+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Итоги XI МЕФТ в ЦМТ

14 авг 2023
В начале августа в Центре международной торговли проходило ключевое мероприятие транспортной отрасли и единственная площадка для всех участников рынка - XI Международный Евразийский форум Такси. Подводим предварительные итоги.

На площадке XI Международного Евразийского форума «Такси» (МЕФТ) собралось рекордное количество участников - более 1500 человек из 64 регионов России и дружественных стран, в числе которых представители власти, бизнеса и ведущие эксперты из Великобритании, Сербии, Бельгии, Киргизии, Казахстана, Туркменистана, Армении, Беларуси и других стран, а также около 500 автопарков.

Такой ажиотаж на XI МЕФТ был вызван обеспокоенностью таксомоторной отрасли из-за вступления в силу с 1 сентября нового федерального закона о такси № 580, который будет направлен на то, чтобы сделать сферу такси более безопасной для пассажиров, а также вывести из тени нелегальных перевозчиков.

Закон уточняет статус самозанятого, в нем впервые определили правовой статус и требования к службам заказа легкового такси. Также положения ФЗ-580 предусматривают права регионов на ограничение работы такси на территории аэропортов, вокзалов и железнодорожных станций за исключением специально отведённых мест. Помимо этого, субъекты страны получат право устанавливать минимальные размеры тарифов перевозок.

По итогам обсуждений в ходе разнообразных пленарных заседаний, стратегических, панельных и рабочих сессий, круглых столов и совещаний, где органы власти постарались подробно разъяснить участникам рынка особенности вступления в силу нового закона, они заверили представителей таксомоторной отрасли, что вступление в силу ФЗ-580 пройдет гладко и безболезненно, без особых потрясений.


«Новое в законе о такси - это доступ самозанятых в такси и детальное регулирование служб заказа такси. Закон касается перевозчиков, водителей, служб заказа такси, потребителей и органов власти субъектов. Думаю, что все они готовы к вступлению в силу ФЗ-580. Это будет гладкий и безболезненный переход для всех. Отмечу, что старые разрешения будут действовать и после 1 сентября до окончания срока действия, но не более 5 лет»

Начальник Правового управления Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Олег Зайцев

«Закон направлен на то, чтобы систематизировать рынок и запустить механизм его «обеления». С 1 сентября ничего глобально не изменится для таксомоторной отрасли, потому что закон не подразумевает ничего принципиально нового в плане требований к перевозчику. Системе также нужно еще выстроить организацию наказаний за нарушения, а это произойдет еще не скоро. Оснований для повышения цен на такси также нет»

Замдиректора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Луговенко Владимир

Однако мнения участников рынка разделились. Ряд экспертов считает, что новый закон может создать административные барьеры и для таксопарков, и для пассажиров. Поэтому для отрасли необходим определенный адаптационный переходный период. Представители агрегаторов со своей стороны выразили опасения, что после вступления нового закона в силу опасность резкого роста цен на поездки все-таки высока, что также может стать причиной роста количества нелегальных таксистов.

«Мы относимся положительно к новому закону о такси, но ждем роста цен и предвидим, что такси станет роскошью. Инфраструктура на данный момент не готова к вступлению в силу ФЗ-580. Например, в Екатеринбурге всего 5 пунктов медицинского осмотра. В регионах также есть проблемы и со станциями техобслуживания. Также мы не понимаем, как интегрироваться во ФГИС «Такси», чтобы получить оперативно данные о перевозчиках и водителях. Как службы заказа такси должны проверять, если ли разрешение у водителя? Если службы заказа такси будут блокировать, то возникнет нехватка такси. Цены точно вырастут. Основная аудитория таксистов – это подработчики, как они будут оклеивать свои машины? ОСАГО очень дорогое. Мы вернемся к тому, чтобы ловить машины «от бордюра».

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко

«Я не согласен с тем, что с введением закона ничего глобально не поменяется. До 95% заказов в регионах выполняют самозанятые, поэтому мы опасаемся, что 1 сентября 2023 года станет днем нелегального таксиста. Даже легальные таксисты могут уйти в тень. Смогут ли потянуть самозанятые новые требования? Это ОСАГО, АСГОП, технический и медицинский осмотр. Эти затраты лягут на плечи потребителя. С точки зрения бизнеса, вместо того, чтобы создать единые правила для рынка, были введены тяжеловесные нормы с ориентацией на таксопарки. Мы считаем, что необходима отсрочка. Надо изучить каждого участника рынка, и разработать раздельное регулирование для таксопарков и самозанятых».

