EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

Болевые точки ритейла и пути их решения обсудили в ЦМТ Москвы

7 июн 2022
Денис Мантуров: «В этом году впервые будет выделено в пилотном режиме пока 500 млн рублей на продвижение в СМИ российских брендов»

В Центре международной торговли Москвы продолжает свою работу VIII Международный форум бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла». Сегодня на стратегической сессии «Болевые точки ритейла: проблемы и варианты решений» лидеры рынка и представители государства обменялись мнениями о состоянии потребительского рынка России, рассказали о постепенной трансформации логистики и восстановлении цепочек поставок, о существующих мерах государственной поддержки сферы потребительского рынка и о своих острых потребностях. Например, о том, что им необходимо, чтобы обеспечить достаточное количество товара на полках в условиях разрыва цепочки поставок и ухода части поставщиков и производителей. Важными темами также стали импортозамещение продукции, оборудования и программного обеспечения, а также параллельный импорт как возможность не допустить дефицит и удовлетворить устоявшиеся потребительские предпочтения.

В сессии приняли участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, президент Х5 Group Екатерина Лобачева, заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов, управляющий директор OZON Сергей Беляков, руководитель АНО «Российская Система Качества» Максим Протасов, заместитель Председателя Правления «Сбер» Анатолий Попов, председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов, генеральный директор ГК «Детский мир» Мария Давыдова, председатель совета директоров АО «Планета увлечений» (сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо») Борис Кац, генеральный директор «Ситилинк» Михаил Славинский, президент Zenden Group Андрей Павлов, генеральный директор ТС «Бетховен» Георгий Чкареули и многие другие.

Модераторами мероприятия выступили статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов и председатель Совета директоров торговой сети «СПАР-Калининград» Олег Пономарев.

В своей приветственной речи к участникам и гостям форума Денис Мантуров отметил: «Мы каждый год собираемся в разных форматах. Хочу выразить слова поддержки и благодарности отрасли, которая во второй раз вопреки всем предсказаниям некоторых экспертов выстояла в сложный период времени весной этого года. Нам предрекали первый коллапс в марте 2020 года. Этого не случилось. Весной 2022 года тоже сказали, что уже точно все. И этого вновь не произошло. Поэтому 13 млн людей, которые задействованы в этом секторе экономики, - слова благодарности и поддержки за то, что предприятия торговли работали в самый нужный и ответственный, важный момент, обеспечивая своевременную продажу и поставку продуктов питания, промышленной продукции. Уверен, что так будет и в будущем. У нас, можно сказать, уже сложилась структура экономики, ритейла. Конечно, меняются потребительские настроения, формат, активнее становится электронная коммерция. Мы должны исходить из этих реальностей, из этих трендов и формировать структуру спроса и формировать стандарты поведения ритейла на будущий период». Подробнее в видео.

В ходе дискуссии Денис Валентинович рассказал, что в ближайшее время Минпромторг рассчитывает утвердить решение об увеличении предельной доли рынка для ритейла с 25% до 35%. Мера вызвана уходом с российского рынка иностранных игроков и является временной (до конца 2022 года), законопроект уже внесен в Госдуму РФ.

Глава Минпромторга также поделился новость, что в 2022 году правительство России впервые направит не менее 500 млн рублей на продвижение российских брендов в СМИ: «Правительство приняло решение, и в этом году впервые будет выделено в пилотном режиме пока 500 млн рублей на продвижение в СМИ, в первую очередь на телевидении, российских брендов».

Такое решение было принято в связи с наблюдающейся на рынке тенденцией, когда бренды, которые носят российские названия, продаются хуже, чем зарубежные. И наоборот – лучше продаются бренды, которые носят зарубежные названия, даже если это российский производитель. По мнению министра промышленности и торговли России, необходимо, чтобы такого не происходило.

После сессии пресс-секретарь ЦМТ Москвы Татьяна Слабынько уточнила у Дениса Валентиновича, когда заработает программа и как такую помощь можно будет получить.

«Это будет специальная программа Министерства промышленности и торговли России. Она заработает в ближайшее время, как только Правительством РФ будет принят соответствующий нормативный акт. Мы договорились, определили объем средств, который будет в пилотном режиме выделен на данное мероприятие. Я думаю, что получить помощь можно будет традиционно, как субсидии у нас реализуются. В правилах будет описано, как это будет осуществляться», - ответил Денис Мантуров. 

