+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Интервью: Романом Павленко: «В ЦМТ есть все, что нужно для работы, это очень удобно»

4 июл 2023
Интервью с лидером проекта «Строительные 3D роботы. 3D город», генеральным директором компании 3D4Art Романом Павленко

На прошлой неделе в Центре международной торговле состоялось одно из самых ожидаемых событий года - III форум «Сильные идеи для нового времени».

В рамках мероприятия лидеры 250 лучших идей, отобранных из 23,5 тыс. представленных в этом году на суд экспертов, презентовали свои проекты участникам форума.

Одним из лидеров трека «Предпринимательство» стал генеральный директор компании 3D4Art Роман Павленко, который выступил с проектом «Строительные 3D роботы. 3D город».

На полях форума пресс-секретарь ЦМТ Москвы Татьяна Слабынько встретилась с Романом Павленко, чтобы более подробно поговорить о проекте, о сложностях, с которыми приходится сталкиваться в процессе его реализации, о необходимых мерах поддержки со стороны государства, интересных решениях, которые предлагает компания, и потенциале выхода на зарубежные рынки.


Татьяна Слабынько: В чем уникальность вашего проекта, которые вы представили на форуме «Сильные идеи для нового времени»?

Роман Павленко: Такие масштабные проекты методом 3D печати еще никто не делал в мире. Печатали отдельные улицы. Чтобы реализовать печать целого города, для этого нужны другие технологии, иной подход. Печать остается та же, однако необходимо создание инфраструктуры, проектного офиса, доработка законодательства - целый ряд действий, чтобы реализовать подобный проект. Что-то подобное сейчас планируется реализовывать в рамках проекта Neom в Саудовской Аравии, но там пока все на начальном этапе.

Татьяна Слабынько: С какими сложностями вы столкнулись на начальном этапе реализации своего проекта?

Роман Павленко: Можно сказать, сложности были практически на всех этапах - отсутствие материалов, нормативов, технологических процессов, на тот момент специализированного софта. Потом он уже был доработан.

Татьяна Слабынько: К вопросу о материалах. Вы же разработали свою технологию, верно?

Роман Павленко: Да, все верно. Мы потратили достаточно много времени и сил, чтобы сделать свой материал. В ближайшее время мы планируем выйти на рынок, запустить серийное производство, чтобы и другие компании могли его использовать в своей работе.

Татьяна Слабынько: Насколько я понимаю, это полностью отечественный продукт.

Роман Павленко: Да, это целиком российский продукт. Принтеры предоставляет наш партнер – ярославская компания АМТ, один из крупнейших экспортеров инновационной продукции. По сути, они являются самым крупным серийным производителем строительных 3D принтеров в мире. Произведено и реализовано уже более 200 принтеров, многие из которых отправляются за рубеж. Их покупают по всему миру– в США, Африке, Индии, Арабских Эмиратах, Европе.

Татьяна Слабынько: От начальной идеи, последующего запуска проекта в реализацию и принятия решения о выходе на новые рынки, сколько прошло времени?

Роман Павленко: Уже реализовано определенное количество проектов. Сейчас мы хотим реализовывать более масштабные проекты. Для этого необходимо сделать существенные доработки технологии. Конечно, сама технология 3D печати отработана. Достаточно посмотреть на проекты «Дом Кот» или «Дом Слон». «Дом Кот», по сути, наш первый большой проект. Он был напечатан через 6-7 месяцев после того, как мы стали этим заниматься. То есть за это время мы уже отработали и технологию производства материалов, и технологию печати. Конечно, в процессе работы над этим проектом, мы дорабатывали технологию. И после, при работе над другими проектами.



Татьяна Слабынько: В связи с работой в новых реалиях, были ли какие-то проблемы с оборудованием, программным обеспечением? Или вам удалось быстро адаптироваться, перейти на отечественный софт?

Роман Павленко: Пока еще не все программы отечественные. Хотя мы можем и полностью все заменить на российское ПО. Софт, который управляет самим принтером, изначально был американский, мы его заменили на российский. Софт программы для печати пока не российский, но вполне возможно мы перейдем и на отечественные аналоги. Программы, на которых делаются 3D модели, может любой использоваться. Просто, многие дизайнеры и 3D архитекторы работают в каких-то определенных, привычных для них программах.

Татьяна Слабынько: Во время сессии «Сильные идеи на горизонте – 2040» Вы сказали, что планируете привлекать к работе МСП. В каком формате?

