+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Алексей Арбатов о роли ООН в эпоху новой «холодной войны»

18 июл 2024
В своем интервью на полях Примаковских чтений 2024, проходивших в ЦМТ Москвы, академик РАН Алексей Арбатов рассказал о роли ООН в сегодняшнем мире.

25 – 26 июня 2024 года в ЦМТ Москвы состоялся юбилейный X Международный научно-экспертный форум «Примаковские чтения» - ежегодная международная встреча ведущих ученых, дипломатов и политиков - экспертов в сфере международных отношений и мировой экономики.

На площадке Форума нам удалось побеседовать с известным ученым и политологом, академиком РАН, доктором исторических наук Алексеем Георгиевичем Арбатовым, который сегодня руководит Центром международной безопасности ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова. Академик Арбатов ежегодно выступает на Примаковских чтениях с интересными докладами по вопросам мировой ядерной безопасности и регулированию различных видов вооружения.

 

ЦМТ: Алексей Георгиевич, рады вновь видеть Вас в Центре международной торговли на Примаковских чтениях 2024! Каждый год мы с интересом следим за Вашими докладами на Форуме, где Вы всегда активно выражаете свою позицию по такому важному вопросу, как регулирование ядерного вооружения.

Всем известно, что на полях события собираются ведущие политологи и ученые в области международных отношений. В свете этого, хотелось бы спросить, какие изменения в содержании Примаковских чтений Вы наблюдаете за 10 лет их существования?

Алексей Арбатов: Динамика содержания Примаковских чтений, прежде всего, состоит в сокращении числа участников из стран Запада и увеличении количества представителей других регионов мира. Соответственно, диалог из русла «Россия – Запад» переходит в русло «Россия - Восток и Юг». Обсуждаемые темы касаются уже не европейской безопасности, а евразийской.

Если говорить непосредственно о тематике моей работы – то это уже не двусторонние переговоры России и США, а многополярный ядерный мир, и то, как можно в этом мире вести переговоры.


ЦМТ: Над чем Вы сегодня работаете, какие вопросы Вас волнуют? Какие из тем, присутствующих сегодня в информационном пространстве, доступны для того, чтобы о них говорить?

Алексей Арбатов: Я работаю в ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова и возглавляю там подразделение института - крупный центр, который называется Центр международной безопасности. В нем мы рассматриваем самые разные проблемы, связанные с военными отношениями государств - гонку вооружений, новые системы вооружения, новые технологии, вопросы переговоров об их ограничении и сокращении, региональные вопросы безопасности Европы, Азии, конечно, отношения с Китаем, отношения с другими странами. Мы также рассматриваем космос, кибернетику и новые направления, такие как искусственный интеллект. То есть мы изучаем все, что относится к тематике международной безопасности. Мы не техническое подразделение, а скорее политико-экономическое с опорой на достаточные знания технической стороны вопроса. 


ЦМТ: На сегодняшний день удалось ли Вам сохранить контакты с зарубежными коллегами по научному миру, которые у Вас были, предположим, 10 лет назад?

Алексей Арбатов: Контакты с коллегами на Западе, конечно, стали гораздо реже. Раньше мы общались каждый день и по широкому кругу вопросов. Сейчас все, конечно, сузилось. Они не приезжают к нам, мы не ездим туда. Но Интернет все-таки позволяет нам поддерживать необходимый и достаточный уровень контактов – это зум-конференции, переписки, обмен материалами, предложениями. Теперь вместо поездок у нас по несколько онлайн-конференций каждую неделю. 


ЦМТ: Происходящее сегодня в международных отношениях несет в себе определенные риски. Эксперты говорят о том, что если раньше контроль над вооружением все-таки в той или иной степени осуществлялся, то сегодня ситуация изменилась. Что в действительности происходит сегодня?

Алексей Арбатов: За последние 60 лет, начиная с 1963 года, была создана огромная система контроля над вооружением. И ядерным, и другим – оружием массового уничтожения, химическим, бактериологическим и обычным вооружением, вооруженными силами, стратегическим и нестратегическим вооружением. В общем, это была огромная, обширная и очень сложная система, которая не стояла на месте и постоянно совершенствовалась. Что-то не удавалось, что-то срывалось, но взамен возникало что-то другое.

