+7 (495) 258-12-12
+7 (495) 258-16-45
г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд №11
+7 495 258 1414
г. Москва, ул. Левобережная, 12
EN
Логин
Пароль
Логин
Пароль
EN

ЦМТ Москвы о трендах ивент индустрии на Форуме EFEA

20 янв 2022
В эти дни на полях конгресного центра «Петроконгресс» в Санкт-Петербурге проходит XI Евразийский Ивент форум

XI Евразийский Ивент форум организован Выставочным научно-исследовательским центром R&C под патронатом ТПП РФ при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. В работе Форума принимают участие представители Конгресс-центра Центра международной торговли Москвы.

Для организаторов мероприятий и компаний, занятых в конгрессно-выставочной деятельности, 2021 год стал источником нового опыта. В условиях неопределенности каждое проводимое мероприятие становилось вызовом, связанным с рисками и открывающим новые возможности.

Главной темой сегодняшнего Форума стал слоган «С чистого листа. Новое начало». Но, начиная с чистого листа, главным фактором остаётся эффективное применение накопленного опыта. В сложных для индустрии условиях неопределенности ключевой задачей Форума является выявление трендов, которые будут определять развитие как событийной индустрии в целом, так и отдельных мероприятий на новом этапе.

В 2021 году форум проходил в гибридном формате. В деловой программе приняли участие 418 участников из 9 зарубежных стран и 23 регионов России. В этом году мероприятие проходит в офлайн формате. В работе участвуют представители и члены Национального конгрессного бюро, Российского союза выставок и ярмарок, ТПП РФ и региональных Палат, а также организаторы мероприятий, конгрессные площадки, организации регионального маркетинга и сервисные компании в ивент индустрии.

Сегодня на полях Форума состоялось открытое заседание Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Мероприятие было включено в трек форума «Экономические драйверы» с главной темой «Мышление будущего: как увидеть и спрогнозировать тренды». В отраслевой дискуссии приняли участие: президент РСВЯ, генеральный директор компании «Экспофорум-Интернэшнл» Сергей Воронков, исполнительный директор СРО «Союз выставочных застройщиков» Андрей Амбарцумян, директор департамента развития ТПП РФ Илья Зубков, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, председатель Комитета по текстильной и легкой промышленности ТПП РФ Андрей Разбродин,  генеральный директор ВНИЦ R&C, председатель организационного комитета Евразийского Ивент Форума и Форума Event-LIVE Дарья Островская, старший менеджер по работе с ключевыми клиентами ЦМТ Москвы Игорь Колесников и другие члены комитета. Модератором сессии выступил заместитель председателя Комитета, первый заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Сергей Селиванов.

Пройдя тяжелый для отрасли период, на первый план работы компаний выходят вопросы прогнозирования, планирования, отслеживания трендов. Дискуссия заседания была построена вокруг выступлений членов Комитета ТПП РФ и приглашенных спикеров, которые поделились опытом проведения мероприятий в постковидный период и своими ожиданиями от предстоящего сезона. Основными вопросами для обсуждения стали особенности постковидных мероприятий и подходы к ним организаций, новые форматы и технологии, будущее конгрессно-выставочных мероприятий, источники информации в конгрессно-выставочной деятельности, оценка возможных рисков, формирование маркетинговых стратегий компаний в новых условиях.

В своем выступлении Сергей Селиванов подчеркнул, что участники российского конгрессно-выставочного рынка, как и всё мировое сообщество, уверены, что меры по борьбе с заболеванием принесут результаты, и деятельность отрасли в ближайшем будущем восстановится в полном объеме. По итогам 2021 года зафиксировано сокращение выставочных площадей на 15,4% по сравнению с 2019 годом. Количество экспонентов сократилось на 40,6%, посетителей стало меньше на 44,1%.

Сергей Селиванов обратился к аналитике Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и рассказал об основных трендах 2022 года, которые ассоциация выделяет в числе наиболее значимых. Среди них - необходимость удержания клиентов в создавшихся условиях. Данные многочисленных опросов показывают, что формат очных мероприятий остается приоритетным и основным для участников. Следующий тренд – управление данными и цифровая трансформация. Лидерами индустрии, по его мнению, станут те команды, которые найдут решения для построения эффективной системы, включающей построение технологичных элементов вокруг своих мероприятий.