GR-директор СЗТ Maxim Станислав Маковеев-Гартунг

Одним из ключевых вопросов деловой программы XI МЕФТ также стало создание ФГИС «Такси».

«С сентября 2023 года в каждом субъекте должны начать действовать три реестра: перевозчиков, легковых такси и служб заказа. Все участники рынка должны быть внесены в эти реестры. ФГИС «Такси» интегрирует всех участников, призвана повысить прозрачность отрасли и контроль за ними. В итоге она объединит 453 тыс. легковых такси. Более 80% регионов планируют использовать ФГИС «Такси» для ведения региональных реестров, что позволит сэкономить субъектам. Результатом использования ФГИС «Такси» станет повышение качества услуг, снижение количества ДТП, легализация такси, снижение затрат регионов. Считаю, что ФЗ-580 даст новый импульс развития и позитивные тенденции для совершенствования рынка такси»

Заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов

«При создании ФГИС «Такси» нашей ключевой задачей была минимизация затрат и обеспечение удобства пользования системой на местах. Более 80% регионов планируют с 1 сентября 2023 года использовать ФГИС «Такси» для ведения региональных реестров»

Директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрий Горшков

На пленарном заседании «Трансформация таксомоторной отрасли: как адаптироваться и использовать возможности нового времени?» в ходе своего выступления заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Владимир Макаров также рассказал об особенностях развития рынка такси в столице, который по многим параметрам имеет передовой опыт, и о предварительных итогах после внедрения система КИС «АРТ».

«Система КИС «АРТ», которая была запущена в 2021 году, получила хорошие отзывы от пассажиров о том, что поездки стали безопаснее, люди стали чувствовать себя более комфортно, понимают, что их везет такси, которое имеет разрешение, и водитель, который проверен. Сейчас в этой системе зарегистрированы более 300 тысяч водителей»

Замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Владимир Макаров

Всего в рамках деловой программы МЕФТ - 2023 прошло 17 секций, где эксперты обсудили международные практики развития таксомоторной отрасли, такие актуальные отраслевые тенденции, как электрификация, беспилотные такси, а также нормативные аспекты взаимодействия государств по совершенствованию перевозок. Зарубежные гости поделились опытом, как они справляются с современными вызовами и какие решения принимают, чтобы адаптировать компании и улучшить сервис для удержания клиентов и привлечения новых. Также эксперты из разных стран постарались ответить на важные для участников отрасли вопросы об обновлении и обслуживании автопарков, финансировании и технологическом обеспечении сферы такси, развитии инфраструктуры для электротранспорта и городской мобильности, совершенствовании организации рынка труда, безопасности, вопросы страхования, социальные аспекты деятельности такси, работы с самозанятыми, применения закона в регионах, в том числе новых, электронных путевых листов, организации труда и отдыха водителей, компенсации за оклейку автомобилей, работы водителей из ближнего зарубежья и многие другие.

Отдельно хотим остановиться на темах электротранспорта, ключевых трендов и новых цифровых решений для управления мобильностью.

«К 2030 году в России будет выпускаться в год более 200 тыс. электромобилей и будет не менее 28 тыс. быстрых зарядных станций. Сегодня у нас введено в эксплуатацию 3 завода, которые производят электромобили. Сейчас в России выпущено 3,7 тыс. электромобилей на заводах «Мотор-инвест» и «Москвич». Государство реализует ряд мер, направленных на поддержку создания зарядной инфраструктуры. Также предусмотрены субсидии 625 тыс. на покупку отечественных электромобилей. С 1 марта 2023 года предусмотрен бесплатный проезд для электромобилей по платным участкам дорог. Уже осуществлено более 200 тыс. проездов. По нашим данным, более 31 тыс. электромобилей зарегистрировано в России сейчас, при этом прирост за 2023 год составил 7 тыс. автомобилей».

Начальник отдела развития машиностроения легкой и химической промышленности Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России Рустам Абульмамбетов

«Барьеры для пересаживания на электромобиль уже преодолены. Запас хода современных электромобилей уже достаточный для такси, а инфраструктура растет высокими темпами, уже есть примеры в разных городах. Уже сейчас достаточная скорость зарядки на быстрых станциях, а также есть опция зарядки в ночное время на медленных станциях. Госсубсидии на покупку и владение уже есть и запускаются новые. Пользование электромобилем выгоднее, чем автомобилем с ДВС. Как итог: активное появление электрических такси и каршеринга»

Директор по развитию «PUNKT E» Александр Мироненко

«В 2030 году мы планируем представить автопилот: высоковольтная система, батареи и привод также отечественные и создаются в партнерстве с Росатом. Локализация автомобиля довольно высокая - более 70% запчастей, элементов будет производиться в России»

Представитель компании «Атом» Ираклий Лакрба о новом проекте автопилотируемого автомобиля

Серьезной темой для обсуждения на МЕФТ-2023 стали проблемы в области микромобильности. Согласно статистике, в 2022 году произошло 941 дорожно-транспортное происшествие с участием средств индивидуальной мобильности, это на 40% больше по сравнению с предыдущими периодами. Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что пользователи средств индивидуальной мобильности катаются вдвоём на одном самокате, а также не спешиваются на пешеходных переходах.

