Всероссийский Морской конгресс является крупнейшим международным событием морской индустрии, которое проводится один раз в два года. Сегодня в Конгресс-центре ЦМТ открылся Второй Всероссийский Морской конгресс, который организован при поддержке и непосредственном участии Правительства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, а также целого ряда ведомств, предприятий и организаций, в числе которых ключевые партнеры мероприятия - Госкорпорация «Росатом», АО «Корпорация морского приборостроения», Объединенная судостроительная компания и др.
II Всероссийский Морской конгресс - это уникальная платформа для развития деловых контактов, обмена опытом и презентации возможностей организаций морской индустрии. В числе более 2 000 участников конгресса представители ведущих компаний морской отрасли, руководители и специалисты портов, судоходных, промысловых и транспортно-логистических компаний, конструкторских бюро и научных организаций.
«В условиях новых геополитических реалий значение транспортно-логистического комплекса многократно возрастает. Перед нами стоит амбициозная задача – создание самой эффективной в мире транспортной системы. Необходимо создать транспорт, доступный абсолютно всем. Как пассажиру, так и бизнесу.
Особое внимание направлено на водный транспорт, который играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, укреплении ее межрегиональных и международных связей. Для снятия существующих инфраструктурных ограничений будет продолжена реализация мер государственной поддержки, в том числе в рамках нового нацпроекта «Эффективная транспортная система», которая разрабатывается по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина»
Министр транспорта Роман Старовойт
В приветственном слове к участникам конгресса Министр промышленности и торговли Российский Федерации Антон Алиханов отметил, что в XXI веке отечественная морская индустрия проходит стадию глубокой трансформации. В судостроительной промышленности и отраслевых интегрированных структурах появляются новые организации, модернизируются и строятся новые верфи, активно обновляется флот. Все это делается с упором на отечественные технологии. В том числе продолжается массовое строительство грузовых судов смешанного плавания, которые обеспечивают функционирование и развитие международных транспортных коридоров, таких как «Север – Юг».
Еще одним направлением, формирующим конкурентное преимущество России в мировом океане и в акватории Северного морского пути, является беспрецедентное развитие отечественного ледокольного флота. Укрепляются компетенции в строительстве современных пассажирских и грузопассажирских судов, круизных лайнеров, скоростных судов на подводных крыльях и электросудов.
«Особенно важно, что наши заказчики, которые ранее рассматривали в основном иностранное комплектующее оборудование, в последнее время переориентировались на решения, которые предлагает отечественная промышленность. Для поддержки этого направления Минпромторгом России запущена обширная программа разработки и внедрения в серийное производство критического судового оборудования, такого как винторулевые колонки, рыбофабрики, навигационное и палубное оборудование и многое другое.
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов
Всероссийской морской конгресс предоставляет уникальную площадку для широкой отраслевой кооперации, подведения итогов уже реализованных проектов, оценки их эффективности и планирования дальнейшего развития»
Среди основных задач Морского конгресса 2024 обсуждение актуальных вопросов функционирования отрасли морского и речного транспорта, укрепления межрегиональной кооперации, дальнейшие пути развития транспортного и промышленного сотрудничества, создание благоприятных условий для работы с зарубежными странами-партнерами. В масштабной деловой программе конгресса более 25 деловых мероприятий с участием свыше 200 спикеров, а также международные бизнес-диалоги и деловые завтраки для партнёров. В сессиях участвуют ведущие российские и международные отраслевые эксперты.
В первый день работы II Всероссийского Морского конгресса, 24 сентября состоялось пленарное заседание «Морская индустрия России: перезагрузка для движения вперед» с участием первых лиц морской индустрии - начальника Управления Президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергея Вахрукова, председателя Комитета Госудумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, замминистра промышленности и торговли РФ Альберта Каримова, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот») Андрея Тарасенко, генерального директора - председателя Правления ПАО «Совкомфлот» Игоря Тонковидова и других лидеров отрасли. Модератором сессии выступил заместитель гендиректора информационного агентства России ТАСС Андрей Соколов.
Начальник Управления Президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков в своем выступлении подчеркнул, что последние 2,5 года стали очередным масштабным вызовом для российской морской индустрии. Однако, по его словам, основные вызовы встали перед отраслью гораздо раньше, это произошло 20–30 лет назад, когда все решили, что можно закупать импортное оборудование, комплектующие и не заниматься производством отечественных.
В итоге, по словам Сергея Вахрукова, были утеряны и собственные компетенции, и опыт. Несколько лет назад началась «перезагрузка» отрасли. Сектору была выделена необходимая для развития господдержка (финансирование, льготы, субсидии), стали восстанавливаться и модернизироваться судостроительные предприятия. Но 2,5 года назад все проблемы отрасли вновь обострились. Международная обстановка поставила новые задачи, которые предстояло решить. Судостроительная, судоходная и рыбопромышленная отрасли приняли вызов. Началась работа, необходимая для выхода на новый качественный уровень. Сегодня совершенствуется регулирование, переформатируется логистика, обновляется инфраструктура, возрождается судоремонт, появляются молодые кадры, настраивается сотрудничество с заинтересованными зарубежными партнерами.
