+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Развитие цифрового государства обсудили в ТПП РФ

28 дек 2020

На днях при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ состоялся Форум по вопросу цифровой трансформации государственного сектора Forum Digital Government.

Формирование цифровой экосистемы страны требует активного участия всех субъектов взаимодействия цифрового развития: органов государственной власти, бизнеса, ассоциаций, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций и населения. В мероприятии также приняла участие главный эксперт Департамента международного сотрудничества и общественных связей ЦМТ Москвы Алла Клюева, член Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики.

Цифровая экономика в глобальном масштабе является главным драйвером среднесрочного и долгосрочного экономического и социального роста. Ее можно охарактеризовать как систему экономических, социальных и культурных отношений, которые основываются на использовании передовых и цифровых информационно-коммуникационных технологий. К 2025 году цифровизация внесет большой вклад в экономический рост и обеспечит от 19 до 34% роста мирового ВВП, изменив стандартные модели отраслевых рынков. 

Мир стоит на пороге масштабной по скорости волны цифровой революции. Согласно прогнозам, новые цифровые продукты и услуги Индустрия 4.0. принесет в глобальную экономику до 3,7 трлн долларов. По оценкам McKinsey, за счет Интернет-технологий ВВП России к 2025 году увеличится на 4,1–8,9 трлн руб. или на 19-34% от общего ожидаемого роста ВВП. 

Сегодня мы наблюдаем стремительный рост и широкое использование ИКТ во всех сферах человеческой деятельности. Новейшие технологии – большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, робототехника, компьютерное зрение и многие другие - в первую очередь, имплементируются в государственное управление. Можно с уверенностью сказать, что будущее принадлежит тем странам, которые смогут максимально эффективно использовать огромный потенциал ИКТ индустрии.

Главным инициатором и катализатором практического применения прорывных информационных технологий всегда является государство, формирующее правовое регулирование и обеспечивающее развитие самой экосистемы инноваций для улучшения качества жизни населения и обеспечения кибербезопасности для защиты персональных данных. Процесс цифровизации государственного управления является не отдельно взятым процессом, а базируется на синергии организационно-правовых мер по развитию цифровой экономики. Сами модели реализации концепций еGovernment являются синтезом практических и теоретических подходов, направленных на эффективность взаимодействия населения с государственными органами.

Механизм электронного правительства в России направлен на достижение высокого уровня удовлетворенности физических и юридических лиц, а использование электронных госуслуг должно позволить и населению, и бизнесу быть вовлеченными в процесс принятия решений государственного уровня.

Доктрина информационной безопасности РФ формирует базис для работы всех участников процесса цифровизации нашей страны. Положения Доктрины определяют, что приоритетными направлениями для России являются: обеспечение конституционных свобод человека на получение информации, противодействие угрозам и устойчивое функционирование ИКТ-инфраструктуры, использование ИКТ для формирования системы глобальной информационной безопасности и защиты суверенитета РФ в информационном пространстве.

Однако зависимость российской промышленности от зарубежных ИКТ в части программного обеспечения, электронно-компонентной базы и средств связи, недостаточный уровень конкурентоспособности российских технологий ставит нашу страну в зависимость от геополитических интересов государств - лидеров цифровых технологий. Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в информационной среде также является препятствием для формирования глобальной системы обеспечения стратегической стабильности и равноправного сотрудничества.

Низкая эффективность научных разработок и уровня их внедрения, недостаток квалифицированных кадров в области ИТ, а также невысокий уровень грамотности граждан в вопросах обеспечения собственной информационной безопасности также остаются актуальными на сегодняшний день.

В 2019 году, в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» был разработан паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», задачей которого является реализация национальных стратегических целей для обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий за счет использования ИКТ и платформенных решений при оказании услуг для граждан и бизнеса. 

Сегодня по данным рейтинга «еGovernment Development Index (EGDI) 2020» Россия занимает 36 строку с общим показателем в 0,82 (из 1). Индекс телекоммуникационной инфраструктуры составляет 0,77, онлайн сервисов – 0,81, человеческого капитала – 0,88, что является очень высоким показателем. Реализация федпроекта позволит осуществить окончательный переход на цифровое взаимодействие государства с гражданами и организациями. В том числе, будет введена в работу реестровая модель и механизм проактивности при предоставлении услуг в электронной форме, преимущественно электронный документооборот, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями.

Среди целевых показателей - доведение к 2024 году объёма цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с государственными и муниципальными органами до 70 % (в 2020 году - 30%), объёма приоритетных госуслуг и сервисов до 100% (2020 год – 15%), объёма электронного документооборота между госорганами РФ и органами власти государств ЕАЭС до 90%.

Сегодня на портале Госуслуг можно протестировать прототипы первых суперсервисов - безбумажных государственных услуг, осуществляемых без личного визита. В зависимости от жизненной ситуации сервис анализирует, что необходимо для гражданина, формирует пакет услуг, напоминает о положенных ему выплатах и присылает уведомление о готовности. Целевое состояние сервисов проектируется совместно с будущими пользователями - каждый гражданин может поучаствовать в процессе разработки прототипа, который после обсуждений выносится на обсуждение профессионального сообщества. 

