией мы должны были поменять и Основной закон. Не поменять, а внести какие-то коррективы, поправки. Некоторые вещи мы даже не могли раньше делать. Например, эти социальные гарантии, связанные с необходимостью индексации пенсий. <…> Сейчас нужно не позволить сегодняшним руководителям и будущим не делать этого, потому что фундаментальные основы российской экономики позволяют это делать, а значит, это может и должно быть зафиксировано в Основном законе страны, так же как и проблемы, связанные с борьбой с бедностью. <…>
Одна из наиболее эффективных армий мира – у России на сегодняшний день. Всё это мы теперь можем зафиксировать в Основном законе. Эта ситуация созрела, мы это сделали и сделали своевременно. <…>
Граждане стали авторами поправок в Основной закон Российской Федерации. Это важно, это нужно, и хочу ещё раз выразить слова благодарности всем гражданам страны, которые поддержали поправки в Основной закон.
О развитии внутреннего туризма
Обращаюсь к средствам массовой информации, тем, кто в интернете работает: нужно поддержать направления развития внутреннего туризма, почаще показывать и рассказывать о тех возможностях, которые предоставляет наша страна и различные её регионы для наших же граждан и для наших гостей из-за границы. <…>
Государство должно оказывать необходимую поддержку, разумеется, инфраструктурную прежде всего. Соответствующие средства мы будем на это выделять, они предусмотрены. Как я уже сказал, будем поддерживать и бизнес в целом, региональный в том числе, и создаётся структура, которая будет заниматься исключительно внутренним туризмом.
О «Северном потоке – 2»
«Северный поток – 2» вне всяких сомнений, это абсолютно очевидная вещь, выигрышная, выгодная для экономики Европы в целом и Германии в частности. Потому что другой вариант (покупка более дорогого первичного энергоносителя – американского сжиженного газа – по цене на 20 процентов выше, чем наш трубный газ) – что это означает? Снижение конкурентоспособности германской экономики и повышение цен для домохозяйств. <…> Это абсолютно очевидная вещь, здесь не нужно вообще быть газовиком каким-то или экономистом. Это соответствует национальным интересам Европы и Германии. <…>
Осталось там 160 километров, если считать в однониточном исполнении, на обе нитки 160 с небольшим, 165, что ли, километров. Всё. То есть он практически завершён. Я думаю, что мы работу закончим. Надеюсь, что и новая администрация отнесётся к своим партнёрам, к своим союзникам с уважением, не будет настаивать на том, чтобы они пренебрегали своими национальными интересами, и вернётся в режим добросовестной конкуренции на мировых рынках. Надеюсь, что этот проект тоже будет реализован.
О поддержке бизнеса
Первое. Мы перенесли все платежи, кроме НДС, на более дальний срок.
Второе. Несколько раз выдавали гранты, дважды, по-моему.
Третье. Дали кредит под нулевую ставку.
Четвёртое. Дали кредит под 2 процента с перспективой списания всего кредита в случае сохранения 90 процентов списочного состава работников, или не списания, а списания не всего, а 50 процентов кредита в случае сохранения 80 процентов работников.
Мы, наконец, перенесли на более поздний срок выплаты за аренду государственного имущества. Ну и, наконец, для малых и средних предприятий приняли очень серьёзное решение – сократили отчисления в социальные фонды с 30 до 15 процентов сразу, и это <…> навсегда, на будущее.
Это целый набор мер, которые в целом поддержали пострадавшие отрасли. <…> В целом направили на поддержку граждан и промышленности, на борьбу с пандемией 4,6 триллиона рублей. <…> И это означает 4,5 процента ВВП страны, из них миллиард направили напрямую на поддержку пострадавших отраслей.<…> Выход из кризиса будет зависеть от того, насколько мы будем справляться с самой пандемией, как быстро это закончится, как быстро мы перейдём к действительно массовой вакцинации и сможем ли мы убрать все ограничения, которые сейчас ещё действуют? Я рассчитываю, что в течение следующего ближайшего полугодия так или иначе ситуация будет меняться в лучшую сторону. А что касается экономики, то, по разным оценкам, по разным подсчётам, где-то конец 2021 года – первый квартал 2022 года мы все эти проблемы преодолеем.<…>
О мультикультурализме и свободе слова
Там, где начинается свобода другого человека, заканчивается твоя свобода. <…> Те, кто действует бездумно, оскорбляя права верующих, их чувства, они всегда должны помнить о том, что это будет иметь какую-то ответную реакцию. С другой стороны, эта ответная реакция не должна быть агрессивной. <…> Реакция не должна быть направлена на лишение жизни человека, что в принципе противоречит самому духу любой мировой религии. <…>
Культура взаимоотношений между представителями различных религий и, кстати, не только религии, но и атеистов, она вырабатывалась у нас веками. И поэтому у нас, слава богу, никто и не допускает таких оскорбительных выпадов в отношении представителей тех или других конфессий. Надеюсь и очень прошу всех вас об этом, чтобы этого никогда и не было, потому что это будет разрушать нашу страну изнутри. Мы не можем себе этого позволить. <…>
У нас-то представители разных конфессий живут в своей собственной стране, у них нет другой родины. Это очень важная отличительная черта того, как складывались и складываются до сих пор взаимоотношения между представителями конфессий в нашей стране и, скажем, в европейских странах. Поэтому там этот проект мультикультурализма потерпел фиаско. <…> А у нас он сложился сам по себе на протяжении веков, и мы этим очень дорожим.
