+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

ПМЭФ 2024: Герман Греф о российской экономике

7 июн 2024
На полях ПМЭФ состоялся дискуссия Сбера «Россия-2030: как прийти к финишу четвёртыми?»

Традиционная дискуссия Сбера в формате делового завтрака «Россия-2030: как прийти к финишу четвёртыми?» собрала на своей площадке ведущих политиков и топ-менеджеров компаний, чтобы обсудить настоящее и будущее российской экономики. 

В начале дискуссии глава Сбербанка Герман Греф, который ежегодно ведет это событие, представил участникам краткий экскурс об итогах, достигнутых Россией на сегодняшний день и о вызовах, которые нас ждут впереди.

России удалось выстроить крепкую экономику, устойчивую к внешним шокам. Стране пришлось справиться с многочисленными вызовами за короткий исторический промежуток, которые были беспрецедентны по масштабу и разнообразию: институциональный шок (90-е), финансовый (2008), сырьевой (2014), эпидемиологический (2020) и геополитический (2022). Беспрецедентное внешнее давление, рекордные санкции и военные действия заметно обострили повестку.

Но российская экономика успешно справилась со всеми вызовами и продолжает уверенно расти. Рост ВВП достиг 3,6% в 2023 году и ожидается около 3% в 2024-м. Новый политический цикл Россия встречается с крепким фундаментом, умеренным долгом, низкой безработицей и сдержанной инфляцией.

Внешняя позиция остаётся устойчивой, а финансовая система надёжной. Новые партнёрства выстроены. Обновлённый BRICS+ набирает ход, но перед страной стоят трудные задачи. Правительству, бизнесу и обществу предстоит использовать крепкие основы для быстрого роста - превысить мировые темпы и выйти на четвертое место по размеру экономики. Обеспечить качественное развитие и благополучие граждан, достигнуть национальных целей. Решать задачи придется во все более сложных условиях.

Россия стоит на пороге пятого вызова - технологического. Технологии перестраивают мир быстрее самых оптимистичных и самых пессимистичных ожиданий. Революция искусственного интеллекта не оставила шанса избежать гонки. Страны поддерживают национальных чемпионов, закрывают рынки, запрещают кооперацию. Чипы, сети, энергия, материалы, оборудование – каждый из этих элементов ключевой.

Каждый сектор уже в технологической гонке и успех определит будущее страны. Как ответить на технологический вызов? Как обеспечить качественный рост экономики? Как достичь экономического лидерства?

«Цель достичь четвёртого места, быть четвёртой экономикой в мире, которая была поставлена нашим президентом, насколько она амбициозна? По мере того, как эта задача ставилась, Всемирный банк менял свои прогнозы и оказалось, что за день до выхода нашей панели мы уже стали четвёртой экономикой мира! Более того, мы были ей последние три года»

Глава Сбербанка Герман Греф

Но на этом, по словам Германа Грефа, успокаиваться не стоит, поскольку за Россией в рейтинге крупнейших экономик следуют Германия и Япония. В последние 10 лет средний темп экономического роста у них составлял 1%, поэтому вряд ли это самые грозные конкуренты для нашей страны. Но такие страны, как Бразилия и Индонезия, которые растут значительно быстрее, по мнению Грефа, могут занять четвертое место в ближайшие 5 лет, если мы не повысим темпы нашего экономического роста.

«Сегодня мы занимаем примерно 3,5% мирового ВВП. Бразилия и Индонезия с долей примерно 2,4% очень быстро приближаются к лидерам. При этом, если мы будем расти в соответствии с прогнозом на 1,8% роста в год, то, к сожалению, в 2030 году, скорее всего, мы можем потерять свое четвёртое место. Достижение цели четвёртого места - это экономический рост никак не ниже 3 процентных пунктов годовых»

По мнению Главы Сбербанка, рост в последние десятилетия во многом обеспечивался экстенсивными факторами. С 2001 по 2011 он составлял 4,7% пунктов в год, и примерно две трети этого роста обеспечивались за счет интенсивных факторов - в первую очередь. За счет повышения производительности труда. В последние 10 лет рост сильно снизился, но и вклад факторов интенсивности резко упал. И за последние 10 лет рост был 1,2 п.п. в год. Сегодня модель экономического роста страны проста – это все возрастающие бюджетные траты.

В секторе машиностроения растут зарплаты, и в целом повышение заработных плат в отраслях экономики происходит быстрыми темпами. Ранее, по словам Германа Грефа, такого не происходило. Приблизительно в течение 3-х месяцев за кадры в машиностроении происходит конкуренция.

