В июле 2022 года, в связи с уходом с российского рынка британского гостиничного оператора IHG Hotels&Resorts (IHG), пятизвездочная гостиница ЦМТ Москвы Crowne Plaza Moscow WTC произвела ребрендинг и сменила название на Plaza Garden Moscow WTC. Напомним, что Plaza Garden Moscow WTC является частью бренда ЦМТ Москвы, но при этом ведет собственные операционные процессы и системные решения. В опубликованном на прошлой неделе интервью с генеральным менеджером Plaza Garden Moscow WTC Еленой Борисовой Plaza Garden Moscow WTC. Год после ребрендинга мы рассказали, как для отеля прошел год с момента полного ребрендинга. Елена Борисова рассказывает: «Можно сказать, что гостиница начала новую главу своей многолетней истории с переосмысления бизнеса, при сохранении международного уровня сервиса и традиционного российского гостеприимства. Сегодня наш отель конкурирует с крупными и успешными сетевыми гостиницами. Сохранение качества и объема предоставляемых услуг, включая программу лояльности, является нашей приоритетной задачей теперь уже в статусе независимого отеля».
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ) в январе – июне 2023 количество путешествий по стране выросло на 15%. Во втором полугодии ожидается некоторое снижение динамики. При этом по итогу года поток туристов может вырасти на 10% и достичь рекордных 80 млн поездок. Количество поездок по отношению к 2022 г. прогнозно вырастет на 7 млн. По словам президента РСТ Илья Уманский отметил, что средний рост стоимости путешествий по России составил от 8 до 10%. Динамика существенно отличается в зависимости от региона и во многом определяется наличием транспортной составляющей. По прогнозам сервиса «Яндекс Путешествия», к концу 2023 года объем гостиничного рынка России может составить 785 млрд руб., что на 10% больше показателя 2022 года. В числе ключевых факторов роста - развитие национального туризма и ожидаемый приток туристов из Китая и Ирана.
Ключевую роль в динамике цен на проживание в гостиницах в этом сезоне играет повышенный внутренний спрос на фоне дефицита номерного фонда. Еще ранее, в мае на совещании у Владимира Путина с членами российского правительства власти обсудили ключевые вопросы развития туротрасли и подготовки к летнему сезону 2023. Прогноз Минэкономразвития по росту летнего турпотока составлял не менее +5% или 7 млн человек, из которых 50% воспользуются услугами гостиниц. По данным министра экономического развития Максима Решетникова, только в I квартале 2023 г. количество размещений в гостиницах выросло на 20%. Это произошло, в том числе, на фоне увеличения количества номеров в классифицированных отелях (ранее был введен запрет на оказание гостиничных услуг без классификации). Поэтому сегодня, по словам главы министерства, номерной фонд «активно выходит из тени и классифицируется».
Зафиксирована тенденция раннего бронирования в российских гостинцах, которая объясняется опасениями туристов за нехватку качественного предложения в популярных направлениях. Таким образом средний срок бронирования находится на уровне 10 дней до заезда. Такая глубина бронирования также позволяет отельерам регулировать тарифы и планировать расходы.
В 2022 году рост инвестиций в туризм составил 14%. Бизнес не только активно инвестирует, но и выкупает активы иностранных компаний, покинувших российский рынок и формирует национальные гостиничные сети. За 2022 год было сдано в 11 тыс. номеров, что на 50% чем в среднем за последние 5 лет. В первом полугодие 2023 года на рынок столицы вышло 2 новых отеля: Radisson Blu Leninsky 5* (150 номеров) и «Azimut Сити Отель Comcity» 4* (150 номеров). Введен в эксплуатацию Vesper Tverskaya (91 номер и 43 апартамента). Таким образом, качественный номерной фонд Москвы вырос к концу 2022 году на 1,9% и составил 20 809 номеров. Понятие «качественные гостиницы» и «качественный номерной фонд» включают в себя классические гостиницы, управляющиеся крупнейшими российскими (и международными) операторами, а также сертифицированные гостиницы от 3* и от 15 номеров, ранее находившиеся под управлением международных операторов.