О конфликте в Нагорном Карабахе
Позиция России всегда заключалась в том, что мы должны без всякого кровопролития прийти к договорённостям. <…> Мы всегда на протяжении многих лет – сейчас повторю нашу позицию – исходили из того, что Азербайджану должны быть возвращены семь удерживаемых районов вокруг Нагорного Карабаха. <…> Должен быть зафиксирован статус-кво в Нагорном Карабахе, но при обязательном создании возможности общения между Нагорным Карабахом и Арменией, для чего предполагалось создать так называемый Лачинский коридор, то есть это коридор связи между Арменией и Нагорным Карабахом.
Позиция Турции основана на том, что – это же публично заявлено – Турция защищала, как они считают, правое дело Азербайджана, а именно возврат территорий, которые были оккупированы в ходе боестолкновений в 90-х годах. С международно-правовой точки зрения, я тоже об этом говорил, эти все территории являются неотъемлемой частью Азербайджанской Республики. Повторю ещё раз: сама Армения независимость Нагорного Карабаха не признала, поэтому в этом смысле, имея в виду это обстоятельство, сам Нагорный Карабах – это тоже с точки зрения международного права Азербайджан.
Но ситуация, на мой взгляд, сложнее, чем просто простые нормативные постулаты, в том числе и международно-правовые. <…> Но мы договорились <…> в рамках трёхстороннего заявления, о том, что боевые действия прекращаются. <…> Договорились о том, что стороны останавливаются на тех позициях, где их застало подписание нашего трёхстороннего заявления. <…> В этой связи возникает и много таких технических вопросов, которые связаны с инфраструктурой. <…> Но с этим нужно разбираться спокойно в ходе переговорного процесса. <…> Договорённость о прекращении боевых действий очень важна, потому что она кровопролитие прекращает, люди перестали гибнуть. Вот это чрезвычайно важная вещь, вообще принципиальная, всё остальное – это второстепенно. Жизнь и здоровье людей, сохранение жизни и здоровья – самая главная задача, которую мы решили. <…> И мы очень рассчитываем на то, что и международные посредники перейдут наконец от слов к делу и начнут фактически помогать людям, которые нуждаются в помощи, прежде всего возвращающимся в Нагорный Карабах беженцам, что не только Россия это будет делать, посылая туда гуманитарные конвои, но и международные организации наконец развернутся. <…>
Что касается увеличения количества наших миротворцев, то это возможно, но только по договорённости со всеми сторонами, в том числе с азербайджанской стороной, потому что мы изначально обговорили количество наших миротворцев, это количество согласовано. <…>
Об условиях возврата индексации работающим пенсионерам
Это условие простое: бюджетная обеспеченность. <…> Есть определённые тонкие элементы незачёта некоторых компонентов пенсионного обеспечения при определении конечного результата для пенсионера, с этим совершенно точно нужно разобраться. <…> Я бы подумал, конечно, и об отдельных категориях наших пенсионеров, которые нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства. Это не такие большие доходы, люди работают на таких работах, на которые другие, кстати говоря, не очень то и стремятся. В принципе государство само заинтересовано, чтобы пенсионеры занимали эти рабочие места. На следующий год предусмотрена индексация выше инфляции, инфляция у нас ожидается где-то в районе четырёх процентов, может, четырёх с небольшим – 4,1, индексация пенсий предусмотрена 6,3 процента. И мы сделаем всё, для того чтобы это обеспечить.
О взаимоотношениях с арабским миром
Что касается арабского мира, вообще исламского мира, то у нас традиционные отношения с этими организациями и странами. Россия же является наблюдателем в некоторых из авторитетных международных исламских организаций. А отношения с арабским миром традиционны и для России в целом, и для Советского Союза, и для сегодняшней Российской Федерации. У нас очень устойчивые давние связи, уходящие глубоко корнями в века. И сегодня это имеет тенденцию даже к расширению. <…> Сейчас объём и география нашего сотрудничества с исламским миром и с арабским миром стали гораздо шире. Мы этим очень дорожим и будем дальше это делать, развивать эти отношения.
