На днях представители гостиниц ЦМТ Москвы - Plaza Garden Moscow WTC 5*, Апарт-отеля Международная 4* и Satelinn Moscow Khovrino 3* - приняли участие в деловом завтраке компании Hotel Advisors. Это ежегодное мероприятие, которое проводится в январе для ведущих отельеров столицы.
По традиции, в рамках завтрака лидеры гостиничного и туристического секторов страны делятся с профессионалами отрасли аналитическими и статистическими данными по итогам прошлого года. Кроме того, они представляют новые тренды, которые будут полезны для стратегического планирования в 2025 году.
В этой статье мы подробно остановимся на итогах 2024 года, представленных Комитетом по туризму города Москвы. Их озвучила Ольга Нечаева, начальник Управления программно-целевого планирования.
На представленном ниже слайде можно увидеть тенденции развития внутреннего и международного туризма в Москве. Сектор внутреннего туризма продемонстрировал умеренный рост на 7% (17,8 млн туристов) по сравнению с 2023 годом. Международный туризм же вырос на 19% за аналогичный период.
Источник: Комитет по туризму города Москвы, Ольга Нечаева
В сфере международного туризма участники рынка отмечают увеличение количества гостей из Ближнего Востока и Китая. Ольга Нечаева объясняет такие темпы роста не столько введением безвизового режима, сколько упрощением процедуры оформления электронной визы. При этом портрет туриста из Китая, доля которого в 2024 году составила около 38%, изменился. Если в 2019 году примерно 50% приходилось на безвизовые групповые поездки и индивидуальных туристов, то сейчас 70% - это индивидуальные путешественники в возрасте 25–34 лет, многие из которых приезжают на обучение. Деловые туристы составляют 25%.
Треть рынка приходится на страны Ближнего Востока, что также связано с упрощением визового режима и электронной визой, а также с высоким интересом к России. Несмотря на то, что с Индией также действует соглашение о безвизовых поездках, доля туристов составляет всего 7%, однако эксперты уверены, что рынок будет развиваться поступательно.
Основные характеристики туристов из регионов России представлены на слайде ниже.
Источник: Комитет по туризму города Москвы, Ольга Нечаева
В течение последних 5-6 лет наблюдается тенденция, согласно которой 40% туристов, посещающих Москву, независимо от того, проживают ли они в гостиницах или нет, приезжают сюда дважды в год. Из всех приезжающих в Москву 40% останавливаются в гостиницах. При этом имеются в виду не только отели 3-4-5 звёзд, но и альтернативные платные варианты размещения, такие как апартаменты и хостелы.
Более детальная информация о портрете международного туриста, включая страны ближнего и дальнего зарубежья, представлена на следующем слайде.
Источник: Комитет по туризму города Москвы, Ольга Нечаева
Страны СНГ занимают большую долю в общем объеме поездок, что объясняется культурными традициями и многочисленными родственными связями. Туристы из дальнего зарубежья составляют около 30%, преимущественно, как уже говорилось, это индивидуальные туристы из Китая и семьи из Ближнего Востока.
Порядка 20% или каждый пятый турист приезжает в Москву либо в формате семейного путешествия, либо в составе деловых поездок, которые пользуются большим спросом, в том числе благодаря развитой конгрессной инфраструктуре. По статистике, около 80% деловых туристов останавливаются в гостиницах разного уровня. 25% туристов, посещающих Москву, являются представителями высокодоходных российских групп населения, уровень дохода которых превышает 100 тысяч рублей в месяц. Как отмечает Ольга Нечаева, «Москва может похвастаться тем, что каждый четвёртый турист относится к этой категории, учитывая, что средняя зарплата в России составляет около 70 тысяч рублей» (ред. – эксперт основывается на данных Сбербанка и Росстата). Средняя продолжительность пребывания таких туристов в столице составляет 5-6 дней, хотя в зависимости от отеля этот показатель может варьироваться.
Согласно информации, предоставленной Комитетом по туризму, в 2024 году произошли изменения в предпочтениях туристов, касающиеся размещения в гостиницах категории 4-5 звёзд. По итогам года только около 60% от общего числа туристов, выбравших платный вариант размещения, останавливались в отелях. Эксперты отмечают тенденцию к снижению этого показателя, так как до 2024 года он составлял примерно 70-80%. Существует вероятность, что рынок краткосрочной аренды начнёт привлекать больше туристов, которые ранее выбирали гостиницы 3-4-5 звёзд благодаря более привлекательным сервисам и ценам.
Ольга Нечаева обратила внимание на интересный факт: туристы проводят в гостиницах от 45% до 50% всего времени в поездках. Эксперты проанализировали данные геоаналитики МТС и выяснили, на что тратится так называемый «бюджет времени» во время пребывания в Москве: (прогулки, посещение кафе, баров и ресторанов, а также музеев). Фактически, все 100% времени туриста распределяется между различными рынками, которые борются за его внимание и, в конечном итоге, за его деньги. В этом контексте гостиницы занимают абсолютное преимущество, ведь человек проводит там половину времени суток. Это означает, что у гостиниц есть значительное преимущество перед другими игроками в плане предложения развлечений, дополнительных сервисов и услуг.
