Ежегодно 20 апреля в России отмечается один из важных социальных праздников — Национальный день донора. Он посвящён прежде всего донорам — людям, безвозмездно сдающим свою кровь во благо здоровья и жизни совершенно незнакомых людей. Конечно, этот День также посвящён и врачам, которые проводят забор крови, контролируют санитарное состояние станций переливания крови, разрабатывают методики и аппаратуру, обследуют сдаваемые препараты.
В конце февраля 2023 года, в канун празднования Дня защитника Отечества, Центр международной торговли Москвы совместно с военным госпиталем Вишневского провел собственный День донора. Акция объединила сотрудников Центра международной торговли, компаний-арендаторов и партнерских организаций – ТПП РФ и АО «Экспоцентр». Более 200 человек выразили желание участвовать, 170 из них стали донорами крови для раненых в ходе СВО военнослужащих, проходящих лечение как в госпитале Вишневского, так и других военных лечебных учреждениях.
В преддверии Национального дня донора пресс-секретарь ЦМТ Москвы Татьяна Слабынько посетила Центр переливания крови ЦВКГ им.А.А.Вишневского, чтобы посмотреть на работу Центра изнутри, поговорить с его начальником Александром Александровичем Утликом о тонкостях этой редкой профессии, о сложностях, с которыми приходится сталкиваться, о важности донорства крови, особенно сейчас, в это непростое для страны время.
Татьяна Слабынько: Александр Александрович, как давно был создан Центр переливания крови в ЦВКГ им.А.А.Вишневского?
Александр Утлик: В службе крови я более 42 лет. Центр переливания крови в ЦВКГ им.А.А.Вишневского я создавал, вернувшись из Афганистана. Он уже существует более 30 лет. На тот момент в службе крови работали всего три человека, это было обычное палатное отделение. По сути, служба работала только на нужды госпиталя, когда были какие-то сложные случаи, например, желудочные кровотечения.
Сейчас в нашем Центре задействованы 42 человека. У нас здесь свой банк крови, все самые передовые технологии, новейшее оборудование, большие объемы. За время Специальной военной операции мы уже заготовили и перелили более 2,5-3 тонн крови. Хочу отметить, что среди военных госпиталей у нас всего два таких Центра переливания крови – у нас, в ЦВКГ им.А.А.Вишневского, и в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко. Кстати, в ГВКГ им. Н.Н. Бурденко Центр возглавляет мой старший ординатор.
По нашему направлению деятельности очень мало специалистов, мы все друг друга знаем, вплоть до гражданских, это очень редкая специальность. Например, в больнице службу крови представляет один человек, в клинике у него еще может быть медсестра. Среди московских клиник (гражданских) подобный по масштабу Центр находится в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Его возглавляет Елена Кобзева. Помимо Центра, у них еще есть экстренная дежурная трансфузиологическая служба, где круглосуточно находятся врач и медсестры.
Наш Центр переливания крови тоже работает круглосуточно, здесь всегда находится медсестра, которая проверяет условия хранения, температуру, оборудование. Кстати, у нас в госпитале также располагается Центр кардиохирургии, которым руководит Александр Лищук. В центре есть гибридная операционная, которых в Москве единицы.
Гибридная или многофункциональная операционная — новый стандарт в хирургии. Её основное отличие от классичеcкой операционной — сочетание в едином многофункциональном блоке оборудования для проведения как открытых, так и малоинвазивных лапароскопических вмешательств, с использованием различных систем медицинской визуализации: магнитно-резонансными и компьютерными томографами, хирургическими рентгеновскими системами или С-дугами, УЗИ-системами, системами видеонавигации. Такая структура операционной требует особого подхода к организации как помещения (площадью минимум семьдесят квадратных метров для установки радиологического оборудования), так и работы персонала (в зависимости от проводимых в операционной манипуляций размер бригады может доходить до двадцати человек). Таким образом, врачи могут проводить несколько разноплановых хирургических вмешательств одновременно, а не поэтапно.
В этой операционной есть возможность делать все виды операций на сердце. То есть с момента, как пациент пришел из палаты в гибридную операционную, он проходит полную диагностику и до выполнения операции никуда не выходит.
Т.С.: Как часто вы проводите выездные мероприятия, как «День донора», который проходил в ЦМТ в конце февраля? Многие организации сейчас принимают участие в таких мероприятиях?
