Это ключевое отраслевое мероприятие, на полях которого руководители органов власти, менеджмент ведущих торговых сетей, производители, поставщики, представители банковской сферы, аналитики и эксперты обсуждают ключевые тренды развития российского рынка, а также роль государства в формировании «лица» современного сектора ритейла.
Мероприятие проходит в традиционном офлайн формате, который дополняет онлайн трансляция. В 5-ти дневной деловой программе организаторы Форума - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла запланировали ряд пленарных заседаний, экспертных сессий, деловых конференций, презентаций и круглых столов, посвященных наиболее актуальным вопросам российского ритейла.
Сегодня на площадке Форума состоялась стратегическая сессия «Борьба с ростом цен - необходимый шаг или путь к пустым прилавкам?», посвященная вопросам государственного регулирования розничных цен и его эффекту в кризисных условиях, состоянию и тенденциям потребительского спроса, вопросам консолидации ответственных органов власти, ритейлеров, поставщиков и потребителей для формирования устойчивого рынка.
В сессии приняли участие: министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, руководитель АНО «Российская Система Качества» Максим Протасов, главный исполнительный директор - член Правления X5 Group Игорь Шехтерман, президент и генеральный директор ПАО «Магнит» Ян Дюннинг, директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко, председатель комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, президент МШУ «Сколково» Андрей Шаронов, заместитель руководителя Федеральной Антимонопольной Службы РФ Тимофей Нижегородцев, генеральный директор ТС «Пятёрочка» Сергей Гончаров, президент ТС «Азбука Вкуса» Денис Сологуб, заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, ректор РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Мау.
Модераторами сессии выступили Сергей Беляков, управляющий директор OZON и Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ. Что имеет более фундаментальный эффект – механизм государственного регулирования или свободное рыночное движение цен? Существуют ли у ритейлеров готовые инструменты, гарантирующие качество товаров? Консолидация участников рынка ритейла – это правильный путь? Данные вопросы поставили модераторы стратегической сессии ее участникам.
Открывая дискуссию, Максим Протасов констатировал существенное «сжатие» потребительского спроса в период пандемии, которое сохраняется и сегодня, массовый переход покупателей в онлайн и использование системы доставки: «Кризисные явления привели к усилению темпов консолидации рынка ритейла и консолидации на рынке производителей FVCG, что в свою очередь, несет риски снижения конкуренции и качества производимой продукции». По данным Росстата, каждая 6-я компания прекратила свое существование в 2020 году, закрылись 515,5 тысяч коммерческих организаций.
Для повышения уровня качества и эффективности процессов на российских предприятиях, ежегодно в 22 субъектах РФ Роскачество проводит конкурс на вручении Премии Правительства по качеству. Экономический эффект от реализации проекта составляет 15 млрд рублей.
По словам Протасова, в последние месяцы отмечен резкий рост активности граждан на электронных ресурсах Роскачества. Открытость данных о ценах – в карточках товаров на портале Роскачества - является крайне важной для повышения грамотности потребителя и позволяет сделать рынок более прозрачным.
По мнению Максима Протасова, на сегодняшний день главным риском в секторе ритейла является снижение конкуренции во всех сегментах. Для преодоления подобной ситуации, все участники рынка, включая государство, должны консолидировать свои усилия в сложных экономических условиях. Протасов добавил, что несмотря на некоторое ослабление контроля в 2020 году, в традиционной рознице не было зафиксировано ни роста количества контрафактной продукции, ни увеличения объема фальсифицированной продукции.
Модератор поставил перед участниками ключевой вопрос: надо ли регулировать цены? Должно ли государство вмешиваться в данный процесс? Ян Дюннинг рассказал участникам, что в ходе пандемии ритейлеры увидели изменение клиентского формата с ориентацией на качество, а не на цену: «Экономическая ситуация и нагрузка на сектор здравоохранения заставили серьезно задуматься сектор ритейла. Потребители хотят высокое качество за хорошую цену». По его словам, сегодня покупатель хочет знать, где произведен продукт, что использовано при его приготовлении. По его мнению, для ритейла пандемия стала стимулом к консолидации, и данный процесс послужит хорошим стимулом для развития отрасли. По его словам, до 2020 года основную роль в ритейле играл фактор «промо». Сегодня, согласно статистическим данным, доля «промо» существенно сократилась. Осведомленность покупателя о качестве продукта влияет на потребительское поведение и становится одним из основных факторов влияния на предпочтения.
По мнению Дюннинга, несмотря на то, что государственное регулирование цен негативно влияет на процесс формирования открытой экономики, в пандемию данный механизм является вынужденной мерой. Его необходимо применять во избежание экстремальных явлений на рынке в отношении отдельных продуктов. Подобный процесс уже наблюдался в России ранее с ценой на гречку, сегодня – это растущие цены на сахар и яйца.
