По словам участников Делового форума БРИКС, проходившего в конце октября 2024 года в ЦМТ Москвы, одной из активных организаций, развивающих сотрудничество в формате содружества, является Одинцовская ТПП.
Как происходит взаимодействие предпринимателей из стран БРИКС на практике, мы попросили рассказать Президента Союза «Одинцовская Торгово-промышленная палата» Виктора Ивановича Тарусина, который был участником этого масштабного международного мероприятия.
ЦМТ: Виктор Иванович, расскажите нашим читателям, как российские региональные Торгово-промышленные палаты рассматривают взаимодействие в формате БРИКС и какую практическую пользу для своей работы они могут извлечь уже сейчас?
Виктор Тарусин: Взаимодействие в формате БРИКС - это, в первую очередь, новые контакты. Это возможность выйти на новые рынки. Уже сегодня через нашу Торгово-промышленную палату активно оформляются поставки в Индонезию, во Вьетнам. Все, что было связано с западным направлением, отошло на второй план. Пример такой деятельности: итальянский бренд Union, который долгие годы был очень популярен на российском рынке производства дверей. Само производство находится в нашем районе, в городском поселении Большие Вязёмы. Несколько лет назад коллеги приняли участие в Дубайской выставке, а сегодня уже ведутся активные поставки нашей продукции в страны Ближнего Востока, такие как Оман, Катар, ОАЭ. Я хорошо знаю этот район и постоянно наблюдаю за этим процессом. Одинцовский городской округ, частью которого является эта локация, имеет внушительную территорию с населением около 400 тысяч человек. Сегодня к нам в округ вошел город Звенигород. Летом, в период сезонной миграции население может достигать полутора миллионов, что делает нас по размерам и по составу населения не меньше Брунея (Юго-Восточной Азия). Также у наших компаний, входящих в состав Одинцовской ТПП, есть потребности в поставках из стран БРИКС. Это касается как технологий, так и, например, такого продукта, как кофе.
ЦМТ: Какова при этом доля поставок энергоресурсов в страны союза, и как именно сегодня организована транспортировка?
Виктор Тарусин: Здесь, на форуме я разговаривал с представителями Федеральной налоговой службы Бразилии. Они сообщили, что за последние 3 года поставки российского дизельного топлива в эту страну значительно увеличились. В 2021 году мы поставляли на 700 миллионов долларов, в 2022 году - на 5 миллиардов, а в 2023 году - уже на 7 миллиардов долларов. При этом значительная часть экспорта дизтоплива пришлась именно на Бразилию. Поставки ведутся с помощью кораблей, ведь самолётами такие объёмы не перевезти. На прошлой неделе я участвовал в газовом форуме в Санкт-Петербурге, где активно обсуждались вопросы поставок сжиженного природного газа (СПГ) из России в Бразилию. У бразильцев есть потребность в этом виде топлива, они стремятся плавно перейти от угольных электростанций к газовым, а для этого необходимы технологии и поставки. Очевидно, что подобные проекты выходят за рамки муниципального уровня, это уже федеральный уровень. Однако малые и средние предприятия также могут выйти на рынки БРИКС, и предприниматели проявляют большой интерес к рынкам этих стран союза.
ЦМТ: Много ли у Вас обращений от бизнеса в плане поддержки, связанных с желанием компаний выйти на внешние рынки государств – членов содружества БРИКС?
Виктор Тарусин: Да, у нас, например, много обращений, связанных с парфюмерией и косметикой. Мы, со своей стороны, заинтересованы в получении базовых масел из Таиланда, Лаоса и Вьетнама, а также заинтересованы в поставках в эти страны готовой продукции, которой у нас достаточно много и которая конкурентоспособна как по цене, так и по качеству.
На Деловом форуме БРИКС 2024 была представлена практически вся Московская область – это 15 ТПП, и практически все руководители палат региона участвовали в работе мероприятия. Внешнеэкономическую деятельность никто не отменял, и нас не запугать санкциями. Отдельно можно выделить ещё одно интересное направление - IT. Наши программисты известны как самые сильные и конкурентоспособные на рынке, и существует ряд интересных программных продуктов, которые достойно представляют Россию на зарубежных рынках.
ЦМТ: Что нужно сегодня компании или предпринимателю, чтобы стать членом Одинцовской ТПП?
Виктор Тарусин: Российские компании, в отличие от европейских не всегда готовы себя нахваливать. В данном вопросе мы не используем административные ресурсы, членство в нашей ТПП - это вопрос доброй воли и желания бизнесменов быть в каком-то сообществе, в клубе. Вы знаете, что сейчас в Москве существует множество элитных клубов для бизнеса, где генеральные директоры могут вступить, заплатив от 700 до 800 тысяч рублей членских взносов. Это замечательный бизнес, так называемый «клубный бизнес», но, чтобы «поставить здесь свое кресло», нужны не маленькие деньги. У нас всё добровольно - если предприниматель видит для себя пользу от общения и членства в Палате, он может в нее вступить. Это даст ему возможность продвижения интересов своего бизнеса за счёт потенциала всей системы торгово-промышленных палат. Если же он считает, что платить членские взносы не имеет смысла, то это его право, мы никого не заставляем.
Наша задача - помогать бизнесу, сглаживать острые углы и решать сложные проблемы, которые возникают у предпринимателей, в том числе, с водоканалом, теплосетями, электросетями и газоснабжением. Мы можем помочь в решении этих проблем путём переговоров, иногда даже ускорить их решение без дополнительных затрат. Ведь цель каждой Торгово-промышленной палаты - не зарабатывать деньги, а содействовать развитию бизнеса.
ЦМТ: Поступают ли в Ваш адрес обращения от зарубежных предпринимателей о размещении производства в вашем районе?
Виктор Тарусин: Да, такие предложения были. Однако наш городской округ имеет особый режим пребывания иностранных граждан, поэтому требуется дополнительное согласование с рядом надзорных органов, чего, например, не требуется в других районах. Поэтому не всё так просто, но это решаемо. На днях у меня были предприниматели из Вьетнама. Они просили предоставить им 200 га земли для строительства индустриального парка. Но у нас, в Одинцово нет 200 гектаров, которые можно было бы отдать именно под индустриальный парк. Поэтому я посоветовал им обратиться с этим вопросом в Наро-Фоминск. Там есть земля, она дешевле, и есть все возможности для подключения. Думаю, что Группа компаний «Элинар» сможет предоставит им такую возможность.
ЦМТ: Удаётся ли Вам обмениваться опытом с Торговыми палатами других стран?
Виктор Тарусин: Да, конечно, для этого и создаются, и существуют специальные площадки. Когда я возглавлял Деловой совет Россия-АСЕАН при ТПП РФ, у нас были неформальные и даже формализованные отношения с Торгово-промышленными палатами Индонезии, Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Когда я приезжаю к ним с бизнес-миссией, то заранее связываюсь с Палатами, и они помогают организовать площадку, обеспечить перевод и транспортную логистику. Хотя мы за это и платим, но это всё равно легче, чем искать туристические фирмы на рынке, где есть риск столкнуться с обманом или непредвиденными ситуациями.
Это одна сторона вопроса. С другой стороны, происходит обмен практиками в области организации взаимодействия, включая индустриальные парки и IT-парки. Такой опыт был в Брунее, Индонезии и Малайзии, и, я думаю, сейчас эта схема продолжается.
Однако есть два подхода к подготовке таких поездок. Первый - это бизнес-туризм, а второй - когда вы заранее устанавливаете отношения с потенциальным партнёром, объясняете ему, куда и зачем вы едете, а на месте либо подписываете соглашение, либо выстраиваете прямые отношения с партнёром. Именно тогда это имеет практический результат. Потому что наша конечная цель – это подписанные соглашения и полученная валютная выручка.
ЦМТ: Благодарим за подробный рассказ, Виктор Иванович, и желаем успехов в Вашей активной деятельности!