Международный таможенный форум традиционно проходит в Конгресс-центре ЦМТ и является крупнейшим событием года в сфере ВЭД. Эта уникальная площадка для открытого диалога сторон, заинтересованных в развитии международной торговли и продвижении внешнеторговых интересов российского бизнеса, ежегодно собирает более 2 300 участников из более 30 стран мира. В их числе свыше 150 представителей иностранных делегаций и 4-х международных организаций.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.05.2019 г. № 1000-р Международный таможенный форум 2024 является новым форматом выставки «Таможенная служба», которая проводится с 1999 года. Организатором мероприятия выступает ФТС России, соорганизаторами - АО «Московский экспортный центр» и Транспортная группа Fesco.
Каждый год на площадке МТФ встречаются руководители и сотрудники таможенных служб, удостоенные целого ряда правительственных наград. В деловых мероприятиях Форума принимает участие руководство Правительства России, Министерства транспорта, Министерства финансов, Минэкономразвития, ФНС России и других федеральных органов власти, а также руководители таможенных служб различных государств, российские и зарубежные эксперты в сфере ВЭД, представители бизнес-сообщества и зарубежных таможенных администраций. Задача мероприятия – объединить российских и зарубежных экспертов с целью обмена опытом и обсуждения актуальных проблем во внешнеэкономической деятельности и системе таможенного администрирования.
Каждый Таможенный форум посвящен определённой тематике. Ключевая тема МТФ-2024 – в год председательства России в БРИКС – развитие сотрудничества и новые возможности взаимодействия таможенных служб стран-участниц содружества. Пленарное заседание «БРИКС: новые возможности и перспективы развития таможенного сотрудничества в условиях глобальных трансформаций» состоится во второй день работы форума, 30 октября. В ходе дискуссии планируется обсудить тенденции интеграции таможенной сферы в формате БРИКС и адаптацию внешней торговли в условиях актуальных рисков и вызовов. О чем будут говорить эксперты, мы расскажем на страницах нашего сайта.
Основные треки деловой программы сформулированы с учетом ключевых тенденций в сфере ВЭД, а также исходя из глобальных вызовов, которые преодолевает Россия в текущих условиях. Сегодня, в первый день работы Форума участники обсуждают вопросы сокращения времени контроля на границе, роль и место таможенных органов в борьбе с контрафактом, международное таможенное сотрудничество, нарушения в таможенной сфере, международное сотрудничество в борьбе с контрабандой наркотиков и многие другие вопросы.
Сегодня на полях Международного таможенного форума 2024 состоялась панельная сессия «Сокращение времени контроля на границе. Реализация поручения Президента Российской Федерации от 29 февраля 2024 г.». В целях выполнения поручения Президента России Владимира Путина по сокращению времени проведения досмотра грузовых автомобилей до 10 минут, ФТС России совместно с Минтрансом России и другими государственными контрольными органами проводит большую работу по реконструкции и оснащению таможенных постов, а также по внедрению в работу новейших цифровых решений и инструментов ИИ для сбора, анализа и систематизации поступающих данных.
Разработан комплексный план мероприятий, направленный на техническое перевооружение приоритетных автомобильных пунктов пропуска, расположенных на таможенной границе Евразийского экономического союза, создание единой информационной системы для государственных контрольных органов, внедрения цифровых решений в процессы оформления на границе, а также оптимизацию технологий проведения государственного контроля. С 1 октября 2024 г. начата реализация проекта по созданию интегрированной системы пропуска на российско-азербайджанском участке государственной границы, которая станетосновным элементом при формировании единой информационной системы пункта пропуска.
О сегодняшнем дне российской таможни, о реализации поручений Президента России на сессии докладывали: первый заместитель Министра транспорта России Валентин Иванов, руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко, замруководителя ФТС России Денис Терещенко, директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрий Горшков и гендиректор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов.
