В своем интервью на полях Примаковских чтений 2024, проходивших в ЦМТ Москвы, Константин Косачев рассказал о многополярном мире и о перспективах развития БРИКС.
25 – 26 июня 2024 года в ЦМТ Москвы состоялся юбилейный X Международный научно-экспертный форум «Примаковские чтения» - ежегодная международная встреча ведущих ученых, дипломатов и политиков - экспертов в сфере международных отношений и мировой экономики.
На площадке Форума нам удалось побеседовать с заместителем председателя Совета Федерации, членом Комитета по международным делам Константином Косачевым, который на протяжении всех лет существования Примаковских чтений является их одним из ключевых спикеров.
ЦМТ: Константин Иосифович, в прошлом году на Примаковских чтениях вы говорили о Мюнхенской конференции - о том, насколько она потеряла свой вес, заняв позицию приглашения только представителей определённых стран. Мы наблюдали, что подобное происходило на международной конференции по Украине. Хоть это и другой аспект, но по большому счету – это одинаковая позиция – «всё без России».
Сегодня многие ученые, приезжая в ЦМТ на крупные форумы и конференции, рассказывают о том, что их коллегам из других стран, особенно из США, запрещено участвовать в российских мероприятиях, где они многие годы до этого были спикерами, активными участниками сообщества. Как вы считаете, вот такой односторонний подход, проникающий в сферы далекие от политики, который уже стал очевиден, к чему приведет в дальнейшем?
Константин Косачев: Односторонний подход уже привел к глубочайшему кризису международных отношений. Страны Запада взялись реально «осчастливить» мир. Не исключаю, что изначально они были движимы благими намерениями. В результате, эту задачу они с треском провалили, потому что не смогли отделить собственные национальные интересы от интересов глобальных и от интересов коллективных.
По сути они стали выстраивать мир от себя. Потому что у них на каком-то этапе исчезла способность обращать внимание на разнообразие подходов, на разнообразие интересов и учитывать то, о чем всегда говорил Евгений Максимович - мир глубоко разнообразен.
Утрата возможности слышать других и привела к кризису Запада. Она могла привести и к окончательному крушению международной политики, но не привела. Не привела в силу того, что в этот процесс вовремя включился сначала российский фактор, а затем фактор объединения единомышленников на площадках БРИКС, Шанхайской Организации Сотрудничества и других. Поэтому ситуация не обрела необратимого характера, я в этом глубоко убежден. Но интеллектуальной задачей момента, с моей точки зрения, является генерация альтернативной модели мироустройства.
Мы знаем, что из себя представляет однополярная модель мира. А вот что из себя будет представлять многополярное мироустройство, кроме того, что там будет несколько полюсов? Пока толком никто не понимает. И мы должны войти в положение тех стран мирового большинства, которых не устраивает однополярная модель мироустройства, но которые и не готовы уходить от Запада и антагонизировать себя по отношению к нему. Потому что они от него зависимы - получают военную, экономическую, политическую поддержку.
ЦМТ: Что, по вашему мнению, может повлиять на фактор выбора таких стран?
Константин Косачев: Ключевым моментом для того, чтобы им определиться, с моей точки зрения, является то, что они должны увидеть некую альтернативную модель. Причем не модель, которая бы противопоставляла себя Западу, но модель, которая бы в равной степени учитывала бы интересы всех и каждого, включая, как это не парадоксально прозвучит, и коллективный Запад. Об этом и говорил Президент России Владимир Путин, выступая на днях в Министерстве иностранных дел России.
Поэтому сегодня нам нужно, что называется, с карандашом и бумагой в деталях прописывать: как будет обустроена ООН и другие международные институты, какими будут механизмы взаиморасчетов, какими будут одна или несколько мировых валют, что случится с долларом, как будут образовываться цены на основные мировые продукты, на те же энергоносители, как будут выглядеть системы банковских взаиморасчетов, страховки транспортных перевозок.
Вот это всё, на самом деле, должно сначала родиться на практике. Затем собрать необходимую критическую массу единомышленников, а потом уже реализовываться. Реализовываться в наших конкретных делах. Я уверен, что это именно то, чем мы и должны заниматься на таких площадках, как Примаковские чтения.
ЦМТ: Сегодня на Примаковские чтения приехали представили из целого ряда стран БРИКС. Кто-то из участников уже многие годы является активным участником форума, а многие приехали впервые. Каким вы видите будущее Союза стран?
Константин Косачев: БРИКС - это пока, разумеется, не организация. Это объединение, которое только находит себя в современном мире. И главное, в чём БРИКС себя уже нашёл, с моей точки зрения, заключается в том, что идея объединительной повестки дня, когда сначала четвёрка, потом пятёрка государств, собралась из числа совершенно разных стран с разными с национальными интересами, разной историей, разными традициями, разной географией и с разным экономическим потенциалом. И вдруг выяснилось, что в этом формате они в состоянии взаимодействовать друг с другом и, при этом они не навязывают друг другу собственное видение происходящего.
Вот эта модель, которая отрабатывалась сначала в рамках пятерки, в конечном итоге оказалась крайне привлекательной для современного мира. В отличие от той модели, которую предложили миру западные интеграционные объединения, где только единообразие, где только единомыслие, где жесточайшая дисциплина и, в конечном итоге - навязывание сильными американцами, в первую очередь, и некоторыми европейскими державами своих национальных интересов. Причем происходит навязывание даже собственным союзникам, не говоря уже об окружающем мире. Именно поэтому БРИКС состоялся, поэтому и привлекает все большее и большее число единомышленников и сторонников.
Двукратное расширение БРИКС уже состоялось, не за горами и новые волны. Расширение состава стран происходит сейчас - в рамках российского председательства БРИКС. Поэтому для нас самое главное - предложить партнерам по объединению наше видение того, как эта структура будет развиваться в дальнейшем. А то, что она будет развиваться, не вызывает ни у меня, ни, я уверен, у любого здравомыслящего человека ни малейших сомнений!
ЦМТ: Благодарим вас, Константин Иосифович, и желаем вам больших успехов в работе!
Беседовала Алла Клюева