На полях 13-го Ежегодного Инвестиционного Форум ВТБ Капитал, открывшегося сегодня в ЦМТ Москвы, состоялась первая сессия «Новая экономическая политика: климатическая и технологическая трансформация», посвященная вопросам макроэкономического развития страны, в которой приняли участие министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ Максим Решетников, помощник президента России Максим Орешкин, основатель и генеральный директор интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук, основатель компаний РУСАЛ, «Группа ГАЗ» и фонда «Вольное Дело», председатель наблюдательного совета Института экономики роста им. П.А. Столыпина Олег Дерипаска. Модератором дискуссии выступил первый заместитель президента – председателя правления Банка ВТБ Юрий Соловьев.
Открывая дискуссию, Юрий Соловьёв подчеркнул, что пандемия поставила вопрос об уязвимости человечества и поменяла его приоритеты. Мир живет и работает в новой реальности, и эта реальность находится под влиянием многих глобальных факторов. Это, в первую очередь, резкое ускорение технологической трансформации, переход торговли в онлайн, появление новых цифровых валют, переход к работе и образованию в онлайн формате, сбои в производственных цепочках, которые были направлены на максимальную эффективность, а не на надежность, последствия резкого смягчения фискально-монетарной политики ведущими экономиками мира.
Факторы устойчивого развития выходят на первый план в политической и экономической повестке сегодняшнего дня. Юрий Соловьев поставил перед участниками дискуссии вопросы: как бизнес и российский фондовый рынок справляются с актуальными проблемами? Какие макроэкономические стратегии должны сегодня применятся и применяются? К каким новым вызовам, которые связанным, в первую очередь, с климатической и технологической трансформацией глобальной экономики должна приготовиться Россия?
Глобальная инфляция постепенно выходит из-под контроля. И в США, и в Европе показатели инфляции за последние 30 лет демонстрируют пиковые значения. Вступая на форуме Большой двадцатки, президент России Владимир Путин связал глобальное увеличение цен, прежде всего, с ультралиберальной фискальной политикой развитых государств. Встает вопрос, какие уроки из происходящего может извлечь для себя Россия?
По мнению Максима Орешкина, все, что наблюдается в течение последних нескольких лет уже происходило ранее, но, безусловно имеет и свои отличия: «Мы еще сильнее почувствовали, что мы живем в глобальном мире, со всех точек зрения, в том числе, со стороны макроэкономической политики». Так общий показатель бюджетного дефицита стран Большой двадцатки в 2017 – 2019 гг. составлял порядка 2,5 трлн долларов. В 2020 году этот показал достиг 7,4 трлн долл., в 2021 году ожидается 6,4 трлн долл. Эти дополнительные 9,4 трлн долл. спроса, по словам Орешкина, распространились по всем мировым экономикам и вызвали волну инфляционного спроса.
Роль бюджетной политики стала гораздо важнее в последние два года. Постоянно идут дискуссии о том, должны ли Центробанки увеличивать или уменьшать покупки активов, изменять ставки, какой должна быть бюджетная политика. По словам спикера, Россия как глобальная экономика вышла из кризиса гораздо быстрее, чем в 2008-2009 гг., что является одним из проявлений эффективной бюджетной политики.
Максим Орешкин утверждает, что сегодня вся глобальная экономическая политика зависит от коронавируса. Так, новый штамм, в очередной раз, оказал сильное влияние на мировые рынки, и «может запустить всю историю с коронавирусом по новой». От того, какие выводы в ближайшие недели сделают ученые о степени опасности нового штамма зависит дальнейшее развитие глобальной ситуации: «Важно не гадать, какой сценарий реализуется, важно быть готовым к любому сценарию».
В своем выступлении Эльвира Набиуллина рассказала, что в последние годы создавалось ложное ощущение, что низкая инфляция в развитых странах стала данностью, и сколько бы не смягчалась кредитно-денежная политика, высокой инфляции уже не будет. Встает вопрос: почему образовалась связь между низкой инфляцией и мягкой денежно-кредитной политикой? По мнению Набиуллиной, существуют три причины возникновения данного явления. Первой из них является доверие. То есть, и люди, и бизнес понимают, что какие бы явления не происходили - это лишь временный фактор, и в итоге инфляция снизится. Однако, в данном случае, существует риск недооценки инфляции.