Спикеры сошлись во мнении, что «здоровая отрасль» должна сама принимать подобные меры и не ждать действий от государства. Отрасль должна управлять сама собой, что возможно выстроить только при консолидации самой отрасли ритейла и выстраивании четкого сотрудничества между всеми игроками рынка. По словам Сергея Гончарова, нужно искать баланс бизнеса и государства. Если ранее все акценты были направлены на обеспечение санитарной безопасности, то сегодня это именно вопрос контроля цен.
«Излишне говорить, что сфера торговли для нас является ключевым экономическим и социальным сегментом, в котором пересекаются интересы населения, промышленников, сельхозпроизводителей, участников товаропроводящей сети. И государство, безусловно, заинтересовано в выстраивании четких балансов на рынке», - подчеркнул в своем приветственном слове Денис Мантуров. По его словам, в 2020 году перед страной стояла задача заполнить полки магазинов качественными продуктами и в достаточном количестве. Сегодняшний вызов – это экстремальный рост цен на продукты питания. По его мнению, происходящая ситуация связана не только с пандемией. Одной из основных причин является избыточная ликвидность, образовавшаяся на внутреннем рынке, при которой госрегулирование цен стало вынужденной мерой.
Денис Мантуров напомнил участникам о наличии постановления Правительства РФ «О заморозке цен» от 2010 года. Министр промышленности и торговли особо подчеркнул, что в сложившейся ситуации власти могли бы применить данное постановление. Однако до сегодняшнего дня это ни разу, начиная с 2010 года, не было сделано.
Мантуров попросил участников дискуссии прокомментировать полученную информацию о том, что в Германии рост цен на продукты питания достиг 70%. Ян Дюннинг, подтвердил данную информацию и пояснил, что во всей Европе, как и в России, наблюдается дефицит таких продуктов питания, как масло и сахар. Евросоюз решает данную проблему двумя путями: с одной стороны, субсидирует производителей данных товаров, с другой стороны, регулярно производит дополнительные закупки основных продуктов питания с целью формирования запасов. Фактически, ЕС регулирует рынок продовольствия путем высвобождения товаров, хранящихся в резервах. Даже в таких странах с открытой и прозрачной экономикой, как Германия, по словам Дюннинга, в кризисные моменты применяются меры госрегулирования.
По словам Мантурова, в России существуют подобные интервенции зерна. Министр обратил внимание участников дискуссии на необходимость расширения линейки продуктов для применения подобного механизма.
Оксана Лут, рассказала участникам, что, по прогнозам Министерства сельского хозяйства России, в наступающем сезоне урожай сахарной свеклы составит 40-44 млн тонн, это 6 -6,5 млн тонн сахара. Данный объем полностью покроет запросы страны. В прошлом году, по ее словам, к сокращению предложения и сегодняшним последствиям привел более низкий урожай. На сегодняшний день работа по посевным площадям по стане идет с опережением графика. Дальнейшая ситуация во многом зависит от мировой цены на зерно. Оксана Лут привела пример недавнего тендера, проведённого в Саудовской Аравии, по итогам которого цена за тонну пшеницы, например, превысила 300 долл. за тонну. Для решения вопросов регулирования цен Оксана Лут предложила производителям налаживать прямые контракты с торговыми сетями. Диалог станет более продуктивным и позволит выстраивать четкие ежегодные планы работы всем участникам рынка.
Аркадий Дворкович особо отметил, что российская торговля является сформировавшейся отраслью экономики, включающей в себя разнообразие форматов и структур. В нее входят как крупные федеральные и региональные сети, так и традиционные магазины и розничные рынки. Стабильность работы торговой отрасли является важным социально-экономическим фактором, и поэтому все подходы к регулированию торговли должны быть особенно взвешенными. «Приоритетом государственной политики в сфере торговли является создание условий для развития всех форм торговли, соблюдения сбалансированности интересов участников торговых отношений и добросовестного ведения бизнеса», - считает Дворкович.
Основной фокус работы, по его мнению, должен быть направлен на упреждение каких- либо неординарных событий в производстве, в экономике, на рынке. По его мнению, единственным правильным способом регулирования является внедрение в работу методов предиктивной аналитики для всех игроков рынка, а также выстраивание постоянного диалога между основными игроками (что не всегда происходит на практике).
