+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Технологические достижения ученых в 2025 году

18 ноя 2025
Российские ученые и инженеры выводят технологии нового поколения на этап практического применения.

О последних достижениях отечественных специалистов, представивших инновации в различных сферах экономики и промышленности, в этой статье.

Энергетика

  • В НИУ «МЭИ» разработали солнечную электростанцию, способную работать ночью или в плохую погоду благодаря накопителям тепла. Это позволит увеличить годовую выработку электроэнергии на 15%, КПД - до 32%. Такие параметры на 7% выше мировых аналогов.

  • Объединенная двигателестроительная корпорация (ГК «Ростех») поставила вторую серийную газовую турбину ГТД-110М для электроэнергетики с КПД более 36%, что соответствует лучшим мировым показателям. Мощность двигателя - 115 МВт. Турбина заменит импортные аналоги.

  • Реакторную установку РИТМ-400 для нового атомного ледокола «Россия» способного колоть лед толщиной до 4 м, произвели на заводе «ЗиО-Подольск» (ГК «Росатом»). Разработка превосходит мировые аналоги и обеспечит круглогодичную проводку по Северному морскому пути.

  • В топливном дивизионе «Росатома» изготовили партию газовых центрифуг 10-го поколения для разделения изотопов урана (ГЦ-10).  Газоцентрифужный метод - наиболее эффективный для обогащения урана-235. Используется при производстве ядерного топлива для энергетических, исследовательских и транспортных реакторов.

Космос

  • АО «Решетнёв» (ГК «Роскосмос») разработало «М-платформу» для поточного производства малых космических аппаратов массой от 15 до 45 кг, включая спутники связи, ретрансляции, навигации, дистанционного зондирования Земли. Модульная структура платформы позволяет её модифицировать.

  • Холдинг «Российские космические системы» начал выпуск модульных источников вторичного электропитания для бортовых систем космических аппаратов, отличающихся стойкостью к внешним воздействиям. Модульная конструкция позволит собирать системы любой конфигурации и степени сложности. Первые партии будут использовать в спутниках связи и аппаратах дистанционного зондирования Земли.

  • АО ГНЦ «Центр Келдыша» завершил разработку двух плазменных двигателей: КМ-50М с ресурсом свыше 20 000 ч и ИД-750 с ресурсом более 50 000 ч, которые призваны стать ключевыми элементами для межпланетных перелётов.

  • Ученые из НГУ, Новосибирск, создали материал с суперлиофобными свойствами для защиты от влаги. Лазерная обработка и покрытие фторсодержащими полимерами формируют сферические капли, которые легко скатываются, не замерзая. Материал работает в диапазоне температур от комнатной до 300°C, в разреженной атмосфере, что перспективно для авиации и космоса.

Квантовые технологии 

  • Специалисты МГТУ им. Баумана, ВНИИ автоматики и «Криотрейд инжиниринг» разработали две системы охлаждения: оптический субкельвиновый комплекс Yurta (0,45 К) и криостат растворения Yaranga (0,01 К). Системы поддерживающие температуры, близкие к абсолютному нулю по шкале Кельвина (-273,15°С), являются необходимой частью квантовых вычислителей, что снижает необходимость в импортных аналогах.

Ученые Казанского федерального университета обнаружили, что кристалл карбида кремния (SiC, политип 6H) может использоваться для создания квантовых устройств благодаря NV-центрам, которые перспективны для квантовых компьютеров и коммуникаций. В отличие от алмазов, SiC позволяет выращивать большие подложки, что делает его промышленно значимым. NV-центры в SiC излучают в телекоммуникационном O-диапазоне (1100–1300 нм), что подходит для оптоволоконной передачи данных. Исследование SiC расширит возможности квантовых технологий.

Авиация

  • Пассажирский самолет SSJ-100 с российскими двигателями ПД-8 совершил первый испытательный полет, который прошел успешно. В производстве находится 24 единицы различной степени готовности. Летом 2025 года полностью импортозамещенный SJ-100 совершил перелёт на 6000 км с двумя остановками, преодолев его за 9 часов на высоте до 12 000 м.

  • Улан-Удэнский авиационный завод разработал легкий модульный вертолет Ка-226Т с модульной конструкцией, позволяющий выполнять широкий круг задач, включая поисково-спасательные работы. В числе особенностей машины - модульная конструкция, позволяющая менять конфигурации вертолета за 45 минут, способность работать в любом климате.

Медицина, оборудование

  • Институт инновационного развития СамГМУ разработал направляющее устройство для контроля траектории иглы при биопсии. Система световозвращающих сфер работает в комплексе с системой хирургической навигации Autoplan, обеспечивая точность до долей миллиметра.

  • Компания «Вансел» при поддержке «Азимут» (ГК «Ростех») запустила серийное производство отечественного сканера микропрепаратов OneCell Scan 3.0. для диагностики рака. Устройство сканирует до 288 стекол за минуты, обеспечивая увеличение 63 крат и точную диагностику заболевания с помощью ИИ. Соответствует международным стандартам и превосходит зарубежные аналоги, способствуя развитию цифровой онкопатологии.

  • Холдинг «Росэлектроника» (ГК «Ростех») представил комплекс для малоинвазивной хирургии расширяющий возможности диагностики и лечения заболеваний. «Алькор» включает диодный лазерный коагулятор, радиоволновой хирургический аппарат, эндовидеосистему, ультразвуковой доплеровский и сканирующий блоки с цветовым картированием.

Автотранспорт, спецтехника

  • Беспилотный грузовик компании Navio (ex. SberAutoTech) проехал от Санкт-Петербурга до Казани за 24 часа, преодолев 1600 км (обычно 58 ч с водителем). Испытания прошли на трассах М-11, А-113 и М-12, сократив время перевозки в 2,5 раза. Запуск эксперимента на М-12 запланирован на 2026 год.

  • Строительный холдинг «Нацпроектстрой» и «ЭРА-ГЛОНАСС» испытали прототип первого российского беспилотного дорожного катка на строящемся участке трассы М-12. Автоматизация снижает сроки работ и нагрузку на оператора, повышая безопасность. В будущем планируется полная автономность и управление несколькими машинами одним оператором.

  • Компания ICL Services разработала платформу «БАС.Логистика» для доставки товаров дронами, учитывая фактор «закрытого неба». Клиент выбирает дрон и пункт доставки через программный комплекс, а платформа объединяет дроны, дронопорты и поставщиков, повышая эффективность доставки.

В заключение

Прорывные разработки ведущих российских коллективов специалистов не только открывают новые возможности для промышленности и экономики, но и укрепляют технологический суверенитет страны, демонстрируя потенциал для масштабного внедрения.