+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Трансформацию подходов работы на зарубежных рынках обсудили в ЦМТ Москвы

19 июл 2022
Михаил Садченков: «Самая большая сила российской экономики и, в целом, нашего развития – это кооперация и поддержка друг друга»

Сегодня на полях форума «Сильные идеи для нового времени» в Центре международной торговли Москвы состоялась панельная сессия «Трансформация подходов работы на зарубежных рынках: вызовы и возможности».

В мероприятии приняли участие руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг, генеральный директор агентства «Национальный бренд» (компании-оператора Национального бренда «Сделано в России») Михаил Садченков, директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян и авторы идей. Модератором выступила вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Нонна Каграманян.

В рамках сессии эксперты обсудили актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности, трансформацию подходов в работе текущей модели развития экспорта с учетом предложенных сильных идей, а также наиболее значимые на данный момент для развития страны и востребованные в мире проекты.

В 2022-м году Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением. Под запретом или угрозой запрета оказалась значительная доля экспорта и импорта, а существенная часть финансовой системы оказалась отрезанной от мировых рынков. Традиционные схемы сотрудничества и формы делового взаимодействия претерпели существенные изменения.

В настоящее время во всем мире происходит переосмысление действующей в предыдущие годы конструкции мировой экономической системы, основанной на углублении международного взаимодействия в торгово-экономических и финансовых вопросах.

Генеральный директор агентства «Национальный бренд» - компании-оператора Национального бренда «Сделано в России» Михаил Садченков в своем выступлении рассказал, как в сегодняшних условиях развивать бренд «Сделано в России» на внешних рынках, насколько это актуально на сегодняшний день:

«На текущем этапе развития информационного пространства, в котором в отношении нашей страны, в основном, присутствует только негатив, есть определенный риск для производителей, которые используют маркировку «Сделано в России», или в целом позиционируют себя как российская компания. Но это не является долгосрочным трендом. Как показывает практика последних 10-15 лет, любая запущенная в информационном пространстве история забывается быстро. У нынешней аудитории память короткая. Мы видим, что определенная усталость уже накопилась. Конечно, никто никакие санкции в отношении России снимать не будет. Возможны точечные уступки в интересах наших западных партнеров. Основная борьба сейчас идет не за те рынки, которые мы уже потеряли насовсем, а за наших партнёров».

По мнению Михаила, это страны, которые входят в ЕАЭС, а также новые потенциальные партнеры России на Азиатско-Тихоокеанском рынке, на рынке Ближнего Востока, Африки. Сейчас идет борьба за партнерство с представителями власти этих регионов и поддержку курса России, в целом: «В этом контексте «Сделано в России» имеет место быть в первую очередь как коммуникационный инструмент. Конечно, в современных реалиях рассматривать «Сделано в России», как маркировку, определяющую только происхождение товара, будет не очень логично и неправильно».

Как считает Михаил Садченков, в данном случае «Сделано в России» необходимо выращивать как медиаинструмент, «который бы дал российскому бизнесу возможность прямой и эффективной коммуникации с новыми рынками»: «Очевидно, что традиционные методы продвижения на рынке Китая, в АТР, на Ближнем Востоке, не говоря уже об Африке, отсутствуют. Там это немного другая история с точки зрения развития бизнеса. Поэтому выращивание полноценного агентства, которое бы занималось конкретно вопросами продвижения [на данных рынках], является ключевой задачей бренда «Сделано в России». Сейчас мы его воспринимаем как поисковый запрос, который, как минимум, позволяет найти правильную точку входа для кооперации с бизнесом из России. И это уже достаточно эффективно работает. В рамках «Сделано в России» мы уже сейчас формируем соответствующую инфраструктуру. У нас есть инструмент под названием «торговый агент». Таким образом, мы даем возможность любой компании или человеку, который готов заниматься внешней торговлей, работать с нами на агентском договоре».

Говоря о категориях товаров и странах, в которые эти товары можно сейчас продвигать под брендом «Сделано в России», генеральный директор агентства «Национальный бренд» подчеркнул, что, прежде всего, речь идет об «уникальных технологических историях»: «Сейчас есть огромный запрос от представителей бизнеса ОАЭ на совместные предприятия, на партнерство с российским бизнесом. В первую очередь, это высокотехнологичные сферы, производство всего, что касается электротранспорта, технологии, связанные с энергетикой, удобрениями и производством пищевых продуктов, медициной и робототехникой. География достаточно большая, все зависит от того, насколько российская компания готова быть гибкой с точки зрения представления себя на рынке».

Одним из эффективных решений в сложившейся ситуации для работы компаний на зарубежных рынках Михаил Садченков назвал создание бренда «Сделано в ЕАЭС»: «Это нужно сделать. Более того, мы достаточно давно прорабатываем данную концепцию. Я считаю, что, как институт национальных брендов, собственный бренд должен быть у каждой страны, входящей в Союз, и он должен быть объединен одной большой историей – «Сделано в ЕАЭС». При этом необходимо разделение полномочий, чтобы каждая страна могла формировать свой собственный национальный контент про бизнес, а в рамках единой большой истории уже транслировать его партнерам».

