В панельной сессии «Россия и Турция в формирующемся миропорядке» принимают участие депутат Великого национального собрания Турции, член парламентского Комитета по внешней политике и Комитета по отношениям с Евросоюзом Унал Чевикоз, проректор по развитию МГИМО МИД России Артем Мальгин, ректор Университета Алтынбаш, Турция Чагры Эрхан, профессор международных отношений Университета Кадир Хас, Турция Мустафа Айдын, старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Ирина Свистунова. Модерирует сессию Федор Войтоловский, директор ИМЭМО РАН.
Заметным явлением в современных международных отношениях стала активизация внешней политики Турецкой Республики. В условиях трансформации мирового порядка Анкара выстраивает сложные региональные балансы и следует многовекторным курсом, стремясь к повышению своего глобального статуса. Сохранение связей с традиционными союзниками сочетается с развитием новых направлений. На фоне обострения отношений между Россией и коллективным Западом Турция стала единственной страной НАТО, которая не присоединяется к антироссийским санкциям и продолжает углублять разностороннее взаимодействие с Москвой.
Полицентричная система трансформируется в новую биполярную систему. Открывая мероприятие Федор Войтоловский подчеркнул. Что в числе стран, лидирующих на мировой арене на протяжении последних десятилетий является Турция, которая проводит собственную повестку на Востоке, в Южном Кавказе, в Афганистане, со странами Африки и одновременно остается союзником США и членом блока НАТО. При этом Турция выстраивает особые отношения с Россией, она единственная из членов Альянса не присоединялась к ряду санкций против России и пытается выстроить окно возможностей в разрешении конфликта с Украиной.
Большая территориальная протяженность и население, превышающее 4,7 млн человек, не позволяет такой стране, как Турция оставаться в сугубо двусторонних отношениях со своими соседями. За последние 15 лет государство принимало многочисленные попытки участия в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем востоке, став признанным и авторитетным игроком в регионе. В своем выступлении Артем Мальгин отметил, что с 2020 года Турция наряду с Россией стала играть важную роль в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, выступив своего рода механизмом альтернативных контактов и долгосрочной стабилизации: «Сегодня все понимают, что это именно так, особенно для Армении, где у власти находится сложное по внешнеполитическим предпочтениям руководство, способное в силу этого на формирование совершенно неординарных союзов».
Ситуация, происходящая в Сирии, с одной стороны, говорит о дружественных отношениях страны с Турцией, а, с другой - подчеркивает специфические турецкие контакты с коллегами по НАТО, которые дополняют «традиционную многостороннюю рамку». Это контакты непосредственно с США, Францией и большими игроками ближневосточной политики – с Саудовской Аравией и Катаром. Артем Мальгин отметил очевидность того, что сегодняшний конфликт на Украине стал серьезной площадкой для Турции чтобы проявить себя и партнером России, и партнером Евросоюза, играя свою особую стратегическую и тактическую роль внутри НАТО. Особая роль Турции по отношению к России, по мнению эксперта, наиболее ярко проявилась в вопросе присоединения Крыма с участием «мягкой силы» - крымско-татарской диаспоры, работающей над урегулированием конфликта на Украине, начиная с 2014 года.
Артем Мальгин считает, что экономика и социально-политическое развитие Турции устроено таким образом, что внешняя политика страны построена «достаточно многослойно». Это и оборонно-промышленный комплекс страны, когда Турция оказывает различного рода помощь конфликтующим государствам, и ее значительная роль на международной площадке в энергетической сфере, которая будет только возрастать в перспективе. Зерновая сделка, по словам спикера, также демонстрирует важную роль Турции и помимо политического фактора, а как крупнейшего игрока мирового продовольственного рынка. «Единственный вопрос, который сегодня остается – это повестка Турции в Центральной Азии. Турция подчеркнула свой евроатлантический статус, это однозначно кавказская держава, это также европейская держава и партнер юго-восточной Европы», - подчеркнул Артем Мальгин.
