«Примаковские чтения» сегодня – это одна из наиболее авторитетных международных дискуссионных площадок, где встречаются ученые, дипломаты и политики - эксперты в сфере международных отношений и мировой экономики. Первые Чтения, названные так в честь выдающегося политика и ученого Евгения Максимовича Примакова, состоялись 29 октября 2015 года, в день его рождения. Инициаторами и организаторами мероприятия выступили и выступают сегодня Институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН, Центр международной торговли Москвы и Торгово-промышленная палата России и Центр внешнеполитического сотрудничества им. Е.М. Примакова.
Пройдя путь от журналиста до главы правительства России и академика РАН, Евгений Примаков стал одним из самых влиятельных политиков своего времени. Примаков был настоящим патриотом и всегда стремился к укреплению международного сотрудничества. Его вклад в развитие отечественной науки и дипломатии неоценим.
В этом году Евгению Максимовичу Примакову исполнилось бы 95 лет. В свете этого события на полях Форума состоялась сессия, посвященная его научному и политическому наследию «Идеи Е.М. Примакова для 21 века». На сессии собрались люди, которые имели честь непосредственно работать с Евгением Максимовичем Примаковым: президент ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, академик РАН Александр Дынкин, председатель Совета директоров ПАО «ЦМТ», президент ТПП РФ Сергей Катырин, ректор МГИМО МИД России, академик РАН Анатолий Торкунов, министр финансов РФ в 1997 – 1999 гг. Михаил Задорнов и председатель форума «Болгария – Россия» (Болгария) Светлана Шаренкова. Модератором сессии выступил заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Константин Косачев.
«Евгений Примаков оставил после себя колоссальное наследие научное, прежде всего в сфере экономики, политическое, прежде всего в сфере внешней политики, публицистическое, и не в последнюю очередь поэтическое»
Заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Константин Косачев
Константин Косачев рассказал, что вне зависимости от иерархии отношений, это всегда была работа на равных, «потому что Евгений Максимович всегда был открыт к аргументам, к идеям, к доводам. Он никогда не навязывал свою точку зрения, но он ее всегда развивал, черпая новые мысли и идеи из общения со своими коллегами».
«Если очень коротко попробовать сформулировать те основополагающие элементы, те три титана, на которые опиралась концепция Примакова, с моей точки зрения – это, во-первых, абсолютно точное понимание того насколько разнообразен мир. Во-вторых, это абсолютно искренняя убежденность в том, что мир не следует принудительно сводить к какому-то единому образцу, к единомыслию, к принуждению других жить и развиваться по образцу себя, любимых. И третье, это убежденность в том, что только умелое, правильное, грамотное, выверенное сложение воедино вот этого разнообразия и многополярности современного мира и сможет сделать его по-настоящему устойчивым и безопасным.
Заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Константин Косачев
Александр Дынкин, в свою очередь, рассказал, что, когда Евгений Максимович работал директором СВР, Борис Николаевич Ельцин предложил присвоить ему звание генерала армии. Примаков отказался, сказав, что он уже академик и этого ему достаточно.
Евгений Примаков всю свою жизнь очень ценил знания. Он был человеком научного, гуманистического мировоззрения и такой стиль работы помогал ему и в СВР, и в МИДе, и в Правительстве. Но сформировался такой подход в нашем институте, в ИМЭМО, в Академии наук. Хочу отметить, что всю жизнь Евгений Максимович сохранял верность науке, этическим принципам, и это было для него не пустым звуком. В этом году Академия отмечает свое 300-летие и за эти 300 лет единственным академиком, который возглавлял правительство России, был академик Примаков. Конечно, он был далеко не кабинетным ученым, его темперамент, его страстная любовь и боль за свою страну, сделали его политическим лидером мирового масштаба.
Президент ИМЭМО РАН, академик РАН Александр Дынкин
Александр Дынкин добавил, что еще в 1993 году Евгений Примаков в открытом докладе СВР сделал вывод о том, что угроза мира исходит из расширения НАТО (цитата Е.М.). После этого доклада его во многом упрекали. Спустя 9 лет он развернул свой самолет, узнав, что F-16 с полной боевой нагрузкой взяли курсы на Белград. В 1996 году он опубликовал статью о многополярной архитектуре мирового порядка. Спустя два года он заложил треугольник РИК – Россия, Индия и Китай, который стал основой БРИКС.
Более того, Евгений Примаков практически подтвердил свой теоретический вывод о том, что основы неолиберальной теории, утверждающей, что важны исключительные интересы и стимулы, имеют свои пределы. Он писал, что это необходимое, но отнюдь недостаточное условие. Успешная контркризисная политика, особенно в турбулентной среде, по его мнению, должна опираться на этические ценности - на доверие, на честь, на стоимость, на отечественную культуру.
«Примаков никогда никого не расталкивал, не шел по головам. Просто всем сразу становилось ясно, что Примаков - прирожденный лидер, что он разбирается в проблеме лучше остальных. Никто другой так не помогал коллегам, как он. Никто не умел, как он, найти вовремя врача или лекарства. Он был человек тёплый, с редким обаянием, острым чувством юмора, притягивающий людей. Этот человек был лишённый зависти, лишённый злобы. С теми, кто его предавал, он просто переставал общаться и вычёркивал из своей жизни.