Подход к управлению персоналом также должен измениться. За последние 2 года, по очевидным причинам отрасль покинуло большое количество специалистов. Поэтому главной задачей индустрии является привлечение новых кадров, в том числе за счет позиционирования уникальности отрасли для людей, ищущих смысл в самореализации, вовлеченных в процесс формирования будущего. Важный тренд – сокращение выбросов углерода и переход к «зеленой» экономике. Организаторы мероприятий должны продумать перечень мероприятий по данной повестке, которые станут в дальнейшем регулярными.

Управляющий директор UFI Кай Хаттендорф утверждает, что основные усилия участников рынка в 2022 году будут направлены на поиск новых решений в переломные моменты: «Это изменит отрасль раз и навсегда, как однажды Uber изменил весь сервис такси». На рисунке ниже можно увидеть мнения лидеров отрасли, которые Сергей Селиванов также привел в своем выступлении.


Илья Зубков рассказал участникам, что конгрессно-выставочные услуги занимают 2-е место среди всех услуг ТПП РФ: «Только в 2021 году было проведено порядка 4 500 мероприятий для бизнеса. Среди них и форумы, и конференции, и круглые столы, 730 выставочных мероприятий, приемы иностранных делегаций, более 160 зарубежных торгово-экономических миссий и более 80 региональных».

Эксперт рассказал о планах Торгово-промышленной палаты по созданию единой онлайн площадки для проведения отраслевых мероприятий с участием российских регионов. По его мнению, несмотря на восстановление отрасли в 2021 году, участники рынка по-прежнему находятся в сложной финансовой ситуации, поэтому в ближайшее время работа профильного Комитета ТПП РФ будет сконцентрирована на реализации поручения президента России Владимира Путина по подготовке предложений о мерах дополнительной поддержки конгрессно-выставочной отрасли. Именно система Торгово-промышленных палат, по его словам, обладая необходимыми компетенциями и накопленным опытом, способна помочь индустрии мероприятий встать на путь скорейшего восстановления.

По вопросу подготовки предложений в связи с поручением президента РФ
выступил Сергей Воронков. Дарья Островская, в свою очередь, представила итоги рейтинга событийного потенциала регионов 2021 года, особенно выделив успехи Нижегородской области. Регион за год поднялся в рейтинге на 7 пунктов и сейчас занимает 4 место. Алексей Вальков, директор Петербургского международного экономического форума рассказал о тех инновациях и новых подходах к организации событий, которые Фонд Росконгресс вводит на своих мероприятиях. 

В своем докладе Игорь Колесников, старший менеджер по работе с ключевыми клиентами ЦМТ Москвы отметил, что восстановление MICE отрасли идет медленно. Согласно прогнозов экспертов AIPC и ICCA, структурные изменения в отрасли будут происходить еще в течение 2-3 лет, а восстановление темпов роста конгрессно-выставочной индустрии до уровня докризисного показателей ожидается не ранее 2025 года. Видение профессиональных ассоциаций, по словам Колесникова, подтверждается тем, как развиваются события на этой площадке: «Рынок развивается волнами – некоторые месяцы по показателям даже лучше уровня успешного 2019 года, а некоторые характеризуются массовыми отменами и провалом по показателям».

Основываясь на практическом опыте КЦ ЦМТ Москвы, Игорь Колесников рассказал об основных трендах на ближайший год. Первый тренд: прогнозируется, что уровень деловой активности в течение года будет нестабильным и волнообразным. Рынок приспосабливается к постоянно меняющейся ситуации.  Как только в СМИ появляются публикации о росте заболеваемости из-за распространения нового штамма коронавируса и риском введения дополнительных ограничительных мер в Москве, рынок моментально отвечает отменами мероприятий (даже если никаких новых ограничений не вводится).


Первыми на такие новости реагируют транснациональные компании. Например, подтвержденная на 21 января конференция крупной европейской FMCG компании на 300 гостей, по которой был подписан договор и произведена оплата, отменилась организаторами ровно за неделю до ее начала в связи с переносом на неопределенный срок. Причиной послужило распоряжение, поступившее из головного офиса в Германии, о переносе всех мероприятий в связи с угрозой распространения нового штамма короновируса.

