+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Интервью: Алексей Акимов: «На базе РКЦ выросли ученые, которые строят квантовый компьютер»

7 сен 2023
Совсем недавно в ЦМТ Москвы проходило уникальное по своему контенту и масштабу мероприятие - первый Форум будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир», которое впервые было организовано в рамках Десятилетия науки и технологий в России. Первой частью Форума будущих технологий стала VII Международная конференция по квантовым вычислениям ICQT-2023, которая по праву считается лидирующей в мире.

На сегодняшний день организатор события - Российский квантовый центр (РКЦ) собрал сильнейшую команду теоретиков и экспериментаторов в области квантовой физики, оптики, фотоники, магнетизма и высокоточных измерений. Поскольку данная тематика больше относится к научному сектору, более подробно о квантовых разработках можно почитать в нашей популярной статье Квантовые технологии в России 2023.

На полях ICQT-2023 нам удалось пообщаться с ведущим мировым ученым в области квантовых исследований и разработок Алексеем Акимовым, по сути, одним из уникальных экспертов, благодаря усилиям и знаниям которых наша страна сможет совершить научный прорыв в передовых отраслях и достичь технологического лидерства. Он является научным руководителем группы «Квантовые симуляторы и интегрированная фотоника» РКЦ, профессором Техасского университета A&M, старшим научным сотрудников в Физическом институте им. П.Н. Лебедева (Москва).

ЦМТ: Научная конференция ICQT-2023, организатором которой является Российский квантовый центр, проходит в закрытом формате, на английском языке. Но, достаточно войти в зал, чтобы за несколько минут понять высокий научный уровень докладов и ощутить необыкновенную атмосферу вовлеченности участников в совместную работу. Как сегодня организована работа РКЦ, как вам удалось собрать на одной площадке ученых такого уровня, среди которых, при этом, очень много молодежи?

Алексей Акимов: Российский квантовый центр создавался довольно давно, в 2010 году, как раз одновременно со Сколково и Сколтехом. Это было время появления первых стартап – компаний в Сколково, а РКЦ стал стартапом под номером 13, который в итоге оказался счастливым. Фактически, первые 2 года ушли у РКЦ на оргмоменты и решение финансовых вопросов, научные исследования начались в 2012 году. Изначально задача РКЦ заключалась в строительстве квантовых технологий, квантовых вычислений, квантовых линий связи. Идея была в том, что современные компьютерные технологи приходят к своему естественному пределу, поэтому нужно думать вперед. И один из путей - это строить квантовые технологии, с помощью которых можно решать эти задачи. Квантовая механика занимается мельчайшими частицами, маленькими объектами, с которыми связаны различные шумы различного рода сенсоров. Квантовая механика как раз позволяет разобраться с тем, как их минимизировать, а квантовые сенсоры позволяют определять различные вещи более точно и более надежно.

РКЦ сразу создавался с целью разработки квантовых технологий. Сначала все шло достаточно тяжело, не сразу удалось организовать финансирование. Большую поддержку, особенно в сложные для Российского квантового центра времена, оказал Газпромбанк. Сложно было нанимать первых людей, но, постепенно, их набрали на основании открытого конкурса. Часто брали ученых с опытом работы за рубежом, занятых в РКЦ частично. Мы стали создавать научные лаборатории, вокруг них - научные группы, ставшие центрами притяжения молодежи и студентов, которым понравились новые идеи и новый формат работы, еще «не обросший» бюрократическими ограничениями. Хотя такая задача изначально и не ставилась, но, в итоге, большую часть бюрократических процедур взял на себя наш административный состав, огородив от этого ученых. И это помогает, создает очень благоприятные условия для работы ученых. Студенты приходят из Физтеха, из МГУ, молодежь идет в РКЦ и рассказывает о нем другим ребятам. В процессе работы люди отсеиваются, остаются только те, кому более интересно. Сегодня бывшие выпускники Вузов уже стали научными сотрудниками, защитили кандидатские и докторские. Сегодня РКЦ - это большая организация, более сотни человек. Российский квантовый центр является одним из основных исполнителей Дорожной карты Росатома. Накопившийся опыт позволил вырастить на базе РКЦ ученых, которые строят квантовый компьютер.