Михаил отметил, что «накопления страной в собственную историю не менее важны, чем большая коллективная история». Это связано, прежде всего, с тем, что в определенный момент коллективная история «может просто перестать существовать, или из нее можно выйти» (например, Великобритания вышла из ЕС). В этом случае, «все вложенные усилия, финансовые и нефинансовые ресурсы, заложенные в эту историю, обнуляются. Когда ты вкладываешь в собственный бренд, <…> у страны есть уверенность, что вложенные ей средства и ресурсы сохранятся, и она получит дополнительные возможности для развития своего бренда».

В ходе своего выступления гендиректор агентства «Национальный бренд» также рассказал о перспективах смягчения санкций и дальнейшем взаимодействии бизнес-партнеров в сложившихся условиях:

«Здесь позиция достаточно простая и логически понятная. Отмена санкций равнозначна капитуляции. В данном случае, никто капитулировать, к сожалению, не будет. <…> Очевидно, что все хотят делать бизнес и зарабатывать деньги. Соответствующие пути и инструменты в том или ином виде будут найдены. В обход санкций, с использованием объединений, блоков стран, возможностей площадок. Тем не менее, санкции будут существовать. Как долго и как это будет, время покажет. Пока еще рано об этом говорить. Абсолютного пика или дна, от которого можно было бы оттолкнуться и выстраивать новую систему взаимодействия, мы еще не достигли. Нужно подождать. Я думаю, что к концу года у нас будет уже примерное понимание, куда и в каком формате мы будем двигаться. Сейчас главное сохранять уверенность и оптимизм».

В заключение Михаил отметил, что ситуация с точки зрения развития поддержки экспорта на протяжении последних многих лет достаточно стабильна, сейчас нет каких-то больших системных проблем, а современные вызовы не являются сложными или такими, «с которыми мы ранее не сталкивались в том или ином виде», и подчеркнул: «Единственное, что хотелось бы пожелать, чтобы государственные институты развития искали больше точек соприкосновения с бизнесом и совместно реализовывали инициативы, так как сейчас этого очень не хватает. Зачастую, многие государственные институты запираются внутри себя и агрессивно воспринимают те или иные инициативы, которые исходят от бизнеса. Так делать нельзя. В данной ситуации самая большая сила российской экономики и в целом нашего развития – это кооперация и поддержка друг друга».

После сессии пресс-секретарь Центра международной торговли Москвы Татьяна Слабынько уточнила у Михаила Садченкова, какие рынки и регионы стоит сейчас рассмотреть бизнесу, прежде всего МСП, для возможности дальнейшего развития своей деятельности, какие платформы сейчас наиболее удобны и эффективны для выхода на зарубежные рынки и как, в целом, повлияла современная ситуация на деятельность агентства «Национальный бренд».

В беседе Михаил Садченков рассказал, что сложившаяся ситуация никак негативно не повлияла на деятельность агентства: «У нас все прекрасно, никаких сложностей, даже лучше, чем было».

По мнению Михаила, основные регионы, которые стоит рассмотреть бизнесу для развития своей деятельности, - это Ближний Восток, как самый большой, и Азия: «Но Азия ограничено, не для всех. Основной торговый хаб, конечно, это Объединенные Арабские Эмираты. Там сейчас большое скопление как русских бизнесменов, так и достаточно большое количество инвесторов, потенциальных партнеров для развития технологий».

Михаил Садченков считает, что на данный момент, прежде чем выходить на зарубежные рынки, российским компаниям необходимо подождать и посмотреть, что будет с платежными инструментами: «Трансграничной онлайн-торговлей у нас сейчас занимается только Wildberries, их можно использовать для выхода на страны СНГ. Что касается зарубежных онлайн платформ - Aliexpress, Tmall и все остальные – они сейчас, к сожалению, из-за общих проблем, из-за платежей не работают. Когда будет решена ситуация с транзакциями, в том числе, когда нормально заработает хотя бы МИР с Турцией и с Китаем, тогда уже можно будет о чем-то говорить. Сейчас пока рано. Пока торговля возможна только естественным путем – отправили, продали, купили».


Михаил Садченков - генеральный директор агентства «Национальный бренд» - компании-оператора Национального бренда «Сделано в России». Автор концепции бренда «Сделано в России». Специалист в области брендинга, маркетинга и внешних коммуникаций. С 2007 г. по 2012 г. в качестве независимого консультанта в области внешних коммуникаций сотрудничал с Федеральной антимонопольной службой, Советом Федерации ФС РФ, политическими партиями и стратегическими предприятиями. В 2012 году основал и возглавил агентство «Национальный бренд», цель которого - создание и продвижение Национального бренда «Сделано в России». В 2015 году национальный бренд «Сделано в России» был презентован в рамках Milan Expo 2015 при участии первого зампредседателя правительства России Игоря Шувалова.