В секторе ритейла основными проблемами сегодняшнего дня являются вопросы импортозамещения и логистики. Заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов рассказал участникам, что основную сложность для игроков потребительского рынка представляет трансформация логистических цепочек. Однако уже в мае товарные потоки из Китая стали постепенно восстанавливаться. Это является большим плюсом, внушает оптимизм и положительно влияет, в том числе, на дальнейшее развитие электронной коммерции. В основном поставки идут автомобильным и железнодорожным транспортом. Шоковая ситуация, по его мнению, осталась позади, а сектор ритейла постепенно входит в нормальный рабочий режим.

Заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов также рассказал участникам, что сегодня «Магнит» стремиться вобрать в свою деятельность все форматы. Сложности весеннего периода не затронули персонал компании, более того, бизнес динамично расширяется. Ключевым фокусом компании, по его словам, является ценовой ассортимент, и основная задача – его сохранение. Сложность заключается в изменении логистических цепочек. По мнению эксперта, основная задача крупного ритейлера сегодня - это сохранение ассортимента товаров и цен на основную продукцию потребления на уровне января 2022 года.

Руслан Исмаилов убежден, что основой линейки товаров крупного ритейлера должна стать российская продукция, а сегодня, с уходом зарубежных поставщиков для нее как раз освободилась свободная ниша. Так «Магнит» развивает такие собственные сети: «М-Кухня», «М-Свежесть», которые за год увеличили свои объемы в 2 раза. Также на сегодня у «Магнита» уже 17 собственных агропредприятий и их число планируется увеличить. Спикер утверждает, что работа дискаунтеров будет и дальше поступательно развиваться, а проблемы логистики решены в ближайшее время.

По последним данным Росстата, с начала 2022 года импорт России из Европы сократился на 50%, импорт из Китая упал на 28%, а внутрироссийский импорт - на 5%. Генеральный директор ГК «Детский мир» Мария Давыдова отметила, что впервые на рынке детских товаров было зафиксировано 50%-е падение спроса, особенно, на игрушки и фэшн. Однако спикер видит проблему гораздо глубже. По ее словам, последние данные Росстата (в 2020 г.) свидетельствуют о том, что 1/4 российских детей проживает за чертой бедности. Эта проблема требует серьезного внимания государства и общественности. Обществу необходимы социальные госпрограммы, которые будут адресно направлены на поддержку детей.

Мария Давыдова отметила, что «Детский Мир» не испытывает проблем в импортозамещении и успешно заменяет зарубежные сети, покинувшие российский рынок. Более того, по итогам полугодия в компании зафиксирован рекордный рост выручки. Также продолжается реализация разработанных ранее программ ESG-повестки и благотворительности.

Болевой точкой ритейла стало отсутствие привычных товаров и возникновение дефицита, в связи с санкциями зарубежных партнеров. Президент Zenden Group Андрей Павлов обозначил существенный недостаток продукции российского легпрома, доля которого в общих объемах поставок упала до 1%. Также, по его словам, в секторе существует кадровая проблема. В ритейле задействовано огромное количество людей, магазины работают в режиме 24/7. Однако сегодня потребительский спрос падает, а 30% рабочего времени магазины простаивают. Спикер предлагает рассмотреть вариант сокращения рабочего времени магазинов и введения выходного дня (по аналогии с западным графиком). Следующая проблема, по мнению Андрея Павлова, состоит в том, что такая важная отрасль, как ритейл не включена в список системообразующих, а, соответственно, лишена мер господдержки.

Председатель совета директоров АО «Планета увлечений» - сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац поднял вопрос о высокой ставке эквайринга. Он утверждает, что себестоимость эквайринга заведомо меньше (не превышает 0,05%), а не 2%, что слишком не выгодно и не обосновано. Все участники дискуссии согласились с необходимостью принятия мер для решения данного вопроса.

Вице-президент НП ОПОРА, президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов напомнил участникам дискуссии о необходимости вернуться к доработке двух законов: о нестационарной торговле и о мелкодомашнем убое скота (отсутствие закона подрывает основы российского фермерского производства). Оба закона были разработаны Минпромторгом еще несколько лет назад, но до сих пор не приняты.

