Неделя Российского Ритейла 2024 ежегодно проводится в Конгресс-центре ЦМТ. Организаторами события выступают Министерство промышленности и торговли РФ, Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла (РАЭРР) и компания Retail Event.
В течение четырех дней проведения события, с 27 по 30 мая в ЦМТ Москвы, на одной площадке работают порядка 8 000 участников рынка. В их числе представители органов власти, топ-менеджмент федеральных и региональных розничных сетей, производители и поставщики продукции и оборудования, представители FMCG, логистических компаний, складских девелоперов, а также отраслевые объединения ритейлеров и аналитики рынка.
Деловая программа мероприятия включает более 100 деловых мероприятий, которые проходят параллельно в нескольких залах. В пленарных заседаниях, экспертных сессиях, конференциях, презентациях и круглых столах выступают более 700 спикеров. Темы дискуссий посвящены технологиям и инновациям в работе торговых сетей, маркетингу, fashion ритейлу, е-commerce, HoReCa, логистике, ESG, банковскому ритейлу, коммерческой недвижимости, международным рынкам и др.
Сегодня на площадке Неделя Российского Ритейла 2024 проходит главное событие ежегодного мероприятия - стратегическая сессия «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций». Модераторами дискуссии выступят статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов и шеф-редактор, ведущий, телеканал РБК Кирилл Токарев.
В круглом столе «Ритейл нового времени: 10 лет в условиях санкций» принимают участие лидеры российского рынка ритейла: Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук, президент Х5 Group Екатерина Лобачева, управляющий директор, член Правления розничной сети «Магнит» Анна Мелешина, управляющий директор OZON Сергей Беляков, первый зампредседателя Комитета по экономической политике СФ РФ Иван Абрамов, руководитель «Российская Система Качества» Максим Протасов, Штефан Дюрр, президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр, гендиректор «Петрович» Евгений Мовчан, управляющий директор – начальник управления по работе с ключевыми клиентами отрасли торговля «Сбербанк» Рустам Закиров, президент Inventive Retail Group Тихон Смыков, президент «Азбука Вкуса» Денис Сологуб, гендиректор Lamoda Максим Гришаков, гендиректор «СберМаркет» Анастасия Кудрявцева, президент АКИТ Артем Соколов, замгендиректора «Леруа Мерлен восток» Марина Фытова, заместитель гендиректора - директор по корпоративной внешней политике METRO Россия Алексей Григорьев, вице-президент «ОПОРА России», президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, исполнительный вице-президент «Газпромбанк» Наталья Ляхович, гендиректор «Котани России и СНГ» Кирилл Терещенко, директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе, коммерческий директор «АШАН Ритейл Россия» Ася Балабай, президент БРПИ, председатель Совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга Агнесса Осипова.
В числе вопросов для обсуждения - тернистый путь российского ритейла и FMCG производителей, трансформация форматов в ритейле и основные тренды, перспективы торговых центров и гипермаркетов, а также онлайн ритейл и маркетплейсы vs традиционная торговля.
Открыл дискуссию недавно назначенный на должность министра промышленности и торговли России Антон Алиханов. Стоит отметить, что участники неоднократно отмечали плодотворную деятельность Антона Алиханова на посту губернатора Калининградской области и желали ему успехов в работе. Глава Минпромторга подчеркнул, что российский оборот по продовольственным и непродовольственным товарам по итогам 2023 г. показал рост. I квартал 2024 также сохраняет повышательную тенденцию, а прогноз экспертов оптимистичный.
Торговый бизнес успешно справляется с беспрецедентным внешним давлением. Например, в 2022 году из-за ухода ряда транснациональных брендов количество вакантных площадей в торговых центрах увеличилось до 15-20% (в зависимости от региона). Сегодня эта вакансия составляет 6-8%. Освободившиеся места занимают отечественные бренды, которые растут значительными темпами, опережая марки Турции, Китая и Белоруссии.
«Давайте вспомним, что было 10 лет назад, в 2014 году. Первые антироссийские санкции подтолкнули нас к переходу на взвешенный протекционизм в отношении, в первую очередь, производителей продуктов питания. В результате, доля отечественных продовольственных товаров в наших торговых сетях и на внутреннем рынке в целом значительно выросла - с 65 до 80%.
Теперь наша задача еще более амбициозна, потому что продовольственный сектор стал больше, а номенклатура сложнее и интереснее. Сейчас приблизительно половина продовольственного оборудования импартная. Это, примерно, 10 трлн руб., то есть объем рынка просто гигантский, это большое просторное место для работы собственного производства»
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов
Антон Алиханов уверен, что отечественные производители в состоянии производить широкую линейку продовольственных и потребительских товаров. Например, если говорить про косметику, то такие сегменты на разных заводах очень загружены, от 40 до 60%. Министр пояснил, что транснациональные компании занимали полки магазинов за счет практически неограниченных возможностей по финансированию рекламы, различных маркетинговых услуг. При этом многие товары не уступают по качеству лучшим мировым стандартам и сейчас.
Антон Алиханов рассказал, что так называемый законопроект «о российской полке» направлен на удовлетворение внутреннего спроса и предусматривает восстановление минимальной доли российских товаров и производителей и в торговых сетях, и в Интернет-торговле. Лидеры в секторе онлайн - Wildberries и Ozon (общий объем более 4 трлн руб.). За 5 лет этот сектор электронной торговли вырос в 5 раз и тренд роста сохраняется.
«Мы видим существенную повышательную тенденцию. Сектор стал весомой частью экономики и не может существовать вне нормативного поля. Должны быть дополнительно прописаны и права партнёров-продавцов, и владельцев пунктов выдачи заказов. Отдельно хочу отметить необходимость включения этого сегмента в систему защиты от подделок и контрафакта. Сейчас у нас идёт работа над этим законопроектом вместе с депутатами Госдумы и с сенаторами СФ.
Хочу отметить, что мы не занимаемся затягиванием гаек. Вы прекрасно знаете, что мы всегда выступали в части торговли против избыточного регулирования. Главная задача для нас - это прозрачные правила рынка, балансировка взаимоотношений. Понятно, что рыночная сила очень различается у маркетплейсов и у небольших производителей и продавцов»
Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов
Много лет назад сетевой ритейл занимал 15% рынка, тогда и появилось первое регулирование. Сейчас доля сетевого ритейла в стране - больше 40%. Минпромторг продолжит поддерживать тенденции развития рынков, ярмарок, мобильных объектов. Во многом, добавил Министр, решения зависят от региональных и муниципальных властей: «Будем плотно работать с коллегами. С одной стороны, чтобы регионы и муниципалитеты продолжали эту работу, устанавливали четкие требования к внешнему виду, условиям ведения малого бизнеса. С другой стороны, для любого бизнеса важны долгосрочные гарантии того, что их не попросят завтра с этого места».
Неделя Российского Ритейла 2024 с 27 по 30 мая 2024 в очном формате в Центре международной торговли Москвы по адресу: Краснопресненская набережная 12, Конгресс-центр ЦМТ, подъезд 4.