Сергей Вахруков подчеркнул, что одной из важнейших мер, реализованных по поручению Президента России Владимира Путина, стало создание Управления по вопросам национальной морской политики. Создание управления – это только часть системной работы. Также указом Президента РФ была создана Морская коллегия, в состав которой входят Советы, которые будут решать вопросы военной морской политики, Арктического региона и стратегии деятельности отрасли. По словам спикера, сегодня ведется постоянный анализ всего, что происходило в отрасли в течении многих лет для поиска путей решения накопившихся проблем и построения стратегических векторов развития.
Замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов сделал акцент на особой специфике судостроительной отрасли. В частности, спикер говорил о долгосрочности проектов: судостроение является отраслью длинного цикла, некоторые параметры прогнозируются после 2030-го и в горизонте до 2050-го года. Например, сегодняшние проекты, по словам Альберта Каримова, могут дать эффект через несколько десятков лет. Поэтому ключевую роль в данной отрасли играет продуманное стратегическое планирование.
Альберт Каримов рассказал, что в настоящее время в процессе доработки находится проект формирования стратегического плана развития отрасли. Основное внимание фокусируется на развитии гражданского судостроения. Также критически важно покрыть потребность в производстве отечественного судового оборудования. Спикер считает, что в ближайшей перспективе отрасли необходимо свое место в секторе крупнотоннажного транспортного флота. Эффект от этих мероприятий проявит себя после 2030 года. Третье стратегически важное направление, которое необходимо развивать – это создание комплексной системы отечественного судоремонта. Все эти программы будут входить в разрабатываемый сегодня федпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот») Андрей Тарасенко отметил, что ранее, в 2000-х годах была разработана и успешно реализовывалась программа государственно – частного партнерства (ГЧП): «В результате такой работы удалось нарастить сегодняшние мощности до 1,36 млн тонн. Сегодня мы имеем запас прочности в части перевалки грузов и взаимодействуем по тем логистическим схемам, которые у нас существуют внутри страны и при приеме, и при передаче груза».
Перед отраслью стоит задача дальнейшего роста мощностей. Андрей Тарасенко обозначил существующую проблему: железнодорожный транспорт переполнен, необходимо максимально задействует речную инфраструктуру, о чем ранее, по его словам, и не приходилось задумываться. Сегодня система логистики меняется, грузовая база сосредотачивается в мультимодальных хабах в регионах. Сам порт только принимает груз, а для обработки грузов созданы так называемые «сухие порты». Для это требуется восстановление системы гидротехнических сооружений. «На реке нужно навести порядок. Когда был СССР, вспомните, какие у нас были реки!», - добавил спикер. Ранее по рекам постоянно перемещались и грузовые, и пассажирские суда. Сегодня, по словам Андрея Тарасенко, по рекам ходят только баржи, а «контейнерные суда можно пересчитать по пальцам».
Гендиректор, председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов пояснил, что грузы, о которых говорили предыдущие спикеры – это, по существу, российский экспорт, являющийся частью бюджета РФ и имеющий большое значение для нашей страны. «Перемещение этих грузов в иностранные морские порты сегодня происходит в условиях эрозии универсального морского права, односторонних санкций зарубежных государств, напрямую бьющих в морскую логистику, а также в морскую торговлю, как наиболее чувствительный элемент российской экономики», - отметил спикер.
Об этом и многом другом, что предстоит сделать для поддержки отрасли, завершения «перезагрузки» и обеспечения движения вперед говорили участники пленарного заседания.
Всероссийский Морской конгресс 2024 сопровождает экспозиция, развернувшаяся на площади 3 000 кв², где представлены 50 стендов ведущих компаний отрасли морского транспорта и смежных индустрий. В их числе крупнейшая судостроительная компания России АО «ОСК», машиностроительное предприятие полного цикла с 25 летней историй ООО «Винета», Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Российская палата судоходства», Санкт-петербургский государственный морской технический университет, Классификационное общество Российский морской регистр судоходства и другие компании, представляющие инновационные разработки и технологии в области морского и речного транспорта, экологической безопасности и устойчивого развития отрасли.
Трансляцию главных сессий события можно посмотреть на официальном сайте мероприятия по ссылке. В офлайн формате Второй Всероссийский Морской конгресс проходит 24 и 25 сентября 2024 в ЦМТ Москвы по адресу: Краснопресненская набережная 12, подъезд 4, Конгресс-центр.