В связи с этим были приняты соответствующие изменения в правилах дорожного движения, которые касаются использования электросамокатов и подобных средств передвижения, вступившие в силу 1 марта 2023 года. За соблюдением правил следят сотрудники ГИБДД, однако на данный момент «их сил и ресурсов не хватает, чтобы урегулировать проблему».

Важной частью форума также стала выставка «От автомобилей до IT-решений», на которой были представлены новинки автопрома, новые решения в сфере IT, финансового сектора, оборудования, топлива и городской транспортной инфраструктуры.

В рамках выставки были презентованы «Москвич 3е» и новый седан «Москвич 6», который планируется в производство и продажу уже в этом году, а также социальный автомобиль с электроподъемником, который используется для перевозки маломобильных людей на колясках в рамках совместного проекта Департамента транспорта Москвы и Яндекс.GO.


Итогом работы XI МЕФТ станет общественная резолюция с предложениями по совершенствованию механизмов регулирования отрасли, которая является уникальным механизмом коммуникации между участниками таксомоторной отрасли и органами законодательной и исполнительной власти РФ. Она будет направлена в ГосДуму ФС РФ, Минтранс России и другие профильные ведомства. Резолюция консолидирует инициативы и предложения по совершенствованию государственной политики в сфере такси, высказанные в дискуссиях на форуме, а также поступившие по его окончании. Каждый год в резолюцию поступает более 150 предложений от участников таксомоторной отрасли. На данный момент идет сбор предложений в резолюцию, которые принимаются в оргкомитете и через сайт форума до 18 августа.


Интересные факты о такси:

  • В 2022 году 90% населения России воспользовались услугами такси

  • С начала 2023 г. москвичи совершили 189 млн поездок на такси.

  • Среднее время подачи автомобиля в Москве составляет 4 минуты, что является одним из лучших показателей с мире

  • Среднее время поездки – 21-22 минут, расстояние - от 8 до 11 км

  • Ежедневно в Москве 1,7 млн человек пользуется услугами такси

  • Более 586 млн человек перевезено в Москве за 2022 год. Пассажиропоток в 2023 году вырос примерно на 100 тыс. человек.

  • Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году

  • Средняя заработная плата водителя такси в России на весну 2023 года составляет чуть более 58 тысяч рублей. Самый высокий заработок у таксистов двух столиц: в Москве их ежемесячный заработок около 95 тыс. руб. в месяц, в Петербурге более 80 тыс. руб. в месяц.

  • На сегодняшний день в Москве и Московской области насчитывается 166 тыс. автомобилей такси.

  • Средний возраст автомобиля в такси в Москве - 4 года, а области – порядка 5 лет.

  • «Яндекс» занимает более 90% рынка.

  • Самые популярные автомобили для такси – это HYUNDAI SOLARIS, VOLKSWAGEN POLO, KIA RIO.

  • 71% водителей - русские, 29% иностранцы (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Средний возраст водителя 37 лет, а средний стаж -15 лет.

  • В среднем в месяц один водитель такси накатывает от 5 до 10 тыс. км, в год - от 60 до 120 тыс. км


Международный Евразийский Форум «Такси» (МЕФТ) – крупнейшая в России отраслевая площадка федерального уровня, объединяющая участников таксомоторного рынка, смежных отраслей, представителей профильных федеральных и региональных органов власти.

Организатором Форума выступает Общественный институт развития такси и городской мобильности АНО «МЕФТ».

Мероприятие проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства транспорта РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, МВД России и других профильных органов власти.

Это ключевое событие, посвящённое вопросам развития рынка такси и городской мобильности, проводится с 2013 года и является правопреемником Всероссийского съезда таксистов.

Мероприятие традиционно включает в себя деловую программу, где работа проходит в формате пленарных заседаний, круглых столов, рабочих сессий и тренингов, и специализированную выставочную экспозицию.

За прошедшие годы МЕФТ стал важнейшей площадкой для обсуждения актуальной ситуации, вопросов развития рынка таксомоторного транспорта и городской мобильности, а также поиска новых точек роста в меняющейся реальности.

Читайте также