Сейчас эта система частично разрушена из-за того, что очень сильно обострились отношения между Россией и Западом как основными контрагентами в строительстве таких отношений. Ну а то, что осталось, тоже находится под угрозой, хотя мы и прилагаем большие усилия вместе с нашим Министерством иностранных дел и другими ответственными ведомствами, чтобы как можно больше сохранить до лучших времен, когда можно будет снова приступить к реконструкции и дальнейшему строительству этой сложной системы.


ЦМТ: Во все времена договоренности с США достигались путем значительных усилий. Сегодня мы говорим о многополярном мире, о снижении доминирующей позиции Соединенных штатов на мировой арене. Как Вы думаете, какая из стран могла бы сегодня взять на себя роль лидера в вопросе возобновления глобальных договоренностей в области ядерного оружия? Или, наоборот, каждая страна должна отвечать за себя и нести свою степень ответственности? 

Алексей Арбатов: Ну, проще всего, на этот вопрос вам ответит Господь Бог, но Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Поэтому какой-то одной державы, будь то Китай, Индия, Россия или США, которые бы взяли бразды правления в свои руки и сказали: «Ну-ка, всем стоять по стойке смирно, будем продолжать этот процесс таким, каков он был!» - таких нет. Этот процесс всегда происходил между государствами.

Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности - это не наднациональное правительство и никогда таковым не мыслилось. Сейчас все ругают ООН: «ООН ничего не делает, ООН пора упразднить». Это абсолютно глупые разговоры, которые отражают непонимание реалий международной жизни. Ведь Организация создавалась не как правительство, стоящее над государствами, а как постоянно действующий форум для диалога и принятия решений, отражающих мнение большинства государств по самым важным проблемам.

Сейчас из-за того, что у нас наступила новая «холодная война», в чем-то, может быть, даже более опасная, чем прошлая, ООН парализована. Так же, как она была парализована в ходе первой «холодной войны». Главный орган Организации Объединенных Наций - это Совет Безопасности. В нем у пяти государств - постоянных членов есть право вето. И поскольку между ними был постоянный глубокий раскол - то по одному, то по другому главному вопросу накладывалось вето, и Организация ничего не могла сделать.

Большинство государств-членов ООН принимали резолюции на Генеральной Ассамблее, которые носили не обязательный, а рекомендательный характер. ООН была парализована в годы «холодной войны», но, когда началась разрядка напряженности, она стала играть активную роль и стала действительно органом регулирования международных конфликтов - органом, благословляющим переговоры по разоружению, формализующим их как элемент универсального международного права.

Сейчас наступила новая «холодная война» и ООН опять парализована, однако дело здесь не в ней, а в ухудшении отношений между ведущими странами. Но сама Организация, со всеми ее недостатками и особенностями - это единственное, что есть сейчас на мировом уровне.

Отношения между странами ухудшились настолько, что по большинству самых важных вопросов мнения расходятся кардинально и Совет Безопасности не может принять директивного решения делать так, а не иначе, решать так, а не по-другому, поскольку или одна, или другая сторона накладывает вето. Пока страны между собой не договорились, Совет Безопасности парализован. Как только они между собой начинают договариваться - Совет Безопасности превращается в орган, который легитимизирует достигнутые договоренности. 


ЦМТ: Расскажите, пожалуйста, о работе Евгения Примакова в этом направлении – по вопросам сохранения баланса договоренностей между странами?

Алексей Арбатов: Евгений Максимович Примаков играл очень большую роль. И в те времена, когда он был в Академии наук, и когда был министром иностранных дел, и потом премьер-министром. Он был активным человеком и профессионалом в области международных отношений.

Немногие, например, знают, что он сыграл очень важную роль в заключении договора о ракетах средней и меньшей дальности в 1987 году. Тогда Евгений Примаков работал в Академии наук. Это был первый радикальный договор, с которого началось серьезное разоружение. Потом был Договор СНВ-1 1991 года. Так что он был очень активен в решении этих вопросов. Ну и, конечно, всегда был вовлечен в вопросы внешних экономических отношений с другими странами.

Став министром иностранных дел, Евгений Максимович уменьшил такую обидную для России подчиненность Западу, с большим успехом отстаивая российские интересы. Запад тогда был вынужден с этим считаться, в том числе, потому что вражды еще не было, Запад был заинтересован в поддержании хороших отношений. Когда Евгений Примаков сменил на посту Андрея Козырева и стал жестко отстаивать российские позиции и интересы, Запад был вынужден идти на уступку.


ЦМТ: Благодарим Вас, Алексей Георгиевич, за подробные ответы на наши вопросы. Всегда рады видеть Вас в ЦМТ Москвы!

 

Беседовала Алла Клюева