В своем докладе руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко рассказал, что в декабре 2023 года был изданы и вступили в силу приказы Минтранса России об утверждении положения Администрации пунктов пропусков. В соответствии с требованиями этих нормативных правовых актов, во всех пунктах пропуска были созданы администрации, на руководителей которых возложены полномочия с целью взаимодействия с подразделениями государственных контрольных органов исполнительной власти РФ, в том числе при возникновении аварийных, чрезвычайных и конфликтных ситуаций.
Для обеспечения должного уровня функционирования пунктов пропуска разработан целый ряд цифровых инструментов мониторинга. Руководитель Росгранстроя пояснил, что для принятия управленческих решений на постоянном вооружении сегодня находятся такие системы, как дашборд координационного центра Правительства РФ. Дашборд позволяет контролировать ежедневный фактический пропуск транспортных средств. В 2023 году на административных границах с новыми субъектами РФ внедрена система мониторинга очередей и времени прохождения пропускного пути. Этот цифровой сервис позволяет распределять время прохождения до того или иного момента пропуска и выбирать максимально быстрые и удобные маршруты. Данной системой уже воспользовалась более 170 тысяч человек.
«Отмечу, что внедрение цифровой системы (в ряде пунктов пропуска) способствовало повышению уровня информированности водителя о временных затратах на пересечении границ и пунктов пропуска и, как следствие, перераспределению транспортных потоков и сокращению времени ожидания прохождения контроля. Мы планируем распространить эту систему и на другие участки государственной границы. Нами было подготовлено обращение в ряд субъектов Российской Федерации. Губернаторами это решение поддержано, и в ближайшее время мы будем это реализовывать и на других территориях»
Руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко
С сентября 2023 года на трех пунктах пропуска действует система электронной очереди, позволяющая регулировать даты и время пересечения государственной границы. Внедрение данной системы позволяет равномерно распределять подходы транспортных средств между автомобильными пунктами пропуска, а также сокращать издержки перевозчиков за счет отсутствия необходимости ожидать свою очередь возле пункта. Кроме этого, сотрудники пропускных органов получили возможность планировать необходимое количество своих сотрудников в зависимости от наличия заявок на резервирование.
С 1 сентября 2024 года систему электронной очереди перевели на платформу государственной информационной системы электронных перевозчиков и туристов. Данное решение позволяет кратно повысить защищенность системы от нежелательных воздействий. Геннадий Безлобенко подробно рассказал о работе внедренной автоматизированной системы АСУР. До ее внедрения существовал целый ряд проблем, требовавших решения. В том числе отсутствовал объективный контроль за деятельностью подрядных организаций, отсутствовала система обратной связи с сотрудниками ведомства и гражданами, а также отсутствовала возможность оценки текущего состояния пунктов пропуска. На сегодняшний день данная система позволяет вести постоянный контроль за выполнением работ.
Основное отличие новых систем – максимально удобный и понятный интерфейс, состоящий из мобильного приложения и веб-версии для ПК. С помощью мобильных приложений подрядные организации принимают в работу задачи и отчитываются об их исполнении. Приложения также доступны для смартфонов. Веб-интерфейс предназначен для использования на ПК и ноутбуках непосредственно для проверки и отслеживания задач на всех этапах, а также позволяет сформировать в системе необходимые отчеты. Если работы выполняются качественно и в срок, задаче присваивается статус закрытия, в ином случае, задание направляется на доработку. Кроме того, учитывая, что на некоторых пунктах пропуска в связи с удалённостью присутствует слабое покрытие сети интернет (или вовсе покрытие отсутствует), в новой системе реализованы возможности использования приложения в режиме offline. Вся информация о работе в системе во время такого режима будет сохраняться приложением и, при появлении сети интернет, будет автоматически выгружаться в систему.