«Люди становятся более состоятельными, и они идут в банки, и несмотря на все ограничения центрального банка, они получают кредит, даже по очень высоким ставкам в силу того, что у них выросли доходы. Получается, что два этих импульса складываются, бюджетный и кредитный, и экономика растёт очень хорошими темпами. Первый квартал этого года -5,4%»

Глава Сбербанка Герман Греф

Но, по словам Грефа, такая модель очень уязвима: рост держится на том, что обычно такой рост цен компенсируется быстрым ростом импорта. Но поскольку сегодня специфичнеская ситуация, то импорт не составляет конкуренцию местным производителям, что дает шанс местным производителям. Но такой шанс не долгосрочен. Предприниматели должны сокращать собственные издержки и должны повышать производительность. Иначе может снизится темп экономического роста.

То есть эта модель экономического роста, связанна с тем, что деньги из бюджета и деньги из кредитных организаций направлены на потребительский рынок. Товаров не становится больше, люди больше их производить не начинают и цены на них повышаются. Таким образом, производительность труда не только не растет, она падает. В этом, по мнению главы Сбера, и состоит исчерпаемость сегодняшней модели роста.

«Мы видим, что никогда исторически не было такой низкой безработицы - 2,6% пункта, и не было никогда такой высокой загрузки наших мощностей - 81%. И эти факторы говорят о том, что мы тоже находимся на пределе экономического роста. Когда Центральный банк говорит о пределе, о перегреве развития экономики он, в первую очередь, имеет в виду то, что экономика работает на пределе мощности.
То есть, возможности капитала и возможности использования рабочей силы находятся на исторических максимумах. Если посмотреть на то, что происходит со структурой нашей экономики, то роль нефтегазового сектора, к сожалению, за последние 15 лет не изменилась. Она примерно составляет 16,6% пунктов ВВП. Мы даже удивились тому, что эти цифры абсолютно повторились - в бюджете доля нефтегаза несколько упала и в экспорте она немножко подросла»

Глава Сбербанка Герман Греф

Герман Греф пояснил, что если сравнить 2006 - 2007 гг. и 2020 - 2021 гг., то уровень сложности производимой продукции в российской экономике за последние 15 лет практически не изменился (последние данные, опубликованные именно тогда, то они примерно находятся на одном и том же уровне). Если посмотреть динамику в технологических отраслях, таких как производство автомобилей, самолетов, металлорежущих станков картина приблизительно такая же.

Опросы бизнеса показали, что компании видят некоторое улучшение экономической ситуации, но дефицит кадров, доступ к технологиям, ограничения внешнеэкономической деятельности в последнее время усилились. Тем не менее, бизнес оценивает текущую экономическую ситуацию в 60% случаев лучше, чем оценивал год назад. Это говорит о том, что бизнес адаптировался к текущим условиям.

Самое важное слово 21-го века – технология. Пол Кругман (американский экономист) сказал, что технологии это еще не весь экономический рост, но если смотреть в долгосрочном горизонте - это почти весь экономический рост. По совместным подсчетам с правительством, технологии в частности искусственного интеллекта могут принести примерно 4,6% ВВП на горизонте 2030 года. Раньше такого не приносила ни одна технология.

«Искусственный интеллект способен обеспечить не только прирост экономики, но и качественное её изменение. Очень большое количество компаний внедряют уже искусственный интеллект и результаты впечатляют. Это сельское хозяйство, это машиностроение, это металлургия, здравоохранение, строительство, это нефтедобыча. Мы одни из лидеров применения, наверное, технологий искусственного интеллекта в мире. У нас есть очень хорошие примеры, такие, как компания Газпром. Это образец того, какую эффективность можно извлекать при добыче полезных ископаемых»

Глава Сбербанка Герман Греф

По словам Германа Грефа, встает вопрос: как мы будем развивать технологии в то время, как у нас есть серьёзные ограничения? Если сравнивать инвестиции в этот сектор в нашей стране и в развивающихся странах, то отличие составляет иногда 1,5 – 2 раза. Расходы на НИОКР, к сожалению, также недостаточны, а уровень конкуренции остается невысоким. Это именно те ключевые факторы, которые приводят к ускорению экономического роста. Теперь, по мнению Главы Сбера, встает вопрос, как обеспечить высокий темп технологического роста и обеспечить выполнение этой задачи, которую поставил президент, на сохранение четвёртого места в мире? Вывод, что просто инерционным путём это будет невозможно сделать.