ЦМТ: Мы все понимаем, насколько важной является задача реализации технологического лидерства нашей страны. О каких достижениях сегодня уже можно было бы рассказать?

Алексей Акимов: Например, и в России, и в мире сегодня достигнут очень большой прогресс в области часов. То есть измерение времени растет и растет, и уже преодолело все пороги, которые необходимы для навигации. Теперь уже появляются величины для измерения гравитационного поля земли и решения других вопросов. В отношении разработок квантового компьютера – пока это 16 кубитов. Исследования идут довольно широким фронтом. Для совместной работы мы охватываем наиболее значимые в мире центры разработок - есть партнеры в Новосибирске, в Санкт-Петербурге. При этом РКЦ является единственной в стране, как бы центрообразующей организацией. Собственно так и задумывалось. Конечно, изначально планировалось совместное сотрудничество с американскими и европейскими учеными. Сегодня в большинстве своем контакты с ними прекращены. В основном так произошло по инициативе американцев и европейцев, но, в большей степени, не по их желанию, а по вынужденным обстоятельствам, связанными с действиями их правительств. При этом сама идея в конечном итоге живет – Российский квантовый центр растет и развивается. Сейчас он занимает заметное место не только в России, но и в мире. Российский квантовый центр также попал в самый жестокий лист санкций, что, с другой стороны, говорит о том, что РКЦ уже заметен в мире.

ЦМТ: Учитывая действие санкций, сохранилась ли возможность у российских ученых публиковаться в научных журналах?

Алексей Акимов: Да, такая возможность сохранилась, поскольку не все журналы эти санкции поддерживают. Существуют и те, которые действительно прекратили принимать статьи, но нам и не надо публикаций в таких изданиях. Мы смотрим на те издания, которые считают, что наука должна быть интернациональной, что бы не происходило в политике. Статьи есть статьи, обмен знаниями есть обмен знаниями.

ЦМТ: Если провести общий срез, как бы вы оценили уровень сегодняшних докладов на ICQT-2023 и, в целом прогресс, достигнутый в квантовой физике за последние 10 лет?

Алексей Акимов: Сегодня мы видим очень хороший уровень докладов. В этом году у нас не присутствует того количества американских и европейских ученых, как это было раньше, немного сменился и срез самих тематик. Но, те доклады, которые представлены сегодня были сделаны на очень высоком научном уровне. К нам приехали люди со всей России, чтобы, в том числе, послушать доклады коллег, представить свои постерные доклады. Помимо российских, это работы ученых из Китая, Индии, Бразилии. Некоторые из них, к сожалению, присутствуют сегодня удаленно, но, тем не менее, они смогли представить свои доклады. Конференция ICQT проводится 1 раз в 2 года, начиная с 2011 года и по-прежнему сохраняет свой вес. В реальном выражении конференция растет, видимо в скором времени придется что-то менять. Менять сам формат мероприятия мы не планируем, но рост активности придётся учитывать. Так количество заявок на участие в ICQT-2023 было настолько велико, что нам пришлось в какой-то момент приостановить регистрацию.

ЦМТ: Вы в первый раз проводите конференцию ICQT в ЦМТ, какие у Вас впечатления?

Алексей Акимов: Да, в здании ЦМТ Москвы мы в первый раз. Тут всё очень приятно, всё учтено, всё очень удобно, очень хорошо организовано. Мне очень понравилось, как были технически организованы доклады ученых – всё действительно соответствовало уровню крупных международных конференций.

Благодарим Вас за интересный рассказ и желаем Вам и коллективу Российского квантового центра многочисленных успехов в работе!