По данным Росстата, 146,7 млн граждан смогут стать потенциальными пользователями суперсервисов. В год в России оказывается 800 млн госуслуг. В результате экспертной оценки, исходя из часа потраченного времени на получение одной услуги, экономия времени составит 92 тысячи лет.  

Распространение пандемии совпало с периодом высокой активности цифровой трансформации в разных странах мира, ускорив, таким образом, реализацию накопленного потенциала использования ИКТ во многих секторах экономики. Инициаторами цифровых решений в борьбе с распространением вируса и защите своих граждан выступили органы власти и крупнейшие технологические компании.  

Заболевание распространялось с такой скоростью, что даже скептически настроенным правительствам стало очевидно, что преломить ситуацию без задействования ряда существующих и находящихся в разработке цифровых технологий будет сложно. Фактически, COVID-19 спровоцировал ускорение работы над целым рядом государственных проектов и решений. Во многих государственных органах трансформация по ряду направлений уже осуществлялась, но последствия пандемии стали для них испытанием в экстремальном режиме. 

Во всем мире пандемия вызвала всплеск инициатив и переосмысление текущей цифровой повестки: возросший спрос на применение цифровых инструментов, вызванный объективной необходимостью, сфокусировал вектор цифровой трансформации на развитие технологических аспектов в различных отраслях, особенно в секторах жизненно необходимых услуг.  Среди них - онлайн-коммуникации (особенно в части контроля, отслеживания, информирования), электронное правительство, обмен данными и широкополосная связь, здравоохранение, образование, электронная торговля, финансовые услуги, защита персональных данных.  

В сложившейся ситуации Центр международной торговли Москвы, являясь ответственной клиентоориентированной компанией, также ввел в свою деятельность ряд новых цифровых сервисов, например, Личный кабинет арендатора, который дает возможность в удаленном режиме управлять электронным документооборотом компании, в том числе юридически значимыми и финансовыми документами.

Помимо этого, для клиентов, арендаторов и гостей ЦМТ Москвы теперь доступен автоматический сервис онлайн-оплаты услуг без комиссии, в том числе, за онлайн-бронирования переговорных комнат с возможностью почасовой аренды, за выбранные позиции из электронного меню ресторана RFR Grill, онлайн-заказы и доставку, бронирование и оплату спецпредложений, таких, как «Ужин для двоих», Новогодние бранчи, а также услуги химчистки-прачечной и многие другие сервисы Центра международной торговли.

Лидирующие российские технологические компании реализуют сегодня портфель проектов по разработке технологий и платформенных решений с общим объемом финансирования более 10 млрд руб. По итогам данной работы в нашей стране будет введена в эксплуатацию государственная информационная система «Федеральный портал пространственных данных». 

Уже в 2021 году будут внедрены в работу национальные стандарты обработки массивов больших данных, единая государственная облачная платформа, платформа для исследований и разработок в области «сквозных» цифровых технологий. Приоритетные социально-значимые государственные услуги и сервисы будут также предоставляться в цифровом виде.

Учитывая региональные особенности нашей страны и масштаб территории, перед правительством стоит важнейшая задача охвата всех регионов высокоскоростным Интернет-соединением, что сегодня реализует в режиме 24/7 ПАО «Ростелеком». Михаил Осеевский, глава Ростелекома, в своем докладе Владимиру Путину сообщил о необходимости скорейшего перевода государственных услуг в цифровой формат. Он также анонсировал создание МФЦ для экспортеров, который позволит оформлять в цифровом виде документы по 24 видам госуслуг. 

Учитывая непростую экономическую ситуацию, вызванную пандемией, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, нацпроекты могут быть скорректированы в части их реализации. На разработку и внедрение в работу правительства цифровых решений в рамках программы Цифровая экономика выделяются значительные финансовые средства. При этом, как и во всем мире, актуальной остается система планирования государственно-частного партнерства, а также контроль за реализацией бюджетных инвестиций на НИОКР и исследовательские и конструкторские разработки в сочетании с регуляторной базой. Данный процесс требует постоянной координации и дополнений.

Недавно международные аналитики сформулировали список стратегических технологий, которые уже развиваются и скоро станут критически важными областями для дальнейшего роста эффективности цифровизации в госсекторе. Среди них - адаптивная безопасность, цифровая идентичность личности многоканальное взаимодействие граждан, облачные сервисы, персонал с цифровыми полномочиями, предиктивная аналитика, расширенный искусственный интеллект.

В применении и адаптации инструментов цифровизации для роста эффективности государства приоритетной является цена человеческих решений. Поэтому основной задачей формирования эффективных процессов развития является инвестирование в человеческий капитал, передача знаний и навыков следующим поколениям.


Читайте также