+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

ШОС и БРИКС: как реализуется проект «Один пояс - один путь»

27 окт 2023
На днях в КНР проходил III Международный форум «Один пояс - один путь», приуроченный к десятилетию одноименной инициативы. В работе Форума принимал участие президент России Владимир Путин.

В сегодняшних геополитических реалиях, постоянно усиливающихся санкциях против России со стороны коллективного Запада и США, а также в силу сложных взаимоотношений КНР и США заинтересованность в реализации взаимовыгодных масштабных проектов России и Китая только возрастает. Президент России Владимир Путин заявлял об этом неоднократно.

Для участия в III Международном форуме «Один пояс - один путь» в Пекин приехали представители 130 стран и 30 международных организаций. Российскую сторону на Форуме также представляли министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, зампредседателя Правительства Александр Новак, зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, заместитель руководителя Администрации Президента – пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, помощник Президента Максим Орешкин, помощник Президента Юрий Ушаков, министр экономического развития Максим Решетников и Чрезвычайный и Полномочный Посол России в КНР Игорь Моргулов.

Расскажем подробнее о китайском мегапроекте «Один пояс – один путь». Идея его создания была предложена руководством КНР в 2013 году с целью участия Китая в широкомасштабной модели международного экономического сотрудничества. В рамках этой инициативы предусматривалось осуществление двух крупных проектов – «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шелковый путь ХХI века». Реализация этих проектов должна предоставить Китаю выход на рынки Европы, Азии и южной акватории Тихого океана.

Проект ЭПШП предусматривает создание трех трансевразийских экономических коридоров, в том числе через территорию России и ее партнеров по ЕАЭС и СНГ. Для реализации проекта должен быть построен целый ряд транспортно-инфраструктурных объектов - скоростных железных дорог, автомагистралей, портов, нефте- и газопроводов. ЭПШП призван также решить ряд внутренних инфраструктурных проблем нескольких районов КНР. Для финансовой поддержки столь затратной инициативы в 2016 году в Пекине был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

«Экономический пояс Шелкового пути» должен способствовать укреплению торговых связей и инвестиционного сотрудничества Китая с транзитными странами, что также привлекательно и для всех постсоветских государств, которые стали активно сотрудничать с КНР в рамках этого проекта.

Россия и Китай пришли к договорённости о реализации проектов в мае 2015 года, подписав соглашение, которое предусматривает расширение торгово-инвестиционного сотрудничества, оптимизацию торговли, увеличение расчетов в нацвалютах и рассмотрение долгосрочной цели по созданию Зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС.


Выступая на Форуме с докладом, Владимир Путин согласился с Председателем КНР в том, что китайская идея «Один пояс, один путь» логично вписывается в многосторонние усилия по укреплению взаимодействия в масштабах всего мирового сообщества для формирования более справедливого многополярного мира.

«Россия и Китай, как и большинство государств мира, разделяют стремление к равноправному, взаимовыгодному сотрудничеству в целях достижения всеобщего устойчивого и долгосрочного экономического прогресса и социального благополучия при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития»

Президент России Владимир Путин

Инициатива «Один пояс - один путь» созвучна российским идеям по созданию интеграционного контура, который бы обеспечивал свободу торговли, инвестиций в условиях налаженной инфраструктуры. По словам главы российского государства, она также созвучна известному предложению России по формированию большого Евразийского партнёрства для сотрудничества единомышленников, где будут сопряжены различные интеграционные процессы - «Один пояс - один путь», союз ШОС, союз АСЕАН и ЕАЭС.

На сегодняшний день имеется договорённость России и Китая о скоординированном развитии ЕврАзЭс и программы «Один пояс - один путь», реализуется непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕврАзЭс и КНР. В феврале 2023 года принята «Дорожная карта», в которой предусмотрено взаимодействия между ЕАЭС и Китаем в сфере торговой политики и цифровизации транспортных контуров.

«Интеграционная повестка в самом широком её понимании является неотъемлемой частью национальной стратегии развития России и укрепления нашего экономического, технологического и финансового суверенитета, модернизации и расширения инфраструктуры»

Президент России Владимир Путин

По словам президента России, ряд проектов, которые реализуются сегодня гармонично дополняют и инфраструктурные проекты в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Вместе они позволят выстроить единый транспортно-логистический каркас и диверсифицировать потоки грузов за счёт более эффективных, надёжных и безопасных поставок.

Владимир Путин рассказал участникам о тех крупных проектах, которые сегодня реализует Россия. Так в европейской части РФ формируется международный транспортный коридор «Север – Юг», который свяжет российские порты на Балтике и в Арктике с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана. На всём маршруте от Мурманска до Бендер-Аббаса (Иран) будет обеспечено бесшовное ж/д сообщение. Ещё один транспортный меридиан с Севера на Юг пройдёт через Уральский регион России и Сибирь. Его ключевые элементы –модернизация центрального участка Транссиба, включая ЗападноСибирскую железную дорогу на территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.

В настоящее время идет строительство Северного широтного хода – еще одной железнодорожной ветки с выходом к портам Северного Ледовитого океана и полуострова Ямал, а также Северо-Сибирской ж/д магистрали от Ханты-Мансийского автономного округа до её стыковки с Транссибом и БАМом. Одновременно идет работа над прокладкой ж/д маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении – в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов. Ещё один коридор запланирован к реализации на Дальнем Востоке, от Арктики на Юг. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через реки Лену и Амур, модернизация автотрасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути.

Транспортные коридоры с Севера на Юг (в европейской части России), в Сибири и на Дальнем Востоке дают возможность напрямую соединить Северный морской путь с крупными логистическими узлами на юге, на побережье Индийского и Тихого океанов. Уже со следующего года навигация для грузовых судов ледового класса на всём протяжении Северного морского пути станет круглогодичной.

Создание упомянутых международных и региональных логистических, торговых маршрутов объективно отражает те глубинные изменения, которые идут в мировой экономике, ту новую роль, которую играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, глобального Юга, другие центры роста и развития.

Президент России Владимир Путин

В следующем году Российская Федерация будет председательствовать в расширенном составе БРИКС, об этом подробнее в нашей статье ЕАЭС и БРИКС – как формируется многополярный мир 2023. Россия выступила с инициативой учредить в рамках союза постоянно действующую комиссию по транспортной логистике, которая – с участием и членов БРИКС, и стран – партнёров, и других заинтересованных государств будет заниматься всем комплексом развития международных транспортных коридоров.