Обеспечение продовольственной безопасности требует скоординированных усилий государства, бизнеса и гражданского общества, а также внедрения передовых научных и технологических решений. Об этом рассказали в ЦМТ Москвы.
Что такое продовольственная безопасность страны
Исторически, термин «продовольственная безопасность» возник в 1974 году на Всемирной конференции ООН по проблемам продовольствия. В то время мир столкнулся с парадоксом: несмотря на перепроизводство еды в развитых странах, многие государства «третьего мира» страдали от голода.
Это понятие охватывает широкий спектр вопросов, включая аграрную политику, инфраструктуру продовольственного снабжения, качество и безопасность продуктов питания, а также социально-экономические факторы, влияющие на доступность продовольствия для населения.
Ключевым элементом продовольственной безопасности является продовольственная независимость, то есть способность страны самостоятельно обеспечивать себя основными продуктами питания. Это требует эффективного использования национальных ресурсов, развития сельхозпроизводства и внедрения инновационных технологий в АПК.
Однако продовольственная независимость не является самодостаточной: она должна быть подкреплена механизмами, обеспечивающими физическую доступность продуктов питания для всех слоёв населения. Экономическая доступность пищевых продуктов означает, что каждый гражданин должен иметь возможность приобретать продукты питания по ценам, не превышающим средний уровень доходов.
В условиях рыночной экономики это требует государственного регулирования цен, поддержки малоимущих слоёв населения и создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере производства и распределения продуктов питания.
Кроме того, продовольственная безопасность включает в себя вопросы качества и безопасности пищевых продуктов - соблюдение строгих стандартов производства, хранения и транспортировки продуктов, а также эффективную систему контроля за их соответствием установленным требованиям. Особое внимание следует уделять предотвращению распространения пищевых заболеваний.
Сельскохозяйственные и природные ресурсы России
Россия обладает значительными земельными ресурсами в контексте мирового сельского хозяйства. Наша страна располагает 20% от общемирового объема воспроизводимых плодородных земель, что составляет приблизительно 125 млн гектаров. На территории РФ сосредоточено 55% мировых запасов чернозема, являющегося одним из наиболее плодородных типов почв. Российская Федерация обладает 20% мировых запасов пресной воды, что делает ее ключевым игроком в контексте глобального водного баланса.
Сельскохозяйственные земли занимают 38,1% от общего земельного фонда страны, что свидетельствует о высоком потенциале для развития аграрного сектора. Более 70% наиболее ценных пахотных земель, общей площадью около 120 млн Га, сосредоточены в европейской части в силу благоприятных климатических условий. 25% пахотных земель характеризуются высокой продуктивностью и устойчивым тепловым и водным обеспечением, что делает их наиболее ценными для сельхозпроизводства. Оставшиеся земли (75% пахотного фонда), классифицируются как средне- и малопродуктивные и требуют проведения мелиоративных мероприятий для повышения их плодородия.
С точки зрения эффективного использования земельных ресурсов, Россия занимает 5-е место среди стран мира по показателю эффективной территории (кв. км/чел.), что свидетельствует о высоком агропромышленном потенциале государства. Этот показатель учитывает не только площадь сельскохозяйственных угодий, но и климатические, геологические и экономические факторы, влияющие на их продуктивность.
Санкции против России, начавшиеся в 2014 году, выявили продовольственную зависимость страны по ряду товарных позиций и сделали повышение продовольственной безопасности приоритетом. Одновременно, ситуация ярко выявила ненадежность зарубежных партнеров, что актуализировало потребность в ускоренной и качественной модернизации внутреннего производства, особенно в АПК, который является ключевым элементом в обеспечении продовольственной безопасности государства.
Эти события стимулировали развитие политики импортозамещения и экономики в целом. С 2022 года санкционное давление на нашу страну существенно усилилось, что привело к уходу зарубежных компаний и сокращению импорта, включая продовольственные товары. В условиях нарастающих вызовов, связанных с глобальными изменениями в мировой торговле и политике, в числе приоритетов встала задача ускоренной и качественной трансформации производственных мощностей, рациональное использование ресурсов и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Доктрина продовольственной безопасности РФ в 2025 году
Ключевым документом стратегического планирования в нашей стране является «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 10 марта 2025 года. Ее реализация является важнейшей составной частью национальной безопасности, предотвращающей риски поступательного социально-экономического развития страны.
Продовольственная независимость определяется как уровень самообеспечения в процентах, рассчитываемый как отношение объема отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к объему их внутреннего потребления и имеющий пороговые значения в отношении:
· зерна - не менее 95%,
· сахара - не менее 90%,
· растительного масла - не менее 90%,
· мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%, д) молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%,
· рыбы и рыбопродуктов (в живом весе - весе сырца) - не менее 85%,
· картофеля - не менее 95%,
· овощей и бахчевых - не менее 90%,
· фруктов и ягод - не менее 60%,
· семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции - не менее 75%,
· соли пищевой - не менее 85%.
Во второй части статьи мы расскажем подробнее о структуре законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности и показателях, достигнутых в экономике на сегодняшний день.