Данный клиент, как многие другие, обратился с просьбой не выставлять штрафные санкции в связи с поздней отменой, предлагая перенести мероприятие, но не на конкретные даты, а на неопределенное время. Таким образом риски потери дохода возрастают в разы.

Другие организаторы мероприятий, которые были ранее запланированы на 1 квартал 2022 года, запрашивают сроки для переноса на 2 квартал или на осень. Колесников объяснил, что такие ситуации, по опыту 2020 - 2021 гг., могут происходить по раз в течение года. При этом необходимо учитывать, что уже сейчас в графике работы есть месяцы с полной продажей всех дат. Поэтому в случае внезапных отмен крупных проектов возможности для восполнения дохода в дальнейшем бывает крайне сложно найти. Чаще всего в краткие сроки удается привлечь только небольшие мероприятия.

Следующий тренд, который обозначил Игорь Колесников, это отсутствие единого подхода и четкого понимания заказчиков об ограничительных требованиях для разных форматов мероприятий. Какие-то мероприятия относятся к просветительским или театральным, какие-то к деловым. К каждому формату применяются различные требования Роспотребнадзора. Например, крупные банкетные мероприятия, традиционно проходившие в конце декабря в Конгресс-центре ЦМТ были полностью отменены. Это коснулось и январских новогодних проектов. При этом различные премии с банкетной составляющей – в принципе такие же банкеты -  продолжают проводиться. Соответственно, заказчики мероприятий обращаются за разъяснениями на площадку, и сотрудникам КЦ приходится заниматься разъяснительной работой, а также снятием тревожных настроений со стороны организаторов мероприятий. Такая ситуация влечет за собой резкое увеличение временных затрат на обработку и реализацию отдельно взятого проекта, а также необходимость дополнительного обучения менеджеров.

Следующий тренд – это продолжающееся действие ограничений по количеству участников массовых мероприятий, по заполняемости залов, требования по наличию QR-кодов для посетителей, а также необходимость оснащения площадки средствами защиты и дезинфекции. Меньшая вместимость – это меньшие бюджеты. При этом расходы на содержание площадки растут, соответственно, площадки вынуждены повышать цены. Происходит перераспределение клиентов на рынке. С учетом ограничений и частичной заполняемости залов, заказчики вынуждены искать более вместительные залы, чем требовалось ранее.

По-прежнему актуальными остаются гибридные форматы мероприятий, утверждает Игорь Колесников: «Для нас как для площадки это означает сокращение доходов за аренду залов, так как их нужно меньше по количеству, а также за питание, поскольку гостей становится меньше или их нет вообще. При этом клиенты увеличивают долю бюджета на техническую составляющую». Эксперт отметил. Что в 2021 году активизировался клиентский сегмент, не выделявшийся ранее большой активностью – это различные тренинги (личностного роста, сетевой маркетинг, астрологи, философы, йога и пр.). Преимущественно эти заказчики проводят мероприятия в малых залах, но отдельные мероприятия могут проходить и в формате 500 человек и более. 

В заключении Игорь Колесников обозначил ключевые выводы: доходы конгрессно-выставочных площадок упали, расходы возросли, спрос постепенно восстанавливается, но значительно отстает от показателей 2019 года. При этом происходит рост цен. В связи с этим возможные меры поддержки конгрессно-выставочной отрасли со стороны государства, начиная от деятельности координационного совета и возможностей совместного продвижения, и заканчивая налоговыми льготами для площадок, остаются по-прежнему актуальными.

Генеральный директор ВК «Экспо-Волга» Андрей Левитан рассказал о преодолении рисков локдауна в конгрессно-выставочной отрасли в Самарской области. Ольга Середа, генеральный директор Фонда развития инновационного предпринимательств рассказала о деятельности фонда и о возможных перспективах сотрудничества представителей конгрессно-выставочного рынка с организацией. Прозвучали предложения по расширению взаимодействия Центра коммерциализации инноваций с компаниями отрасли в части продвижения инновационных разработок российских компаний в рамках конгрессно-выставочных мероприятий и проведения отдельного мероприятия по презентации технологий для выставочной индустрии.

Полностью посмотреть видеотрансляцию можно по ссылке

Читайте также