Источник: Nikoliers
Компания Nikoliers рассказывает, что к концу года рынок Москвы увеличится еще на 471 номер за счет открытия Cosmos Moscow Paveletskaya (Кожевнической ул., вл. 2–4), Hilton Moscow Prechistenskaya (Пречистенская наб., 43) и некоторых других объектов. Отели продолжают открываться и без международных гостиничных операторов, например, Stella Di Mosca (ул. Б. Никитская, 9/15) - ранее проект Bvlgari Hotels & Resorts. По оценкам экспертов объем нового предложения по итогам 2023 года составит порядка 862 номеров, равномерно распределенных между сегментами 4* и 5*. В Nikoliers также ожидают увеличение доли ребрендированных гостиниц, поскольку до сих пор 21 гостиница в столице содержит в своих названиях бренды, которые ушли с российского рынка. Общий номерной фонд таких отелей составляет 5 тыс. номеров.
Источник: Nikoliers
Во апреле – июне 2023 г. показатель средней стоимости номера за сутки в Москве вырос во всех категориях гостиниц. Загрузка отелей также показала динамику роста. По итогам января – июня 2023 г. наиболее динамичный прирост заполняемости оказался у гостиниц наивысшей категории — 62,8% (+18,8 п.п.). В результате за второй квартал PevPAR показал рост на 40-60% (в зависимости от категории гостиницы) по отношению к аналогичному периоду 2022 года.
В связи с возникшими геополитическими событиями с начала 2023 года в сторону сокращения был пересмотрен список стран, граждане которых могут по брони в отеле получить туристическую визу на 6 месяцев. Акцент сделан на туристов из стран БРИКС, ШОС и АСЕАН. В этот список входят 19 стран: Индия, Иран, Китай, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Турция, Бахрейн, Бруней, Индонезия, Камбоджа, КНДР, Кувейт, Лаос, Малайзия, Мексика, Мьянма, Сербия и Филиппины.
Интересные данные по секторам деловых туристов приводит компания CRE. Так, в I полугодии, в целом по России наиболее часто в гостиницах останавливались сотрудники добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики. Их доля составила 34% (+34% к 2022г.). В этом сегменте средняя продолжительность пребывания составила 3 ночи при средней цене 4 300 р. На втором месте оказались сотрудники ретейл компаний с долей 19%. Число забронированных ночей выросло к 2022 году на 26%. При средней продолжительности пребывания в 2 дня средняя стоимость составила 3 800 руб. за ночь. 11% пришлось на сотрудников IT-компаний, количество бронирований выросло на 36% к прошлому году при средней продолжительности пребывания 3 ночи и средней цене в 6 тыс. рублей. При этом 29% представителей сектора IT жили в пятизвездочных гостиницах, 32% в четырехзвёздочных.
По мнению экспертов, сегодня индустрия гостеприимства сегодня переживает самую глубокую трансформацию за всю свою историю. Отельный бизнес вынужден более интенсивно бороться за покупательский спрос, поскольку клиенты уделяют все больше внимания общему впечатлению от гостиницы и наличию современных цифровых решений. Одним из факторов привлекательности становится дизайн. Наиболее платёжеспособная целевая аудитория часто выбирает отели, спроектированные в соответствии с современными зелеными стандартами. Затраты на реализацию таких проектов достаточно высоки, при этом считается, что такие проекты приносят желаемую окупаемостью, в том числе репутационную. Современный экодзайн включает в себя активное озеленение и внедрение биофилии в интерьерных решениях. Так, например, новое название нашей гостиницы - Plaza Garden Moscow WTC 5* после ребрендинга было выбрано не случайно. Комплекс зданий ЦМТ на Краснопресненской набережной действительно утопает в зелени. Ежегодно, весной наша служба озеленения высаживает тысячи однолетников. Цветочные композиции в атриуме отеля и на летних верандах являются продолжением общей концепции. Более подробно можно почитать по ссылке.