Треть туристов приезжает в страну с культурно-познавательными целями. Семейные путешествия с детьми выбирают всего 10-12% отдыхающих. А 20% путешественников приезжают сюда в деловых целях, и этот тренд будет сохраняться в ближайшие годы из-за появления и развития новых экономических связей, связанных с геополитическими изменениями.
По словам вице-премьера Правительства Дмитрия Чернышенко, в 2024 году общий рост туризма в стране составил около 11%. Некоторые трудности, с которыми сталкиваются российские туристы при поездках за границу из-за санкций, способствуют раскрытию потенциала внутреннего туризма. Москва, в свою очередь, готова предложить необходимое для полноценного отдыха и разнообразного досуга.
О ряде факторов, влияющих на динамику турпотока, которые представлены на слайде ниже, Ольга Нечаева рассказала подробнее.
Источник: Комитет по туризму города Москвы, Ольга Нечаева
Одним из ключевых долгосрочных трендов на туристическом рынке является цифровизация. Она позволяет потребителям приобретать различные нефинансовые услуги с помощью смартфонов: билеты в театры, бронирование транспорта, гостиниц и многое другое. При этом акцент смещается на качество контента, заботу о клиентах и обратную связь. Таким образом, весь сектор, связанный не только с возможностью оплаты услуги, но и с самим процессом ее выбора, переходит в цифровое пространство, что вызывает большой интерес у пользователей.
Ключевой задачей индустрии остается улучшение туристической инфраструктуры и сервиса в регионах. Раньше Москва значительно опережала другие города и регионы по качеству гостиниц, по объёму транспортной и развлекательной инфраструктуры. Однако благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» многие города и регионы активно развиваются и уже «научились зарабатывать» на туристах, включая москвичей. В результате усиливается конкуренция между регионами за путешествия, особенно учитывая рост реальных доходов населения и продолжающуюся тенденцию к развитию внутреннего туризма. Именно поэтому стремление к новым местам и все, что связано не просто с возможностью передвижения, а с эмоциональным аспектом, становится всё более актуальным. Это долгосрочный тренд, который необходимо учитывать при привлечении в туризм различных социальных групп и расширении предложений.
Помимо традиционных возрастных групп, на которые ориентированы большинство предложений, таких как 30-50-летние, важно обратить внимание на развитие детского туризма, молодежного и туризма для старшего поколения. Ольга Нечаева отметила, что в Москве существует значительный потенциал для реализации спроса на детский отдых, однако не хватает санаторно-курортной инфраструктуры как для детей, так и для пожилых людей. В связи с этим происходит переориентация на альтернативные формы отдыха, включая городской.
Опытные путешественники, которые уже много где побывали стремятся к новым впечатлениям. К таким видам отдыха, которые могут их заинтересовать, относятся паломнический, образовательный, медицинский и гастрономический туризм. По мнению Ольги Нечаевой, Москва - это уникальный город, предлагающий множество разнообразных направлений для туристов.
Согласно данным Комитета по туризму, участники рынка должны рассматривать москвичей как новый потенциал для развития своего бизнеса. Из общего числа гостей в гостиницах столицы останавливается около 16-18% москвичей. Это могут быть свадьбы, дни рождения или просто желание побыть туристом в своём родном городе. Эксперты отмечают не только тенденцию к отдыху в черте города, но и рост его популярности как способа проведения досуга.
Туризм - это особый стиль жизни, который, в первую очередь, связан с получением удовольствия, отдыхом и желанием расслабиться. Именно поэтому так популярен туризм выходного дня. Этот вид туризма подходит как для жителей Москвы и Московской области, так и для гостей из близлежащих регионов. Он помогает перезагрузиться, замедлиться и насладиться уютом, а также получить новый опыт.
При условии формирования всей необходимой инфраструктуры Москва может принять порядка 52 миллионов туристов. Сегодня столица готова предложить туристам разнообразную развлекательную и деловую инфраструктуру, богатую культурную программу. Активно развивается транспортная составляющая и улучшается доступность: строятся высокоскоростные магистрали и открываются новые объекты, реализуются запланированные инвестиции и меры поддержки.
Источник: Комитет по туризму города Москвы, Ольга Нечаева
В столице России действует эффективная система продвижения города. По словам Ольги Нечаевой, несмотря на сложную ситуацию, связанную с пандемией, продвижение города на международном и внутреннем рынках не останавливается. Москва всегда активно обеспечивает своё информационное присутствие, включая работу городских государственных сервисов, такие как “Russpass” (ред. – сервис бронирования путешествий), уделяет внимание повышению квалификации кадров, которые помогают формировать и продвигать предложения, а также создавать и упаковывать контент для туристов.
На слайде, иллюстрирующем географию продвижения Москвы до 2030 года, можно увидеть основные сегменты и зарубежные рынки, на которые будет направлено внимание экспертов столицы по развитию туризма. До 2030 года основными зарубежными направлениями останутся страны СНГ, страны Ближнего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона.
Источник: Комитет по туризму города Москвы, Ольга Нечаева
О полезной информации, которые предоставили эксперты гостиничного сектора на мероприятии Hotel Advisors мы расскажем в следующих статьях на нашем сайте. Следите за обновлениями!