Унал Чевикоз подчеркнул, что «сегодняшнее евроазиатское измерение Турции – это, в первую очередь, большая европеизированность страны». История и география играет огромную роль в отношениях РФ и Турции, рассказывает эксперт: «Мы вместе воевали, мы соседи и это приводит нас к пониманию, основанному на глубоком уважении к друг другу. Общность интересов – это тот фактор, о котором нельзя не сказать. Обе страны хотят мира и стабильности, мира на Ближнем востоке, в Ливии и Сирии».
Какое место будут занимать Россия и Турция в новом миропорядке? Скорее всего обе страны будут играть лидирующую роль в регионе, так как они обе всегда будут важными мостами между Европой и Азией. И РФ всегда была мощной европейской державой, и Турция исторически также играют такое же роль. Спикер отметил: «Турция будет продолжать играть роль фасилитатора, как это уже было в вопросах Кавказа, на Балканах, в Астане и в других политических аспектах. Благодаря огромным усилиям министра иностранных дел и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана были проведены многочисленные переговоры с РФ по вопросам сегодняшнего конфликта на Украине».
РФ и Турция и далее будут продолжать взаимодействие, сохранять большую заинтересованность в сотрудничестве в Центральной Азии с ядерными странами постсоветского пространства, а также со странами Кавказа. К сожалению, констатирует Унал Чевикоз пока Турции не удалось в полной степени стать мостом для восстановления доверия в отношениях коллективного Запада и России, но это не означает, что нужно опустить руки и не пытаться его выстраивать: «В любом случае, многополярность требует многосторонних усилий или мультилатерализма».
Чагры Эрхан утверждает, что Турция, как и все страны, имеют свои определённые цели – структурные и периодические. Сегодня было правильно выделить именно структурные, первая из которых - география страны или ее судьба, как говорили классики. В течение всей истории Турция находится между экономическим севером и экономическим югом, между странами - экспортерами человеческого потенциала и странами, принимающими беженцев, между христианством и исламом. Следующий структурный элемент - это история Турции, поскольку многое происходящее сегодня, включая политику, образование, взаимоотношения с другими странами уходит корнями в прошлое. Третий фактор – это демография. Еще тысячелетие назад люди различных национальностей приезжали в Турцию из различных регионов, и страна стала в своем роде «кипящим котлом различных наций». Например, только после недавнего кризиса в Ираке в страну переехало порядка 4,5 млн мигрантов. На протяжении многих лет Турция стремилась стать частью почти всех международных организаций запада. Также Чагры Эрхан отметил, что сегодня в Турции проживает большое количество смешанных российско-турецких семей и тот факт, что в последние 10 лет отношения России и Турции были крайне структурированы, поэтому сегодня они находятся в стадии развития и расширения.
Ирина Свистунова считает, что российско-турецкое взаимодействие имеет достаточно необычный формат, особенно когда Запад вводит санкции против России, а Турция, являющаяся членом НАТО, продолжает от них воздерживаться. Спикер читает, что без понимания исторических факторов российско-турецкого взаимодействия отношения наших стран невозможно будет понять: «Турция прекрасно понимает, что с РФ невозможно решать вопросы путем давления, но с ней можно договариваться и взаимодействовать».
Россия многократно участвовала в восстановлении экономики и промышленности в Республике, а также неоднократно оказывала необходимую поддержку в различных дипломатических и экономически вопросах. Согласно прогнозам, товарооборот по итогам 2022 года может достигнуть 50 млрд долл. Ирина Свистунова отметила, что важным вопросом взаимодействия является то, что Россия и Турция никогда не навязывают друг другу свои модели развития: «Россия и Турция – единственные две страны, которые находятся и в Европе, и в Азии, на протяжении истории они соединяют ислам и христианство. Я знаю, что переговоры России и Турции никогда не бывают простыми, каждая страна отстаивает свои национальные интересы. Но тем не менее, когда стоит задача достичь договоренностей, наши страны научились, как ее достигать».
Материал дополняется …