Вторая причина такой взаимосвязи заключается в том, что мягкая политика и денежные стимулы перешли в рост цен, но не потребительских цен, а финансовых активов. Третья причина состоит в том, что мягкую кредитно-денежную политику и мягкие денежно-кредитные условия часто путают. Хотя политика развитых стран и была мягкой, но денежно-кредитные условия не являлись таковыми. В последние годы происходило ужесточение денежно-кредитного регулирования по отношению ко всем банкам и финансовым институтам, что, в свою очередь, вызвало снижение лэвереджа в экономиках и сильный рост денежной массы М2 после 2010 года (то есть, не вылилось в смягчение денежно-кредитных условий). 2020 год стал отличным от предыдущих из-за больших бюджетных стимулов, дававших мгновенный эффект, и, соответственно, всплеск инфляции.
При формировании денежно-кредитной политики важнейшим вопросом является уровень импортируемости инфляции. Считается, что возросшие издержки и импортные цены должны один в один переноситься на цены (на внутреннем рынке). Степень интенсивности такого переноса, с одной стороны, зависит от интенсивности конечного спроса, на который влияет кредитно-денежная политика, а также от уровня конкуренции. В России, по словам Набиуллиной, есть свои отличия: это рост спроса по широкой линейке товаров, не только зависящих от импорта и тот факт, что спрос восстановился быстрее, чем предложение.
Центробанк России в текущем году повысил ключевую ставку уже шесть раз в попытке сдержать рост цен. Весной регулятор увеличил ставку на 0,75 процентного пункта, летом — на 1,5 п. п., осенью — еще на 1 п. п., подняв ее до 7,5% годовых. На этом фоне годовая инфляция по состоянию на 22 ноября замедлилась до 8,05%. ЦБ РФ намерен опустить ставку до нейтрального уровня в 5-6% не раньше 2023 г. Банк России рассчитывает вернуть годовую инфляцию в России к 4%.
По словам Эльвиры Набиуллиной, достичь такого показателя (4%) получится к концу 2022 года. По данным Росстата, инфляция в России в октябре ускорилась в годовом выражении до 8,13% с 7,4% месяцем ранее. При этом на 22 ноября она замедлилась до 8,05%. По прогнозу ЦБ РФ, по итогам 2021 г. годовая инфляция ожидается в интервале 7,4-7,9%, с учетом проводимой денежно-кредитной политики она снизится до 4-4,5% в 2022 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.
Жесткая денежно-кредитная политика Центробанка не сдерживает экономический рост России, выдача потребительских и корпоративных кредитов растет, заявила Эльвира Набиуллина: «Мы видим, что наша политика сейчас не сдерживает темпы экономического роста, потому что кредиты растут высокими темпами - не только потребительские кредиты, которые мы «охлаждаем», но и корпоративные». Она отметила, что с помощью такой денежно-кредитной политики в совокупности с экономической политикой властям удается добиться экономического роста без всплеска роста цен. Россияне, по ее словам, стали очень чувствительными к росту цен, их реакцию на инфляцию глава регулятора назвала «болезненной».
Бюджет РФ должен быть сбалансирован, пи этом бюджетная политика должна быть умеренно мягкой, в отличие от денежно-кредитной политики. Это обеспечит более устойчивое положение российской экономики, заявил Антон Силуанов: «Формула устойчивости нашей экономики должна заключаться в том, что бюджет должен быть сбалансирован, даже умеренно жестким, но денежно-кредитная политика должна быть более мягкой, адекватной, это наиболее оптимальный для нас вариант».
По словам главы Минфина, Россия не может постоянно находиться в антикризисном состоянии. Государство не должно субсидировать все секторы: «Умеренная жесткость бюджета, сбалансированность бюджета и низкие ставки - вот то, что нужно, чтобы развивать экономику, чтобы стимулировать бизнес - не путем раздачи денег из бюджета, а путем раздачи дешевых кредитов. Это основная задача».