Российский фонд прямых инвестиций сотрудничает практически со всеми мировыми суверенными инвестиционными фондами. С некоторыми арабскими инвестфондами сложились вообще уникальные отношения. Они настолько доверяют Российскому фонду прямых инвестиций, что приняли решение автоматически софинансировать все проекты, в которые входит Российский фонд прямых инвестиций. Это говорит об уровне доверия, о качестве нашего сотрудничества.
О продвижении русского языка и культуры
Здесь поддержка со стороны государства явно востребованна и абсолютно недостаточна. <…> В целом анимация нуждается в поддержке со стороны государства и бизнес-структур. <…> На этой анимации воспитываются целые поколения наших детей. Они должны воспитываться на вещах, которые воспринимаются малышами, но основанные на сострадании, на любви к Родине, к ближнему, к природе. <…> Всё, что связано с положительным контентом, оно, конечно, заслуживает большей поддержки со стороны государства, чем до сих пор. И в этом и есть «мягкая сила», но это не может быть никаким заказом со стороны государства. Со стороны государства нужна только поддержка. Вот здесь как раз тот случай, когда поменьше нужно заказывать и командовать и побольше просто поддерживать.
О контроле над вооружениями и гиперзвуковом оружии
По поводу СНВ-3. Если ничего не произойдёт, то в феврале этот договор перестанет существовать. <…> Мы готовы к продолжению диалога. <…> Но нам нужна какая-то реакция со стороны американских наших партнёров. <…> Если этого не произойдёт, не случится ли гонка вооружений? Так она случилась уже. После выхода США из договора по ПРО всё и началось. Одна страна строит «зонтик» для себя. Значит, конечный результат будет какой? Конечный результат – это обнуление нашего ядерного потенциала. Значит, мы что должны были сделать? Мы должны были сделать всё для того, чтобы этого не случилось: или самим строить эту систему ПРО, либо создавать системы, которым эта ПРО не помеха. Мы это сделали, это произошло, с помощью гиперзвукового оружия, в том числе «Авангарда». <…> У наших американских партнёров (они разрабатывали такую теорию молниеносного обезоруживающего удара, то есть удара высокоточным оружием по центрам управления, на самом деле, прежде всего) высокоточное оружие есть, а гиперзвукового пока нет у них. Сделают, конечно, это совершенно очевидно. Но, как я уже говорил, мы к этому времени подготовимся. <…>
Мы на шестом месте по объёмам финансирования армии и ОПК, в основном армии, 46 миллиардов с небольшим, США – 770 миллиардов, а нам удаётся сделать то, чего у других нет. Плюс за счёт имеющейся научной, производственной базы и школы, за счёт мозгов наших учёных, изобретателей, за счёт таланта инженеров, рабочих мы не будем втягиваться. <…> Мы на правильном пути и будем продолжать эти усилия по безусловному обеспечению безопасности Российской Федерации и её народа.
О СМИ и информационной независимости
Без нормальной работы СМИ гражданское общество не построим. Это очевидно, потому что эффективная, живая пресса – это и есть часть гражданского общества.<…>
Нужно самим развивать эти площадки, самим развивать эти платформы [YouTube, Facebook и так далее] – вот самое правильное средство независимости в данной сфере, в информационной сфере. Информационная независимость невозможна, если мы зависим от чужих платформ. <…> Они кнопку нажали и всё закрыли, и дело с концом. Возможно ли как-то реагировать на это на государственном уровне? Да, реагировать возможно, и МИД это делает. Но насколько это является эффективным? Неэффективно. Поэтому мы, конечно, обязаны и будем обращать на это внимание наших партнёров, которые особенно заботятся о правах человека и о свободе распространения информации. Но, повторяю ещё раз, самый главный способ обеспечить свою независимость в информационном пространстве – самим развивать технологические и технические возможности. Мы так и будем делать.
О 2020
Год был сложным, тяжёлым. Но сейчас <…> я вспоминал о том, как тяжело мы проходили 90-е годы, начало 2000-х годов. Тогда казалось, вообще нет света в конце тоннеля, вообще ничего. Ни армии нет, ни экономики нет, социальная сфера развалилась, безработица зашкаливала вообще до непомерных высот. Каждый третий жил за чертой бедности. И посмотрите сегодня. Да, много проблем. Да, люди ещё очень тяжело живут, и очень много таких людей. Но всё-таки фундаментальные основы российской государственности, базовые основы российской экономики, возможности государства не сопоставимы с тем, что было в 90-х и начале 2000-х годов. Это даёт нам в руки инструменты, которых раньше никогда не было. Это даёт нам возможность сосредоточить усилия на самых важных, самых злободневных вопросах для их решения и не забывать о стратегических целях развития Российской Федерации. <…>