Генеральный директор ТС «Бетховен» Георгий Чкареули утверждает, что рынок зоосегмента работает стабильно. В пандемию сектор был отнесён к товарам первой необходимости, однако на сегодняшний день данная сфера осталась без какой-либо поддержки. По его словам, на российском рынке представлены собственные корма хорошего и среднего уровня, а вот класс премиум всегда экспортировался из только из ЕС. Чтобы продолжить импортировать, требуется особое разрешение Роспотребнадзора. Однако списки разрешенных импортеров крайне ограничены. Поэтому, от лица отрасли Георгий Чкареули обратился с просьбой к правительству России принять решение о поддержке сектора, а также соответствующие меры, поскольку в противном случае организовать параллельный импорт будет невозможно.

Анжела Рябова, генеральный директор «Восточный союз» считает, что настоящий предпринимательский подход - это поиск решений, даже тогда, когда их не существует. Для решения вопроса с закупками и поставками товаров в такие регионы, как Сибирь и Дальний Восток крайне необходимым является объединение региональных ритейлеров. Ситуация регионов в плане закупок гораздо сложнее, чем в ЦФО. По ее мнению, основной акцент (во избежание перебоев в поставках) стоит делать на локальных производителей. Еще одной проблемой Сибирского региона и ДФО является отток молодого населения, который ежегодно достигает 5%. Поэтому для гарантий стабильной бесперебойной работы ритейлеры вынуждены «заменять» людей новыми цифровыми технологиями.

Депутат Государственной думы РФ Евгений Нифантьев рассказал участникам о ситуации на рынке лекарств, для которого март стал настоящим стресс-тестом. По его словам, в определенный момент рост нагрузки на аптеки вырос в 3 раза из-за опасений населения, что иностранные лекарства навсегда пропадут с рынка. В итоге, к 20 марта российские аптеки реализовали свой двухмесячный запас, а в апреле был зафиксирован уже некоторый спад.

Спикер подчеркнул, что 20 лет назад фармацевтическая отрасль в стране была практически разрушена. Сегодня 74% из перечня жизненно важных препаратов (в нем 809 наименований на 07.06.2022) производятся в России. Также более 60% упаковок - российские. За два десятилетия построен целый ряд заводов по производству лекарств и медпрепаратов, которые по уровню технического оснащения даже превосходят западные.

Фармотрасль, по мнению Евгения Нифантьева, уже доказала свою жизнеспособность, когда во время пандемии COVID-19 дистрибьюторы работали в режиме 24/7. Благодаря внедрённым цифровым технологиям у основного регулятора была возможность следить за наличием препаратов на складах, а также за их запасами. По его мнению, важным фактором является строгое лицензирование и патентная защита лекарственных препаратов, особенно с учётом санкционных действий Запада.

Евгений Нифантьев утверждает, что сегодня отрасль способна полностью обеспечивать потребности страны. В своем выступлении депутат Госдумы также особо подчеркнул, что ни один производитель не отказался от бесплатных поставок лекарств и медпрепаратов на Донбасс.

Президент Х5 Group Екатерина Лобачева считает, что «нестандартная ситуация требует нестандартных решений». По данным компании, в марте был зафиксирован беспрецедентный спрос на широкую продуктовую линейку, а сегодня отмечается отклонение в сторону более дешевых товаров. То есть люди стали существенно экономить на продуктах питания. Екатерина Лобачева считает, что импорт останется в любом случае. Однако компания должна всячески содействовать развитию таких брендов, как «Пятерочка», ставших любимыми для российских потребителей, а также «растить новые бренды».

Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала участникам, что сегодня ее компания работает более чем с 750 тысячами поставщиков. За последний год отмечен огромный прирост партнёров, продолжается открытие логистических центров в Москве и регионах. Спикер считает деятельность своей компании большим вкладом в развитие экономики страны.

По словам Татьяны Бакальчук, благодаря инициативе правительства России был устранен серьезный барьер в виде регистрации ИП, являвшейся ранее обязательной (сегодня разрешена форма «самозанятый»). Также в числе основных проблем ритейла, по ее мнению, остаётся бюрократизация. Бакальчук считает, что возможность отмены кассовых аппаратов для маленьких точек тоже могла бы стать большим плюсом. Также правильнее было бы сделать сертификацию продаваемой продукции уведомительной, то есть предоставлять необходимые документы по требованию.

Материал дополняется...


Читайте также