В их числе значатся актуальные меры содействия российским и зарубежным компаниям в поиске партнеров, обмен опытом и получение актуальной информации в области международной торговли в условиях пандемии COVID-19, помощь в локализации зарубежных производителей в России, участие в обеспечении эффективной реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
В рамках панельной дискуссии «Московский экспорт», организованной Московской торгово-промышленной палатой, и Межрегиональной конференции специалистов по поддержке экспорта, организованной ТПП РФ, особое внимание было уделено практическим вопросам и мерам поддержки сектора МСП.
«В мире идет серьёзная борьба за инвестиционные и торговые рынки. Недопонимание того, как функционирует рынок и недооценка возможностей конкурентов может привести компанию-экспортёра к непоправимым последствиям и к потере конкурентоспособности», - подчеркнул Сурен Варданян, вице-президент МТПП.
По его словам, в прошлом году МТПП была вынуждена полностью перестраивать работу. При этом, только в апреле Московская палата организовала почти 60 онлайн-конференций с учетом различных страновых, отраслевых и тематических запросов бизнеса. В течении года в МТПП стали поступать заявки не только от российских, но и от зарубежных предпринимателей. Значительная часть данных обращений касалась вопросов представления профилей и производимой продукции, экономических и культурных особенностей зарубежных стран.
В свою очередь, Георгий Соин, начальник управления развития экспорта АНО «Моспром» - центра поддержки российских экспортеров, рассказал, что все 20 запланированных на 2020 год бизнес-миссий были проведены в формате онлайн-конференций, в ходе которых 120 московских компаний смогли представить свою продукцию на внешний рынок. «Работа в промышленном секторе требует сервисной поддержки, а также обязательного развития инвестиционной деятельности страны, в которую производится экспорт. Чистый экспорт в сфере промышленности сегодня никого не интересует», - добавил Соин.
По итогам прошлого года доля московского экспорта в общероссийском несырьевом, неэнергетическом объеме составила 24,7%. В денежном выражении – это почти 40 млрд долларов. Таким образом, в стоимостном выражении в 2020 году Москва увеличила объемы экспорта к 2019 году на 31%. Товары из столицы поставлялись в 183 страны мира, лидерами по импорту продукции стали такие государства, как Беларусь, Казахстан, Китай и США.
Общий объем экспорта промышленной продукции столицы в 178 стран мира составил 36 млрд долл., что на 30,9% выше уровня 2019 года. По итогам года, объем экспорта московской продукции АПК (перерабатывающей и готовой пищевой промышленности) в 139 стран составил почти 4 млрд долл., что на 32% выше показателя предыдущего года.
В январе 2021 экспорт из столицы превысил объем 2,5 млрд долл. Основные поставки осуществлялись в США, Беларусь, Великобританию и Гонконг. Среди основных товарных групп – транспортные средства, пищевая промышленность, медицинские изделия, фармацевтика и другие.
Виталий Степанов, представляющий АНО «Московский экспортный центр», рассказал, что на сегодняшний день разработан целый комплекс мер поддержки предпринимателей-экспортеров, среди которых финансовая поддержка (субсидии и гранты), е-commerce, бизнес-миссии и выставки, экспортный акселератор, персональная аналитика, подбор байеров, московская школа экспортера, экспортный каталог и консультации.
Для московских экспортеров сегодня доступно 5 видов субсидий объемом до 100%: на сертификацию экспортной продукции и систем менеджмента качества, на получение патентов и свидетельств, адаптацию продукции к требованиям зарубежного рынка и транспортировку товаров за пределы России. В качестве обязательных критериев отбора для получения субсидий обозначены: регистрация в качестве налогоплательщика на территории Москвы, наличие экспортного контракта, наличие сертификатов (патентов, свидетельств) за последние три года, локация производства на территории РФ и отсутствие налоговой задолженности.
Также организована грантовая поддержка субъектов МСП, осуществляющих экспорт результатов интеллектуальной деятельности и услуг (объем - до 10 млн руб.). Данная поддержка осуществляется при наличии у компании внешнеэкономического контракта на сумму более 6 млн руб. и является на сегодня наиболее востребованным инструментом.
Участие в программах содействия е-commerce - продаже товаров на зарубежных маркетплейсах и заключению сделок по внешнеэкономическому контракту - разделено на три потока: сфера потребительских товаров (площадки - Taobao.com, Epinduo, Amazon, KaufBei), сфера пищевой продукции (Tmall, JD.com, Edeka, Pinduoduo) и сферы других товаров (Zalando, Otto, Etsy – запуск в апреле, iHerb – в июне). Участники программ могут получать необходимые консультации и сервисную поддержку Московского экспортного центра в течение одного года. Также предоставлена возможность бесплатного размещения своей продукции на площадках, организация рекламных компаний по продвижению товара, компенсация затрат на логистику и таможенное оформление.
Еще одно направление поддержки экспортеров в е-commerce – содействие росту продаж за рубежом через Alibaba.com, Europages.com и Ebay.com. Данное направление предполагает 100% финансирование пакетов продвижения продукции на данных площадках. Компании, которые уже работают на данных площадках, имеют возможность бесплатно продлить аккаунты, в том числе премиальные, еще на год.
Наиболее востребованным инструментом, по мнению участников, дискуссии остаются бизнес-миссии и выставки онлайн, целью которых является заключение экспортных контрактов, а также организация инфраструктурных продаж. В 2020 году Центром уже было организовано 13 онлайн миссий и 27 выставок. На 2021 год запланировано 55 таких мероприятий в странах Азии, Ближнего Востока, СНГ и Европы.
Председатели страновых Комиссий МТПП – Анна Бессмертная (Китай) и Николай Машков (Иран) рассказали участникам об особенностях работы с китайскими и иранскими коллегами, а также о трудностях, с которыми сталкиваются московские компании при выходе на эти рынки. Европейский подход «наш товар замечателен, поэтому мы будем поставлять его на рынок» не работает для данных регионов. В первую очередь, необходимо иметь полное представление о внутреннем рынке и его культурных особенностях, а также потребности в товарах российского производства. Самым важным является понимание целевой аудитории своего продукта и полезности товара для данных регионов.
Ряд экспортеров представили участникам свои практические кейсы. Михаил Королев, руководитель НТЦ «Бакор» (высокотехнологичная продукция, оборудование для ГОК), рассказал об опыте работы компании на латиноамериканском рынке. Многие виды продукции НТЦ не имеют аналогов и обладают высоким экспортным потенциалом. Успешному выходу на внешние рынки послужило именно участие в выставках, на одной из которых был заключен контракт с международным горно-обогатительным концерном.
Отказавшись от эксклюзивных прав на продукцию на зарубежных рынках и перейдя на партнерское сотрудничество, НТЦ «Бакор» удалось расширить список стран присутствия. Расширение зарубежных контактов дало возможность проводить испытания продукции на местах, однако, до сих пор, основным элементом экспорта компании являются не технологические решения, а комплектующие. Причина в том, что технологические решения имеют длительный период продаж – это целый комплекс лабораторных, комплексных и иных испытаний, после которых возможно подписание контракта. Обязательным условием является наличие инсталляции в стране присутствия. Импортер хочет увидеть, как выглядит и работает оборудование, поэтому инвестиция в небольшую площадку с размещённой продукцией является необходимым условием.
Во всех странах существует защита собственных производителей, поэтому для локализации производства всегда правильнее искать варианты кооперации и совместного производства. Для предстоящей работы в стране необходимо открытие представительства, содержащего полный комплекс продаж – от презентации до технологической поддержки клиентов.
Полностью трансляции панельных сессий можно посмотреть по ссылкам: mostpp.ru и importexport.group.