Евгений Максимович любил ИМЭМО, он его выстраивал, ставил настоящую работу, отбирал людей. У него осталось здесь много друзей. ИМЭМО уже 9 лет с гордостью носят его имя. Я думаю, мастер — это точное слово. Настоящий мастер, гражданин, патриот своей страны. Таким он ушел из жизни, таким он вошел в историю»
Президент ИМЭМО РАН, академик РАН Александр Дынкин
Михаил Задорнов рассказал, что Евгений Максимович был мудрым, разносторонним и разбирающимся в каждой проблеме человеком. Всегда готов был выслушать точку зрения другого и корректировать свою позицию, даже если что-то советовали или предлагали совсем молодые и гораздо менее опытные люди.
«На самом деле, мы, мне кажется, до сих пор не полностью оцениваем сделанное за короткий, очень короткий период жизни, работы правительственного комитета. За этот почти год удалось решить две экономические и политические сверхзадачи: был впервые в истории Советского Союза и России сбалансированный бюджет. И второе, именно тогда была задана траектория экономического роста российской экономики»
Министр финансов РФ в 1997 – 1999 гг. Михаил Задорнов
Бюджет в СССР был дефицитным с 1985 года, пояснил Задорнов. Падение цен на нефть в 1985 - 1986 гг. сразу привело к дефициту, который в терминах ВВП в 1988-1990 гг. года был от 10 до 15% ВВП.
«Я пролистаю кризисные политические 90-91 годы. В 1996 - 97 гг. дефицит бюджета составлял 5-6% ВВП. Это огромные цифры по любым экономическим меркам. И в эту очень тяжелую действительность Евгений Максимович и все правительство принимает решение подготовить бюджет на 99-й год с минимальным дефицитом - примерно в 1,5%. В итоге год закончился с профицитом примерно в 1%. Исторически — это огромное совершение и это очень важный успех правительства Примакова.
Второе, что, вероятно, даже меньше известно: 1999-м году начался тот экономический рост, который мы наблюдаем последние 25 лет и благодаря которому мы стали жить качественно лучше с точки зрения доходов, инфраструктуры, здравоохранения, качества и продолжительности жизни. За этим стоит экономический рост, запущенный в 99-м году. Экономика России росла в следующие 10 лет в среднем 7% в год, бюджет страны сбалансирован. Бывают небольшие дефициты, но они легко управляемы и всегда финансируются неэмиссионно»
Министр финансов РФ в 1997 – 1999 гг. Михаил Задорнов
Константин Косачев напомнил, что за глаза к Евгению Максимовичу всегда обращались уважительно - Академик. Наука, по мнению сенатора, была его главным призванием, и он в ней блестяще состоялся. Он всегда был ученым практиком, потому что из своих из исканий, он всегда черпал знания того, как правильно поступать на том или ином ответственном государственном посту.
Анатолий Торкунов, в свою очередь, отметил, что Евгений Примаков помимо того, что был государственным деятелем, академиком и исследователем, вел большую деятельность в образовании. Он очень много сделал для развития МГИМО и других университетов. Огромную роль в становлении Примакова во все годы играло самообразование.
«Появление Евгения Максимовича в МГИМО не было случайным. По формальному признаку он сам является выпускником МГИМО. Действительно, в 54-м году Московский институт востоковедения, куда в 48-м году поступил Евгений Максимович, стал частью МГИМО».
Наверное, в отличие от многих людей образования и науки, Евгений Максимович всегда сохранял такую полифоничность, многовекторность интересов, карьерных требований.
«Профессоры - арабисты, которых наши старшие арабисты хорошо помнят – это Васильева, Малюковский, вспоминали, что Примаков гораздо сильнее выступал на экзаменах, чем на текущих занятиях. Это умение сконцентрироваться и быть во всеоружии к некоему важному сроку дедлайна, это действительно умение Примакова. Очевидно, что в этом заслуга его талант. Талант владеть и управлять слово»
Ректор МГИМО МИД России, академик РАН Анатолий Торкунов
Анатолий Торкунов рассказал, что его поколение познакомилось с Примаковым, когда он был журналистом. Сам ректор МГИМО познакомился с Примаковым в 1968-м году, когда он был корреспондентом «Правды». В числе друзей Евгений Максимовича были выдающиеся журналисты - Валентин Зорин, Томас Колесниченко, Святослав Кудряшов, Игорь Беляев.
«Первый образовательный и важный опыт был реализован Примаковым в МГИМО в 1993 году, когда он работал директором СВР. Появился очень специфический, но устойчивый образовательный проект - курс «Разведка в современном мире», который пользовался огромной популярностью.
Евгений Максимов вскоре выступил инициатором создания факультета международных отношений в МИФИ. Это была сетевая программа, в которой принимали участие и преподаватели и МИФИ, и МГИМО. Смысл этой программы заключался в том, чтобы дать адекватное понимание глобального технологического развития в многосторонних институтах экономики, технического регулирования. Этот факультет продолжает существовать и благополучно развивается и сегодня.»
Ректор МГИМО МИД России, академик РАН Анатолий Торкунов,
Евгений Максимович всегда отдавал должное Московскому институту Востоковедения, Лазаревскому училищу. Он горячо поддержал в свое время проведение Горчаковских чтений. С 2003 года Примаков проводил сессионные семинары, результатом которых стали интереснейшие публикации в ведущих научных журналах, подготовленные студентами под началом Евгения Примакова. Он патронировал Центр диалога с цивилизацией, который стал опорным следом для диалога «Россия - Исламский мир» с академиком Владимиром Наумкиным и с профессором Вениамином Поповым, а также выпустил в рамках Центра две книги политических портретов ближневосточных лидеров.