А.У.: На постоянной основе мы заготавливаем порядка 1,5 тонн крови для собственных нужд. Но с момента начала СВО необходимое количество крови увеличилось примерно в три раза. Раньше мы ездили только в военные организации. Но с начала СВО, мы стали подключать гражданских. Люди проявляют большую активность, настоящий патриотизм.
Многие сами к нам обратились с предложением. Например, на уровне МИД РФ это была Мария Захарова. Она вышла на нас, занималась организацией первых выездных мероприятий.
Сейчас мы регулярно проводим подобные выездные мероприятия в Министерстве иностранных дел России, Центральном Банке России, ОАО «РЖД», Следственном комитете РФ и многих других организациях и компаниях, в вузах. Очень выручают ребята из центра спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России. Мы уже более 10 лет с ними сотрудничаем. Сейчас для нашего ожогового центра, кстати единственного среди военных госпиталей, была особая необходимость в 3й группе крови. Они тоже приезжали. Конечно, многое зависит от командира, от руководителя.
Т.С.: Что требуется от компании при организации такого мероприятия?
А.У.: Мы организуем выездные мероприятия, когда в организации набирается более 150 человек-потенциальных доноров крови. У нас есть все необходимое, включая транспорт и оборудование, все приспособлено для работы в полевых условиях. От организации требуется только просторное, хорошо проветриваемое помещение, чай и печенье на перекус. Во время «Дня донора в ЦМТ» в акции приняли участие около 200 человек, более 168 из которых смогли стать донорами, то есть это около 80 литров крови. Организация была прекрасная, все было четко отработано. Для первого раза вообще отлично все прошло.
Есть те, кто с нами сотрудничает регулярно уже много лет. О них я сказал ранее. Но сейчас звонят и многие новые компании, интересуются процедурой, как правильно все организовать. Мы составляем и ведем график, чтобы никого не подвести. Многие приезжают и сюда, так как здесь более удобные специальные кресла.
Идет активный отклик и от простых людей, которые хотят приехать, помочь. Люди просто звонят, приезжают сюда целыми семьями.
Т.С.: Александр Александрович, Центр переливания крови обеспечивает кровью и плазмой только себя или и другие госпитали больницы?
А.У.: Наш Центр обеспечивает только госпиталь и филиалы Министерства обороны РФ. У нас есть три крупных учреждения – военно – медицинская академия, госпиталь Вишневского и Бурденко. Все остальные госпитали – это филиалы. Часть госпиталей в Москве относятся к ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, а в Подмосковье – к ЦВКГ им.А.А.Вишневского. Сейчас мы также из Москвы отправляем кровь и плазму для раненых в Белгородскую область, Ростов-на-Дону. Гражданские больницы и клиники мы не обеспечиваем. Наоборот, в случае войны, они обязаны нас обеспечивать, так как у них есть мобилизационное задание.
Т.С.: Если человек хочет сдать кровь, чтобы помочь именно военным ребятам, он может ее сдать в любой службе крови или нужно приезжать именно к вам в Центр?
А.У.: Нужно приезжать именно к нам. Если человек сдал кровь на городской станции, она пойдет на обеспечение кровью больницы. Если же есть желание помочь именно военным ребятам, спецконтингенту, то кровь нужно сдавать непосредственно у нас.
Т.С.: Кстати, как часто можно сдавать кровь?
А.У.: Кровь можно сдавать раз в два месяца. А плазму - раз в две недели, но это только здесь у нас, на специальных аппаратах. Любая кровь, которая сдается, отправляется на специальное обследование, которое проходит в течение четырех с половиной часов. Кровь проверяется на все инфекции, составляющие. После мы уже можем использовать компоненты крови [Прим. автора: Кровь разделяется на плазму, которая замораживается и используется только через четыре месяца, и эритроциты, которые используются сразу. Цельную кровь не переливают.], если она не попадает в брак.
Некоторые нас спрашивают, почему так мало платят за кровь [Прим. автора: 5% от прожиточного минимума по месту дислокации медучреждения]. Важно понимать, что мы не продаем кровь, у нее нет цены, она бесценна. Это компенсация за питание, чтобы человек мог пойти, что-то купить, перекусить после сдачи крови. И мы обязаны за эти средства отчитаться. Плюс по закону дается два дополнительных выходных дня.
Т.С.: Александр Александрович, спасибо вам за уделенное время. Желаем процветания вашему Центру переливания крови, который выполняет такую важную миссию.