Внедрение в работу такого инструмента обратной связи реализовано на 111 пунктах пропуска, находящихся в оперативном управлении, за исключением Брянского и Белгородского филиалов (до окончания СВО). По такому же принципу реализована система обратной связи для граждан, пересекающих границу.
Заместитель руководителя ФТС России Денис Терещенко в своем выступлении особо подчеркнул сложную работу и таможенной службы, которая «должна находится на месте ежедневно, круглосуточно, в дождь и в снег, особенно в пунктах пропуска». Он согласился с коллегами, которые уже выступили с развернутыми докладами, что реализация поручения Президента России Владимира Путина, поставленная в послании Федеральному Собранию по доведению типового времени досмотра до 10 минут, это достаточно сложная и очень амбициозная, но, по его словам, выполнимая задача. При этом для ее реализации должна быть обеспечена консолидация усилий абсолютно всех государственных контролирующих органов, а также тех министерств и ведомств, которые организуют работу в пунктах пропуска.
Ранее, по словам Дениса Терещенко, у таможенных служб, было несколько программных средств, которые автоматизировали таможенные операции в пункте пропуска. Это было достаточно неудобно, так как в вопросах, связанных с эксплуатацией и доработками, приходилось реализовывать практически одни и те же решения, но в разных программных средствах. Главный инспектор был вынужден работать на нескольких программных средствах, и все это фактически происходило в одном пункте пропуска. Поэтому ФТС в свое время поставила перед собой задачу произвести оптимизацию систем в рамках плановых работ.
По словам Дениса Терещенко, одним из сложнейших вопросов в государстве является импортозамещение. В последние годы на уровне государства были приняты своевременные политические решения о необходимости импортозамещения в технологическом секторе, потому что, например, ФТС лишена возможности получать техподдержку от иностранных программных продуктов.
«Мы предпринимаем определенные действия для того, чтобы минимизировать риски, которые возникают в этой части. Но в долгосрочной перспективе, конечно, в таком режиме работать невозможно. ФТС активно работает в вопросе импортозамещения, и часть программных решений, в том числе и тех, которые сейчас, которые работают у нас в пунктах пропуска импортозамещены.
Это глобальная работа, которая требует серьезных финансовых вложений, и тут без помощи Минфина нам не обойтись. Но мы плотно взаимодействуем и нам понятно, что делать в этой части. Есть определенные технологии, они подобраны и протестированы с нашей стороны. Необходимо реализовывать и импортозамещать те решения, которые сейчас у нас пока еще не импортозамещены»
Заместитель руководителя ФТС России Денис Терещенко
Денис Терещенко особо обратил внимание на сложность вопроса обеспечения информационной безопасности, в том числе, рассказал о регулярных DDos атаках на информационные системы ФТС России. По его словам, согласно подтвержденным данным анализа Федеральной службы безопасности Национального операционного центра по компьютерным инцидентам, источником кибератак является скоординированная, организованная работа Западных служб.
«Нам противостоит умный, профессиональный враг, поэтому все наши действия в вопросах, связанных с информационной безопасностью, с обеспечением нашего взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти мы выстраиваем исходя из этого. Мы должны быть бдительны, аккуратны, технологичны. Российские технические решения нам должны помочь в обеспечении необходимого уровня информационной безопасности»
Заместитель руководителя ФТС России Денис Терещенко
Из года в год Международный таможенный форум сопровождает яркая интерактивная экспозиция. По традиции, на ее пространствах проходят выступления руководителей таможенных стран и ведущих экспертов из разных стран.
С подробной информацией о МТФ-2024 и деловой программой можно ознакомиться по ссылке. Более подробно о ходе пленарного заседания «БРИКС: новые возможности и перспективы развития таможенного сотрудничества в условиях глобальных трансформаций» мы расскажем в день его проведения на нашем сайте.
Международный таможенный форум 2024 проходит 29 и 30 октября в очном формате в Центре международной торговли Москвы на Краснопресненской набережной 12, подъезд 4, Конгресс-центр.