4 декабря 2020 года в Центре международной торговли Москвы состоялся Первый Евразийский Конгресс.
«Всё равно нас ждёт восстановление экономики. Хочется, чтобы оно было энергичным и сильным. Но в любом случае мы ожидаем позитивную динамику!»
Андрей Клепач, Главный экономист и зампред Внешэкономбанка РФ
4 декабря 2020 года в Центре международной торговли Москвы состоялся Первый Евразийский Конгресс. Основной темой Конгресса был выбран «Экономический прагматизм и взаимная выгода как основа Евразийской экономической интеграции». Организаторами мероприятия выступили Евразийский банк развития (ЕАБР) совместно с Евразийской экономической комиссией. В конгрессе приняли участие главы крупнейших компаний, национальных банков развития и международных финансовых организаций, представители власти и многие другие.
Конгресс открылся Панельной дискуссией главных экономистов и международных финансовых институтов. В рамках мероприятия выступил Андрей Клепач, Главный экономист и зампред Внешэкономбанка РФ, представив аналитический доклад «Вызовы и перспективы евразийской интеграции».
В ходе выступления были отмечены два центра евразийской интеграции: Россия и Евразийский экономический союз с одной стороны, с другой Китай с проектом «Путь и Пояс». В то время как Россия и Евразийский союз предлагают модель интеграции с ориентиром на совместные интеграционные действия и консенсус участников, китайский «центр» экономическими и информационными средствами формирует «сообщество стран общей судьбы» с фокусом на Центральную Азию.
В рамках мероприятия пресс-службе ЦМТ удалось получить комментарий Главного экономиста и зампреда Внешэкономбанка РФ Андрея Клепача об экономической ситуации в стране и по другим важным темам.
Мы побеседовали с Андреем Николаевичем после выступления в кулуарах ЦМТ.
ЦМТ: Андрей Николаевич, как Вы оцениваете проходящий сейчас Конгресс? Как Вам новый «гибридный» формат мероприятий в ЦМТ?
Клепач: Понятно, что если основная часть общения идет онлайн, то это сложнее. Но всё-таки есть часть общения «вживую». Я считаю, что оно получилось: и панель главных экономистов, и руководителей институтов развития получились. Важно, что мероприятие состоялось! Количество участников, конечно, не такое, как раньше. Мы должны встречаться и формировать повестку работы на будущее. С точки зрения организации, и, главное, с точки зрения смысла мне кажется, что мероприятие получилось!
ЦМТ: Что же нас ждёт в 2021 году, как Вы считаете? И на евразийском пространстве, и в мире, и конкретно в России.
Клепач: Всё равно нас ждёт восстановление экономики. Хочется, чтобы оно было энергичным и сильным. Но в любом случае мы ожидаем позитивную динамику!
ЦМТ: Т.е. «дно» мы уже нащупали?
Клепач: Дно мы уже прошли. Вообще, если брать Россию, у нас ВВП где-то пять месяцев рос, в октябре немножко просел. Я думаю, что в следующем году, может быть не в первом квартале, но рост будет всё-таки достаточно значимый. И так же страны Евразийского союза. Тут оценка и ЕАБРа, и наша: Казахстан будет восстанавливаться достаточно неплохо. Практически по всем странам будет рост. Он может быть существенно выше, чем по мировой экономике - до 5%. Может быть в Белоруссии будет ситуация сложнее в силу и структурных проблем, и политической и социальной напряженности. Но я думаю, что белорусская экономика на следующий год тоже сможет показать рост вслед за российской.
ЦМТ: Скажите пожалуйста, а какая ситуация с занятостью населения? Коллеги касались этого вопроса в рамках дискуссии на Конгрессе. Говорили, что среди людей со средним и неполным высшим образованием безработица растет быстрее, чем по всему трудоспособному населению. Нам в стране это свойственно?
Клепач: Это скорее международная оценка. У нас сейчас безработица не показывает рост. Хотя, на мой взгляд, данные об уровне безработицы не очень достоверны. Т.е. безработица выросла. Тут скорее вопрос: «Как создать условия для её снижения?». Новых рабочих мест при вялом росте экономики создаётся недостаточно. И это вызов. Но он касается даже не столько тех, у кого нет высшего образования. У нас достаточно много людей (в особенности если мы берём Москву, да и часть регионов) с высшим образованием, которые не могут найти адекватную работу с доходами, использующие их компетенции. В большинстве и банков, и корпораций идёт сокращение. В том числе и после пандемии тоже вряд ли здесь будет серьезный скачок роста.
ЦМТ: Где же будет продемонстрирована мобильность этих людей, где будут искать работу? На постсоветском пространстве, в Восточной Европе?
Клепач: Все пытаются выживать. Не всегда с учётом того потенциала, который у них есть и который можно было бы использовать. С другой стороны, резко сократился спрос на приток рабочей силы для неквалифицированного труда. Но здесь он, видимо, начнет восстанавливаться по мере того, как будет расти строительная отрасль.