Антон Силуанов выразил опасение, что слишком длительная поддержка экономики из бюджета может привести к резкому росту инфляции, что негативно скажется на бизнесе и гражданах. По его словам, бюджет является «якорем устойчивости экономики». Устойчивость бюджета и прогнозируемость бюджетной политики обеспечат доверие со стороны инвесторов, отметил министр финансов. По его мнению, сегодня задача российских властей заключается в том, чтобы снизить инфляцию до таргета в 4%, и «затем уже можно будет думать о снижении самого таргета».
Максим Решетников назвал инвестиционный процесс одним из основных источников экономического роста и напомнил, что в текущих условиях государство взяло на себя более активную функцию инвестора. За последний год запущено много новых инструментов, в том числе развивается реструктуризация региональных долгов перед федеральным бюджетом в обмен на инвестиции.
Введен в работу новый механизм - инфраструктурные бюджетные кредиты. На сегодняшний день отобраны проекты на полтриллиона рублей. Их особенность состоит в том, что к ним предъявляются требования об экономической эффективности. «Поскольку это именно кредиты, которые должны потом вернуться в федеральный и региональный бюджеты. Мы сделали методики, оценки экономической эффективности. И везде на конце этих проектов – будь то развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, либо особых экономических зон – должны быть налоги, новые рабочие места. Механизм оказался очень востребованным, регионы просят продолжить его реализацию», - рассказал глава Минэкономразвития.
Максим Решетников заявил, что под лозунгом развития экономики некоторые ведомства обращаются с просьбой финансирования из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на убыточные проекты: «Приходится включать «жесткое сито», чтобы не подорвать доверие к институту ФНБ. Здесь много вопросов. Понятно, что при подходе к ФНБ это дилемма - копить на худшие времена или попытаться все-таки, этих худших времен не допустить». По его словам, государство продолжит играть важную роль как инвестор и планирует до 2024 года осуществить инвестирование средств ФНБ в размере 2,5 трлн рублей. При этом многое зависит от степени готовности и объема самих проектов.
Очень важны структурные меры на рынке труда, подчеркнул министр: «У нас существует гигантский потенциал для повышения производительности труда, в том числе в бюджетном секторе. Это говорит о том, что надо переобучать людей, готовить кадры, постепенно развивать второе образование. Мы плотно занимаемся Северным Кавказом, у нас численность трудоспособного населения к 2030 году плюс 560 тысяч человек. А если снизить безработицу в регионе до среднероссийских уровней, то там потенциально больше миллиона людей, которых мы можем вовлечь в экономическую активность», - сказал он.
В развитии российского экспорта необходимо сделать акцент на развитие нового канала – маркетплейсов, считает Максим Решетников. Он напомнил, что в рамках национального проекта по развитию экспорта действуют разнообразные механизмы, которые предполагают продвижение продукции не только крупных компаний, но также МСП: «У нас есть механизм торгпредств, межправкомиссий, и там, где мы концентрируемся на этом, идет кратный рост товарооборота со странами, причем это не только топливно-энергетические ресурсы, металлы и пшеница, а гораздо более широкий перечень продукции».
«Говоря сухим языком, важна и нейтральная денежно-кредитная политика, и нейтральная, а не жесткая бюджетная политика. Все деньги, которые из экономики пришли в бюджет, должны вернуться в нее в виде реальных расходов, а не копиться на счетах. В конечном итоге все зависит от тысяч практических решений, которые надо постоянно принимать, чем правительство и занимается. В этом и есть наша программа экономического развития», - заключил министр.
В ходе дискуссии Татьяна Бакальчук отметила, что по статистике компании, высокая инфляция отразилась на потребительском спросе: «Мы видим, что у нас очень сильно растет потребление шуб, холодильников, стиральных машин, ювелирных изделий». Таким образом клиенты пытаются сохранить накопления. При этом, по ее словам, сумма заказов и средняя стоимость покупаемых товаров ежедневного потребления снижается. То есть потребители стремятся приобретать более дешевые вещи и ищут замену дорогим товарам. Глава Wildberriеs рассказала о том, что россияне экономят на повседневных товарах, но покупают предметы роскоши, дорогостоющую технику и украшения.
Полностью посмотреть трансляцию сессии «Новая экономическая политика: климатическая и технологическая трансформация» можно по ссылке russiacalling.ru