+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Въездной туризм в России лето 2024. Часть 2

23 июл 2024
Являясь одним из ведущих игроков туристического рынка России, ЦМТ Москвы продолжает рассказывать о новостях туристического рынка на страницах своего сайта.

В 2024 году продолжилось восстановление въездного туризма в Россию. Хотя количество заявок на бронирования в летний период всё еще значительно ниже, чем до пандемии, интерес к России как туристическому направлению для групп и индивидуальных туристов продолжает расти.

Среди факторов, повлиявших на динамику въездного турпотока - новый порядок оформления электронных виз в Россию (с конца 2023 г.), введение безвизового режима для групповых туристов из Китая и Ирана, открытие прямого авиасообщения по ряду международных направлений, а также сохранение ограничений для граждан Китая на групповые туры в большинство стран Евросоюза.

Статистика туристического потока

Как мы уже рассказывали в статье Въездной туризм в России лето 2024, самым популярным для иностранцев в России остается маршрут Москва — Санкт-Петербург. На него приходится не менее 40% бронирований за период июнь – август 2024 г. Этим летом туроператоры наблюдают растущий интерес и к другим регионам России.

В июле 2024 Росстат опубликовал статистику по российским регионам, содержащую количественные данные по числу поездок общего туристического потока (въездной и внутренний туризм). На рисунке ниже представлены показатели по России в целом и по Центральному федеральному округу за период январь – май 2024 г.


Источник: Росстат

Из представленных данных следует, что Москва (8 334,9 тыс. поездок) и Московская область (6 306,1 тыс. поездок) стали лидерами привлечения иностранных и внутренних туристов за первые 5 месяцев 2024 года.

В отношении других регионов, по данным Росстат, по числу поездок лидируют Краснодарский край, включая г. Сочи (5 394,8), г. Санкт-Петербург 4 781, 9 тыс. и Ленинградская область 3 001,9 тыс. поездок.

Число иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в январе – мае 2024 г. составило в целом по России 1 440 498 человек. Из них: в Москве - 784 182 человек, Санкт-Петербурге - 188 269, в Краснодарском крае - 61 277, в Московской области - 47 625 и 36 664 человек в Приморском крае.

Предпочтения зарубежных туристов

До пандемии основная масса туристов из других стран приезжала в Россию из Китая и европейских стран. Сейчас запросы иностранцев и наполнение туристических пакетов значительно отличаются от привычных европейских вариантов. Особенности выбора и предложения отелей, ресторанов и экскурсий требуют более индивидуального подхода.

Выбор направления зависит от предпочтений туристов из разных стран. В топе спроса на лето у туристов из стран Персидского залива, особенно из ОАЭ – город Сочи, где большинство бронирований приходится на премиальные отели, работающие по системе Ultra All Inclusive. Туристы из стран Ближнего Востока предпочитают расслабленный отдых с небольшими экскурсиями и шопингом, при этом культурно-познавательная составляющая для них менее важна. Так в Space Travel рассказывают, что для них предпочтительно эмоциональное наполнение, посещение тематических парков, ресторанов и возможность сделать красивые фотографии для соцсетей.

В FUN&SUN отмечают также тенденцию роста паломнических мусульманских туров по России с учётом требований, накладываемых религией. Например, для индонезийцев интересны туры в Москву и Казань. Гости из мусульманских стран обращают внимание на блюда халяль, что учитывается ими при выборе отелей и ресторанов. Важный аспект для гостей с Востока является гигиена, поэтому в номерах отелей обязательно должно быть биде. Туристы из Индии предпочитают путешествовать по странам СНГ. Для них важно наличие блюд индийской кухни, которое доступно только в крупных городах России и в ограниченном количестве отелей. Часто приходится заказывать выездной кейтеринг. Как мы уже говорили в первой части статьи, туристы из Малайзии хотят посетить Байкал и Мурманск. В «Интуристе» отметили возвращение интереса к поездкам по Транссибирской магистрали на регулярных поездах с отправлением из Владивостока, остановкой в Москве и обратным вылетом.

Запросы китайских туристов на российском рынке хорошо знакомы, однако присутствуют и определённые барьеры. В компании Интурист, например, утверждают, что в настоящее время остро стоит проблема качества китайской еды в столице и городах по маршрутам следования групп китайских туристов.

Причиной стал тот факт, что во время пандемии многие рестораны с китайскими поварами закрылись, повара уехали домой и после снятия ограничений и открытия границ уже не вернулись. Соответственно, предлагаемое сейчас качество китайских блюд часто не удовлетворяет приезжающих туристов. Конечно это не означает, что данная тенденция коснулась всех ресторанов. К слову, ресторан «Китайский сад», открывшийся одним из первых еще в Советском Союзе и с тех пор продолжающий успешно работать в Центре международной торговли, сохранил и поваров, и свою аутентичность, и безупречное, по словам своих постоянных клиентов, качество еды.

Как рассчитываются иностранные туристы

Еще одной проблемой для въездного туризма остается сложность безналичных расчётов для иностранных гостей. Вследствие действующих западных санкций иностранные туристы не могут использовать в России карты Visa и Mastercard, выпущенные зарубежными банками, поэтому им приходится брать с собой наличные. Китайским туристам доступна возможность рассчитываться по системе Union Pay, но естественно в том случае, если она принимается в локации.

