+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Утверждена Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли до 2030 года. Цифры

25 сен 2023
На днях Правительство РФ утвердило Стратегию развития российской конгрессно-выставочной отрасли на период до 2030 года. Это стало важным событием для всех участников рынка, соответственно, и для Конгресс-центра ЦМТ Москвы – одного из лидеров российской событийной индустрии

Главная цель Стратегии – развитие конгрессно-выставочной деятельности на период до 2030 года, а также повышение эффективности продвижения российских товаров и услуг, результатов научной и образовательной деятельности на внутренний и внешние рынки путем проведения форумов, конгрессов и выставок. Достижение этой цели предполагает решение целого ряда прикладных задач.

В Стратегии сформулировано определение: «Конгрессно-выставочная отрасль - это инструмент активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, привлечения инвестиций и укрепления экономического потенциала страны, эффективный механизм реализации национальных целей и задач». Документ предусматривает развитие конкуренции в отрасли, формирование российскими регионами своих программ развития конгрессно-выставочной индустрии, создание и продвижение местных брендов. Внедрение цифровых технологий будет способствовать выводу КВД на новый уровень. Важным направлением в этой сфере станет создание российского конгрессно-выставочного маркетплейса и электронной системы оценки качества услуг, а также расширение практики организации цифровых выставочных павильонов и создания мобильных приложений для навигации по различным экспозициям.

Сегодня в России возможностью проводить крупные мероприятия, конгрессы и конференции располагают только 165 городов. В Российской Федерации, по данным ВНИЦ R&C, 1 149 тыс. кв. метров профессиональных выставочных площадей. При этом 73% таких площадей расположены в Москве и Санкт-Петербурге, а на 87 субъектов РФ приходится всего 26% выставочных площадей. Функционирует 63 специализированные конгрессные площадки и более 600 конгресс-отелей, способных принимать более 100 человек одновременно.

Общий объем КВД в России составляет 182,1 млрд рублей. На конец 2022 г. в отрасли работал 4 791 участник, имеющий в качестве основного код 82.30 ОКВЭД2 «Деятельность по организации конференций и выставок», это 3 205 компаний и 1 586 ИП. Численность сотрудников составляет 19 768 человек. Также более 40 000 организаций вовлечены в сферу организации выставок и конференций и выставок, оказывая сервисные услуги.

В мире ежегодно проводится порядка 8 тыс. отраслевых и научных конгрессных мероприятий, которые организуют международные ассоциации. Общее количество участников этих событий - около 4 млн. человек. При этом доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1% (не более 100 значимых международных конгрессов). Общий вклад выставочной отрасли в мировой ВВП (после учета всех расходов на логистику), по данным UFI и Oxford Economics, составляет 298,7 млрд евро, вклад отрасли без учета объема прямых продаж на мероприятиях составляет 179,3 млрд евро. Доля России на мировом выставочном рынке составляет менее 2%, в то время, как Германии, например, – 20%, Италии – 7%.

В российских выставках участвует не более 20% отечественных компаний, в то время, как в США, Китае, Германии их доля достигает 80%. Нужно подчеркнуть, что федерального статистического наблюдения за развитием КВЯ в нашей стране пока не ведется, а имеющиеся данные носят разрозненный характер. Соответственно, внедрение в работу такого механизма мониторинга является одной из первоочередных задач при планировании стратегического развития отрасли (внесено в «Дорожную карту»).

В 2021 и 2022 гг. в нашей стране был зафиксирован спад основных показателей конгрессно-выставочной деятельности (КВД) по сравнению с 2019 г., обусловленный влиянием пандемии и сложившейся геополитической ситуации, которая внесла коррективы в форматы взаимодействия с зарубежными партнерами, выстроенные ранее. 10 июня 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выходе России из Всемирной туристской организации (UNWTO). Поэтому разработка Стратегии поступательного развития российской отрасли КВД стала еще более актуальной.   

Важную роль в разработке мер, способствующих разработке концепции, и в целом координации участников рынка сыграл Минпромторг, администрация Президента России, ТПП РФ, Национальное конгресс-бюро, Фонд Росконгресс и др. Торгово-промышленная палата РФ – ключевой деловой партнер ЦМТ Москвы, в принципе постоянно ведет большую работу в данном направлении, предоставляя патронат особо значимым выставочным и конгрессным мероприятиям, а также способствует формированию цивилизованного рынка выставочных услуг, вовлечению территориальных ТПП и их компаний - членов в различные конгрессно-выставочные активности в России и за рубежом.

В числе ожидаемых результатов к 2030 году – двукратный рост количества деловых туристов, приезжающих в РФ, содействие увеличению привлеченных международных мероприятий и выход России в Топ-20 мирового рейтинга конгрессных территорий. По информации Минпромторга, для расширения круга иностранных участников российских форумов, конгрессов и выставок может быть разработана электронная персонифицированная карта участника конгрессно-выставочных мероприятий – Expo ID, которая упростит таможенные и визовые процедуры для гостей.

Министерство промышленности и торговли страны разработало документ в соответствии с планом мероприятий («дорожной карты») по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года. План конкретных мероприятий по реализации стратегии будет представлен в марте 2024 года. С полным текстом стратегии можно ознакомиться по ссылке.

Читайте также