Интервенции, по мнению заместителя председателя правительства РФ, служат в основном для сглаживания резких рыночных колебаний, что, по его словам, является вполне нормальным механизмом регулирования. Дворкович отметил, что экспорт российских продовольственных товаров сегодня вырос до рекордных размеров. Это говорит об установлении прочных рабочих связей российских производителей с другими странами. Однако степень переработки сельскохозяйственной продукции пока еще не высока. Поэтому важнейшей задачей остается наращивание доли переработки в экспортной продукции, что принесет нашим производителям еще более высокие результаты. «Технологии, позволяющие минимизировать издержки на всех этапах производства и реализации товаров, - это магистральный путь развития», подчеркнул Аркадий Двроркович.
Ян Дюннинг согласился, что предиктивная аналитика является залогом успешной деятельности, при чем как государства, так и ритейлеров. В России можно будет выстроить высокоэффективный механизм прогнозирования при условии, что информация будет аккумулироваться всеми участниками рынка. Дюннинг также высказал мнение, что важным элементом реагирования государства в кризисных условиях является введение квот. Данный метод также применяется в США и Евросоюзе. Однако, по словам Виктора Евтухова, устанавливать квоты на продовольственную продукцию, имеющую настолько широкий ассортимент, крайне сложно. «Самый главный момент в регулировании – не довести применение ограничивающих мероприятий до перекоса в обратную сторону», - считает Евтухов.
Тимофей Нижегородцев обратил внимание участников дискуссии, что по какой-то причине, вопрос регулирования цен государством никогда ранее так остро не поднимался. Одна из причин - практика системы соглашений, существовавшая ранее. По его словам, за период пандемии Федеральная антимонопольная служба произвела более 200 проверок маркированных торговых сетей, по результатам которых особых нарушений выявлено не было, за исключением незначительного количества случаев повышения цен на отдельные товарные позиции. По его мнению, на практике, регулирование цен является постоянно происходящим процессом. «Утилизация ценового шока», как назвал его Нижегородцев, это совершенно иной сценарий, не являющийся механизмом стандартного регулирования цен и требующий детального анализа экспортной составляющей, субсидирования, квотирования и др. По его мнению, «ценовой шок» в эпоху цифровой экономики может возникнуть мгновенно и может быть, например, спровоцирован активностью в социальных сетях, или новостями на мировой бирже. То есть, фактически, сегодняшние технологии позволяют мгновенно спровоцировать огромный спрос населения. Поэтому, по мнению Тимофея Нижегородцева, не менее важной мерой, которой государству необходимо уделить внимание, является защита населения от подобных всплесков информационной активности.
Андрей Шаронов привлек внимание участников дискуссии к проблемам политики работы с малоимущим населением. На сегодняшний день в России действует около 800 мер федерального уровня поддержки различных категорий населения и порядка 100 дополнительных мер поддержки в каждом регионе. По статистике, ими охвачено порядка 70% нуждающихся людей. Ежегодно, 6% российского ВВП тратится на финансирование мер социальной поддержки малоимущего населения, что даже по мировым меркам считается высоким показателем. При этом, в секторе существует целый ряд проблем, требующих решения. В первую очередь, по словам Шаронова, это «нервность свойств вводимых программ: программы легко вводятся, их трудно исполнять, а адресность теряется». Современные технологии уже хорошо позволяют решать отслеживание потоков передвижения денежных средств. Однако крайне сложно идентифицировать действительно нуждающихся. Согласно официальным данным, 54% населения, получающие социальные льготы, это люди трудоспособного возраста, 24% - это их дети. По его мнению, крайне необходимым инструментом является заключение социальных контрактов с людьми, получающими льготы. Условия социального контракта должны закрепить прохождение обучения в обязательном порядке и возможность получить работу. Андрей Шаронов считает, что отдельные продукты питания, наряду с детскими товарами, также должны быть включены в льготные корзины.
Владимир Мау, в свою очередь, процитировал выражение: «Экономическая политика всегда находится между бессмысленным и необходимым». Резюмируя дискуссию, он отметил, что установление государственных цен не является механизмом борьбы с инфляцией: «Напротив, это, по сути, та же инфляция, только в другой форме. Классические меры процентных ставок сдерживают динамику цен». Ограничение экспорта (введение квот), по мнению ректора РАНХиГС, также является крайне нежелательной мерой.
Важным фактором влияния на ценовое регулирование, по мнению Мау, является антимонопольная политика. Ректор Академии народного хозяйства и госслужбы также акцентировал внимание участников на механизме товарных интервенций в России, который на сегодняшний день является ограниченным и заслуживает особого внимания с целью его проработки и дальнейшей имплементации. «Роль государства возрастает и будет возрастать, и нам нужно найти объективные меры данного тренда», - отметил Владимир Мау, завершая актуальную дискуссию.