Чтобы избежать сложностей с оплатой на местах, туристы предпочитают оплачивать большинство услуг заранее. Поэтому туроператоры могут включать в турпакет предоплату дополнительных опций. Например, в рамках некоторых туров компания Интурист включила для возможной предоплаты около 100 услуг, предоставляемых туристам на месте. В их числе организация встреч, ускоренного прохождения в аэропортах, организация трансфера до объектов размещения или трансфера по маршруту следования туриста, экскурсионные предложения и многое другое.

В «Тари Тур» отмечают ещё одну проблему: на рынке, специализирующемся на приёме китайских и иранских туристов, вновь появляются «серые» компании, которые используют существовавшие ранее базы контактов туристов и рассылают предложения о своих услугах по организации туров потенциальным клиентам на смартфоны. Такая ситуация существовала и до пандемии, в итоге сегодня очень немногие российские туроператоры принимают группы, в особенности иранские, прилетающие в Россию.

Расширение безвизового режима 

Напомним, что 2023 год, по данным погранслужбы ФСБ, показал невысокий объем въездного турпотока - в страну приехали около 200 тыс. иностранных туристов. Прогнозы экспертов российского туристического рынка на 2024 год обещали рост этого показателя в 3,2 раза. Их правильность подтвердилась уже в 1-м квартале 2024, когда число зарубежных туристов превысило 218 тыс. иностранных туристов (в 3,2 раза больше 1 кв. 2023 г).

Для восстановления въездного туризма уполномоченные инстанции, а также власти в регионах, разрабатывают целый ряд мер, нацеленных на продвижение своих направлений. В июне 2024 г. МИД РФ сообщал в СМИ о том, что Россия ведет переговоры об установлении безвизового режима с девятью странами. Отменить туристические визы для россиян могут Зимбабве, Бахрейн и Кувейт, также переговоры ведутся с Кенией и Чадом.

В Минэкономразвития также сообщили, что российская сторона предложила установить такой же режим Саудовской Аравии, Оману и Малайзии. Планируется подписать соглашение об отмене виз с Мьянмой. Отмена виз с ближневосточными, азиатскими и африканскими партнерами может положительно повлиять на динамику въездного потока зарубежных туристов.

Комитет по туризму города Москвы, в свою очередь, разрабатывает программы по комплексному продвижению столицы как ведущего туристического направления на внутреннем и мировом туристских рынках с целью восстановления въездного турпотока и привлечения новой аудитории в сегменте внутреннего туризма. В том числе, определены приоритетные задачи по продвижению туристического продукта Москвы среди отправляющих туроператоров в Китае, Индии, а также в странах Ближнего Востока.

Цифры по отдельным показателям туристической отрасли

В июле 2024 Росстат также опубликовал статистику показателей специалистов, работающих в туристической отрасли страны. На рисунке ниже представлена помесячная средняя численность работников за период январь - апрель 2024 г., а также среднемесячные показатели зарплаты за этот период.


Источник: Росстат

Законопроект о классификации средств размещения

17 июля 2024 года в Госудуму был внесён проект закона об обязательной классификации средств размещения. Законопроектом вносятся изменения в основной отраслевой закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Документ предусматривает классификацию всех средств размещения, где оказываются туристические услуги.

По итогам все средства размещения будут внесены в реестр. Оказание услуг на объектах, подлежащих классификации, но не состоящих в указанном реестре, будет запрещено. Классификация средств размещения будет осуществляться в два этапа. Первый этап - включение средства размещения в реестр на основании проведения «самооценки» соответствия типу объекта и требованиям, установленным к данному типу средства размещения. Второй – проведение специализированной оценки на соответствие требованиям, установленным к конкретной категории средства размещения, то есть к «звездам», и внесение результатов этой оценки в реестр.

Классификацией объектов, в свою очередь, займутся аккредитованные эксперты, а контроль за соответствием объектов требования законодательства передается региональным властям. Оценка будет проводиться специалистами организаций, аккредитованных Росаккредитацией. С этой целью будет создан отдельный реестр компаний по классификации объектов в сфере туристской деятельности.

Отдельная статья нового законопроекта посвящена деятельности информационных агрегаторов. Предлагается закрепить обязанность владельцев агрегаторов доводить до потребителя сведения об идентификационном номере средства размещения, закрепленного в реестре. Субъектам РФ будут переданы полномочия по осуществлению регионального государственного контроля и надзора в сфере туристской деятельности, включающие оценку соблюдения требований к средствам размещения в части их наличия в реестре, соответствия средства размещения требованиям по типу и категории, а также соответствия информации, используемой в рекламе и на сайтах информационных агрегаторов, информации, находящейся в реестре.

Разработка нового законопроекта стала необходимой по ряду причин. В их числе многочисленные изменения на гостиничном рынке после ухода иностранных операторов и произведенного ребрендинга, необходимость классификации таких объектов как горнолыжные курорты и глемпинги и появление новых видов объектов. Изменения, которые ожидают рынок объектов размещения, помогут привести в соответствие и повысить качество услуг, создадут равные конкурентные условия для игроков рынка, сделав его прозрачным.

Все актуальные события и новости ЦМТ: