На полях форума состоялось совместное итоговое пленарное заседание Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности с участием председателя Совета директоров ПАО «ЦМТ» Сергея Катырина, заместителя генерального директора по финансам и коммерции ЦМТ Москвы Вадима Субботина и делегатов юбилейного Общего собрания членов Российского союза выставок и ярмарок на тему «От импортозамещения к импортоопережению: выставочно-конгрессная деятельность как фактор развития российского бизнеса». Модератором выступил председатель Комитета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, генеральный директор АО «Экспоцентр» Алексей Вялкин.
Открывая заседание Алексей Вялкин отметил, что проведение внеочередного форума обусловлено ситуацией, которая сложилась в экономике страны на современном этапе: «Она серьезно отражается на нашей отрасли. Многие зарубежные компании – операторы и участники выставок либо ушли с рынка, либо приостановили свою деятельность. <…> C марта 2019 по март 2022 более 70% занятых в отрасли компаний понесли значительные убытки, из них 10% вообще прекратили работу, 64% пошли на сокращение численности коллективов. Поэтому и тематика форума сегодня – сохранение вектора развития отрасли в нынешних экстремальных условиях и поиск новых форматов и направлений работы».
В своей приветственной речи к участникам мероприятия Сергей Николаевич обозначил несколько ключевых направлений, на которых отрасли предстоит сделать акцент в ближайшее время, и подчеркнул, что выставочно-ярмарочной индустрии предстоит решить сразу несколько стратегических задач: «Во-первых, необходимо всемерно сохранить связи, которые наработаны со странами Запада. Любая ссора рано или поздно заканчивается миром, и придется снова выстраивать связи. Они будут другие, в ином объеме, но обеим сторонам придется налаживать сотрудничество. Уже сейчас многие зарубежные компании меняют названия, юридические оболочки для того, чтобы сохранить свой бизнес в России. Эта задача не из простых, но к ее решению отрасли нужно быть готовым».
Вторым направлением деятельности Сергей Катырин обозначил необходимость освоения новых регионов в мире, особенно тех, в которых до последнего времени выставочно-ярмарочная активность была минимальна (Африк, АТР и Латинская Америка): «Понятно, что осваивать новые регионы всегда непросто – конкуренция со стороны зарубежных коллег, другая ментальность, но при поддержке государства, перераспределении кадров и финансовых средств можно достичь серьезных успехов».
Еще одним из важнейших направлений Сергей Николаевич считает привлечение инвестиций в инновационные проекты, стартапы и новые разработки с помощью выставок и ярмарок, а также необходимость доработки отраслевого федерального закона: «И здесь могут серьезно помочь регионы. Опыт показывает, что эффективный инструмент – это принятие законов сначала на региональном уровне, а затем на их базе создается федеральный закон».
Вадим Субботин поделился с участникам встречи результатами анализа конгрессной деятельности ЦМТ Москвы и основными трендами 2022 конгрессно – выставочной индустрии: «После двух лет всевозможных отмен, приостановок, переносов, ограничений наблюдается большой запрос на проведение офлайн мероприятий, растет количество участников. Это демонстрируют наши постоянные мероприятия, как МЕДИЭкспо, конференции Ростелекома, ФТС, Конгресс по эстетической медицине и многие другие. По - прежнему актуален гибридный формат мероприятий, особенно при необходимости подключения спикеров из других стран и регионов. Такой формат востребован у большинства клиентов, которые планируют свои мероприятия на осень, – Международная конференция по искусственному интеллекту и анализу данных AI Journey, Съезды онкологов, эндокринологов и офтальмологов, Международный жилищный конгресс и другие».
Вадим Николаевич отметил, что, к сожалению, присутствует тренд по сокращению бюджетов на мероприятия в связи с уходом иностранных спонсоров, которые по многим мероприятиям выступали основой финансирования.
«При этом стоит отметить сохранение доли государственных мероприятий, в частности, Федеральной таможенной службы, Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства», - добавил Вадим Субботин.
По мнению замгенерального директора по финансам и коммерции ЦМТ Москвы, рынок мероприятий практически полностью переориентировался на внутренний спрос. Участие зарубежных делегатов и спикеров в мероприятиях минимально и возможно только в онлайн формате: «В силу сложившихся обстоятельств, напряженность на международной политической арене не позволяет даже в онлайн-формате обеспечить желаемый уровень представленности иностранных спикеров, в связи с чем мероприятия переносятся на более поздний срок».
Важным аспектом при проведении мероприятий, особенно при использовании гибридного формата, по мнению Субботина, является необходимость обеспечения информационной безопасности и рост требований к защите каналов от DDOS-атак: «ЦМТ Москвы работает с крупнейшими провайдерами, которые оказывают нам соответствующие услуги, используем резервные каналы. ЦМТ Москвы планирует и дальше инвестировать средства в создание собственной сети средств защиты от DDOS-атак».
Как отметил Вадим Субботин, в части содержания мероприятий также наблюдается некоторое смещение акцентов в сторону тематик, которые в складывающейся ситуации представляют наибольший интерес аудитории: «Направления, которые сейчас пользуются большой популярностью, - информационная и кибербезопасность. В ЦМТ проходит целый ряд таких мероприятий: Международный форум по практической безопасности Positive Hack Days, Международная конференция по искусственному интеллекту и анализу данных AI Journey, Форум по кибербезопасности Ростелеком и другие». По-прежнему сохраняется высокий спрос на мероприятия в области медицины, фармацевтики и индустрии красоты.
Также на пике сейчас различные тренинги по предпринимательству и личностному росту: «На нашей площадке регулярно проводятся такие мероприятия разного формата – от камерных и среднего формата 50-200 чел. в конференц-залах и бизнес-пространстве Ладога, до масштабных с количеством участников до 1000 чел. В Конгресс-центре ЦМТ на 1500 человек за последний месяц прошло два бизнес-лагеря Центра развития предпринимательства», - добавил Вадим Николавич.
Он также рассказал об интересном тренде, который наметился за последний год – запрос на проведение мероприятий «метапознанческих» направленностей (астрологии, философии, самопознания), что позволило выйти на более широкую аудиторию.
По мнению Вадима Николаевича, еще одна тема, которая в последние несколько лет прочно вошла в повестку дискуссий любого формата – цели устойчивого развития, а также темы экологии и охраны окружающей среды.
Характеризуя тенденции в географическом распределении мероприятий, Вадим Субботин подчеркнул, что в текущей ситуации Москва является сейчас наиболее удобным хабом, с точки зрения, как транспортной доступности, так и большого выбора конгрессных площадок: «И в этой связи месторасположение ЦМТ Москвы в самом центре столицы, в шаговой доступности от Экспоцентра и Сити, с широким выбором конференц-залов любой вместимости и для мероприятий любого формата, дополненные возможностями кейтеринга и размещения участников в гостиничном кластере от 3 до 5 звезд, делает наши площадки удобными, как для организаторов, так и участников. В отличие от большинства столичных конгрессных площадок мы подходим комплексно к сотрудничеству с организаторами, разрабатывая для них индивидуальные пакетные предложения, что позволяет нам даже в непростых условиях быть востребованными».
Владимир Кононов рассказал об активном сотрудничестве с ТПП РФ и Экспоцентром по самым различным аспектам научной сферы.
Сергей Селиванов поделился с участниками итогами экспертной сессии «Финансы для бизнеса: меры и инструменты государственной поддержки отрасли», прошедшей в рамках форума 5рEXPO. Главный фактор влияния на отраслевой бизнес – это «тройной удар», под который попала индустрия когрессно-выставочных мероприятий: пандемия, экономический кризис и санкции. Всё случившееся в экономике страны в целом требует особых мер государственной поддержки абсолютно всех отраслей. При этом выставочно- ярмарочная и конгрессная деятельность нуждаются в ней особо. Эксперты говорят о необходимости прямого субсидирования, об освобождении компаний от ряда налогов, о формировании госзаказа, прежде всего, по регионально-отраслевым мероприятиям. И, конечно, на первом плане – это принятие отраслевого федерального закона. На сегодняшний день РСВЯ подготовил перечень стратегических мер, состоящий из 18-ти пунктов, который после согласования с ФОИВ будет направлен в Правительство РФ, и затем вступит в силу.
Решение властей по освобождению от уплаты ряда налогов (в том числе, на недвижимость) для гостиничного сектора, выставочно-ярмарочной, конгрессной и туристической отрасли в 2022 году можно охарактеризовать как беспрецедентеное. По мнению Сергея Селиванова, крайне важным стимулом может стать решение о формировании механизма госзаказа, в который будут интегрированы все российские регионы, игроки рынка и все проводимые мероприятия.
Выставочная индустрия, как и другие отрасли, зависима от IT-технологий, начиная с автоматизации выставочного менеджмента до организации онлайн-трансляций, видео-конференций, 3D-туров, сервисов по рассылке и продвижению. По словам Германа Клименко, импортозамещение в сфере ПО станет сложным процессом, но, тем не менее, реализуемым. Так уже сегодня государственный реестр российского программного обеспечения содержит почти 13 000 отечественных продуктов. Герман Клименко считает, что помимо разночтения терминологии, в конгрессно-выставочной отрасли присутствует некая обособленность игроков. Эксперт уверен, что на сегодняшний день в отрасли обязательно должно присутствовать взаимопроникновение, а также партнерское обучение и обмен опытом.
Сергей Воронков в свою очередь прокомментировал важность такого мероприятия, как Петербургский международный экономический форум 2022, проходивший на прошлой неделе. Общий объем соглашений, заключенных на полях ПМЭФ, составил 6 трлн рублей.
Глава РСВЯ пояснил, что процесс импортозамещения состоит из двух составляющих. Первое – это то, что необходимо будет закупать вместо привычных товаров в связи с уходом иностранных компаний. Сегодня в данный реестр внесено более 100 тыс. наименований продукции по критическому импорту, которую предстоит завезти в РФ в рамках параллельного импорта. Второе - это те товары, которые нужно будет начать производить самим.
Расчеты показывают, что потребуется провести порядка 2 млн встреч и переговоров для реализации стратегической программы импортозамещения и импортоопережения в стране. Фактически речь идет о создании в этом направлении целой технологической платформы в рамках отрасли. Именно конференции и выставки являются тем единственным инструментом, который поможет сделать это всё в концентрированном виде.
Большим «плюсом» пандемийного периода, по его словам, стала возможность собрать и систематизировать большую статистику и классифицировать ОКВЭДЫ. Конгрессно-выставочной отрасли необходим официальный статус, который будет включать в себя ОКВЭДЫ всех участников рынка.
Согласно официальным данным, которые привел Сергей Воронков, в 2021 году к проведению было запланировано 922 мероприятия. По факту состоялось на 200 меньше. Поэтому в 2022 году таких мероприятий должно быть в 2 раза больше, то есть, как минимум 1800. На поддержку мероприятий, по его мнению, должно быть направлено не 8 млрд рублей, как это запланировано на сегодня, а 80 млрд. Эксперт утверждает, что только тогда отрасль сможет обеспечить такие показатели (1800 мероприятий) и эффективно выполнять со своей стороны поставленные перед страной задачи.
Сергей Воронков особо отметил, что на каждом мероприятии должна быть отдельная тема – «Импортозамещение», а также отдельные зоны, по примеру как это было организовано на ПМЭФ, где представители различных секторов смогут вести переговоры и заключать соглашения. Глава РСВЯ добавил, что крайне необходимо сформировать постоянно действующие выставочные площадки и экспозиции. Важно не просто сделать такие площадки, а обеспечить присутствие властей и отраслевых министерств, поскольку сегодня всё, о чем говорится по теме импортозамещения, по его мнению, представляет собой «броуновское движение». Только объединение всех ресурсов, которые на сегодня существуют, даст возможность организовать те два миллиона встреч, которые необходимы для развития собственных производств.
В ходе своего выступления Сергей Воронков также рассказал о проекте по созданию на базе РСВЯ организации – аналога Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI).
5pEXPO – это проект всего российского выставочного сообщества, где участие каждой выставочной компании дает стимул к развитию выставочной индустрии России, расширению стратегических связей между профессионалами-выставочниками и потребителями выставочных услуг. Название форума 5pEXPO означает единство пяти главных компонентов выставочного бизнеса: Place – выставочные и конгрессные центры, Product – выставочные услуги, Рrice – стоимость участия, Promotion – продвижение выставочных проектов и Partnership – партнерство.