Роман Павленко: Да, это основная идея. Для того, чтобы управлять такими крупными масштабными проектами, есть определенная логика организации процесса – организация проектного офиса, определенной инфраструктуры. Это мы планируем делать сами. В том, что касается 3D печати, здесь как раз мы планируем, что такую работу будут выполнять небольшие предприятия. Это очень похоже на организацию больших проектов в IT сфере, когда собирается проектный офис, ядро команды и привлекается большое количество небольших узконаправленных коллективов под определенные задачи. Проект заканчивается, команда распадается и собирается уже, если необходимо, опять под проект. Так реализуется большинство крупнейших IT проектов. Мало какая консалтинговая компания может самостоятельно реализовать такие масштабные проекты. Тем более, что есть еще межпроектная активность. Мы хотим тоже самое реализовать в этой отрасли. То есть, мы собираем команду, сертифицируем ее, даем материалы, технологию, обучаем. Для энтузиастов, которые сейчас занимаются 3D печатью бетоном – это просто мечта. Им все показали, дали, а они просто печатают. После завершения проекта, проектный офис проводит контроль качества, и привлеченные компании из проекта выходят. Они могут использовать полученные знания, наработанные технологии для печати своих небольших проектов, индивидуальных зданий в своих регионах. Потом опять собирается большой проект, мы собираем команду, делаем апгрейд знаний, предоставляем материалы и т.д. Для небольшой компании, которая занимается 3D печатью, это мечта. Наличие таких мелких компаний для большого проекта это тоже очень большой плюс. Это также может быть хорошим стимулом для развития всей отрасли. Сейчас этот рынок очень закрыт. Никто не делится своими знаниями, потому что они очень тяжело достаются, в открытом доступе ничего нет. Причем это не только наша страна. Те материалы, которые можно найти, носят достаточно общий характер, либо узкозаточены под определенного производителя оборудования. Если эта программа получит свое развитие, мы можем дать хороший импульс рынку и лет через пять увидеть в нашей стране в массовом количестве совершенно другие здания.

Татьяна Слабынько: Можно ли сказать, что у вас на данный момент нет конкурентов?

Роман Павленко: Все верно. Мы планируем создать эту новую нишу на рынке. И планируем экспортировать нашу технологию. Запрос на массовое строительство малоэтажного жилья существует во всем мире. Хотя это может быть не только малоэтажное жилье, если мы доработаем законодательство. Уже сейчас, по подтвержденным инженерным возможностям, принтеры АМТ могут печатать здания высотой до 80 метров. Но мы пока не можем этого делать из-за недоработанных пока нормативных актов. Сейчас в основном печатаются одно-двух этажные здания. Конечно, основной рынок – это малоэтажные здания. Люди хотят жить на природе, в своем уютном доме. Но это будут не щитовые, а капитальные теплые дома, в которых дышащие стены, которые хорошо держат тепло, достаточно даже теплого пола, воздух не сушится от батареи. Они построены по принципу термоса – в доме будет тепло зимой и прохладно летом.

Татьяна Слабынько: Роман, при выходе на зарубежные рынки, планируете ли вы привлекать зарубежных партнеров, инвесторов?

Роман Павленко: Сейчас есть большая потребность в строительстве малоэтажных поселков в Индии, в Саудовской Аравии, в Арабских Эмиратах.

Здесь можно будет экспортировать технологию, создавать совместные предприятия по организации глобального проектного офиса, который наладит производство материалов, взаимодействие с архитектурными бюро, государственными органами, сертифицирующими и регламентирующими процессы, массовое обучение малого бизнеса.

Татьяна Слабынько: Зарубежные партнеры будут заходить в проект со своими инвестициями?

Роман Павленко: Если у нас получится войти в проект в Саудовской Аравии, где инвестиции на строительство зданий составляют 500 млрд долл., конечно, мы будем привлекать и эти инвестиции, и свои. С нашей стороны это могут быть технологические инвестиции – оборудование, технологии, организация фабрики на месте, обучение. Будет целиком наше ядро, которое мы сможем экспортировать, и российские или зарубежные инвесторы.

Татьяна Слабынько: Сколько по времени занимает строительство такого небольшого здания?

Роман Павленко: Сама печать занимает немного времени. Возведение стен, после завершения необходимых подготовительных работ, закладки фундамента, занимает в среднем 10 дней для одноэтажного здания и около месяца – для двухэтажного. Внутри стены заполняются, как правило, легкими бетонами – пенобетон, полистирол – бетон. Сейчас мы прорабатываем возможность заполнения арболитами (материалы на растительной основе). Материалы, которыми заполняются напечатанные стенки, выполняют также функцию теплоизолятора. Все индивидуально, зависит от проекта.

Татьяна Слабынько: Роман, вы впервые в ЦМТ? Чем вам понравилась наша площадка?

Роман Павленко: Да, я впервые в ЦМТ. Площадка очень понравилась. Здесь есть все, что нужно для работы, очень удобно.


Проект 3D4Art занимается разработкой инновационных материалов для строительной 3D-печати: 3D-светопропускающий бетон, декоративные бетоны для 3D-печати с содержанием натурального камня.

Компания также занимается уникальной по сложности 3D-печатью бетоном, оказывает консалтинговые услуги в области строительной 3D-печати и помогает запускать строительный 3D-бизнес.