Среди туристов набирают популярность оздоровительные услуги и спортивный туризм, поскольку ряд гостей, не желая пропускать привычные тренировки во время отдыха, предпочитает отели с наличием качественных оздоровительных услуг. Поэтому многофункциональная модернизированная зона WTC Fitness, включающая зону спа, бассейн и кардио залы пользуется большой популярность у гостей Plaza Garden Moscow WTC. Современные системы очистки воздуха и воды являются дополнительным важным преимуществом. Очевидно, что такие усилия ЦМТ на совершенствование пространства и его отдельных зон повышают лояльность клиентов.
Еще один важный тренд – это новый клиент или «цифровой путешественник», который может работать удаленно из любой точки мира. Такой категории часто требуются временные оборудованные рабочие места. У нас, например, для этого также имеется целый ряд возможностей – от услуг Бизнес центра до аренды офисов, небольших конференц-залов и переговорных. При необходимости можно забронировать и большой зал, вместимостью 1500 человек, который, надо заметить, пользуется большой популярностью у высокотехнологичной и ИТ индустрии.
Меняется и поведенческая модель туристов, и география поездок. Люди чаще путешествуют по своему региону или в соседние регионы, едут в крупные города, на Алтай, Кавказ. При этом по-прежнему растет интерес путешественников к турам выходного дня и коротким поездкам в соседние регионы, что позволяет получить новые положительные эмоции, не отходя от дел.
В туристическом сервисе важным фактором привлечения считаются развлекательные мероприятия. Москва планирует наращивать это направление, с целью привлечения туристов Мостуризм запустил карту Moscow CityPass Express, с помощью которой можно посетить основные городские достопримечательности и сэкономить порядка 15% от цены билетов. В России развивается тренд на создание исторических гостиниц - туристический рынок испытывает большой интерес к знаковым историческим объектам с богатым прошлым в соответствующих локациях и этот интерес путешественников будет только расти. В стране еще мало таких проектов по причине долго срока окупаемости инвестиций. Одновременно продолжается активная работа по реализации проекта развития винного туризма.
Аналитики Nikoliers выделяют тенденцию повышения качества предоставляемых услуг на фоне ухода иностранных управляющих компаний. Именно качество сервиса станет для россиян определяющим при выборе между внешними и внутренними туристическими направлениями. Еще один фактор – качество и комфортность транспортной инфраструктуры. Если для Москвы подобная проблематика менее актуальна, то для российских регионов, в том числе и для популярных туристических направлений вопрос доступности среды (аэропорта, объектов туристической привлекательности) еще остается острым в некоторых аспектах. В целом эксперты утверждают, что видят будущее гостиничного бизнеса более клиентоориентированным и персонализированным.
Сами участники гостиничного рынка считают возможный рост сегмента в денежном выражении «формальным» из-за серьезного увеличения издержек и невозможности заметно повышать стоимость своих услуг. По данным специалистов сектора, к уровню 2019 года оборот рынка за вычетом инфляции еще не восстановился.
Отмена НДС для отелей позволила в 2023 году стабилизировать цены на размещение и не допустить резкого роста цен. Следующим шагом должно стать освобождение от налога на добавленную стоимость туроператоров. В Российском союзе туриндустрии считают, что главным препятствием для развития российской гостиничной отрасли является низкий уровень рентабельности. Для его повышения необходимо принять ряд дополнительных мер, среди которых – отмена НДС на дополнительные услуги гостиниц и введение невозвратных тарифов.
Приведем цитату руководителя РСТ Ильи Уманского: «У нас есть данные Росстата, на которые мы постоянно обращаем внимание. Среди них – основной показатель, который отражает рентабельность инвестиций в этот сегмент отрасли - рентабельность активов. В 2008 году этот показатель составлял 15%, что в целом хорошо для инвестора, именно в эти годы у нас все развивалось. Но к 2019 году мы пришли с показателем ноль, а в 2022 году Росстат зафиксировал отрицательный показатель – минус 0,2%. Это то состояние, в котором находятся инвесторы, которых мы сейчас призываем инвестировать в отрасль». Поэтому задача игроков рынка и представителей власти состоит в планомерной проработке мер поддержки российской гностичной отрасли как основной составляющей туристического рынка.