По словам помощника президента Российской Федерации Максима Орешкина, выступившего с приветственным словом к участникам, согласно различным оценкам, к 2030 году в областях, связанных с ИИ, будет сформировано более 95 млн рабочих мест, включая 3 млн в России: «Россия с гордостью входит в число глобальных лидеров по объемам разработок искусственного интеллекта».
На сегодняшний день в нашей стране существуют все необходимые и достаточные условия для развития сектора. Сформированы стратегические государственные программы, над решением сложных задач работают ученые, разработчики, вузы, исследовательские лаборатории, быстро растет число успешных технологических компаний. В 2020 году «Искусственный интеллект» был включен в число национальных проектор Российской Федерации.
В панельная дискуссии «Стратегическая роль и экономический потенциал технологических компаний в решении задач ESG и устойчивого развития», состоявшейся на полях мероприятия, приняли участие сооснователь и технический директор приложения Siri, директор отдела разработок Apple, Impact Advisor, Humanistic.AI Том Грубер, старший вице-президент SAS, отвечающий за Азиатско-Тихоокеанский регион, Японию, Австралию, Россию, Ближний Восток и Африку, Шукри Дабаги, директор по продуктам и сооснователь Greyparrot Амбариш Митра, а также основатель и генеральный директор Bidzaar.com Андрей Черногоров.
Модератором выступил первый заместитель председателя правления СберБанка Александр Ведяхин. Открывая панель, Ведяхин рассказал участникам сессии о данных шведского исследования, согласно которому внедрение элементов ИИ может повлиять на улучшение состояния окружающей среды на 90%, социальной сферы на 80%, экономической области на 70%. Основной вопрос модератора к участникам дискуссии заключался в том, как именно искусственный интеллект будет помогать решать задачи ESG и устойчивого развития.
Томас Роберт Грубер, американский ученый и разработчик, специализирующийся на системах обмена знаниями и коллективного разума, известен во всем мире благодаря фундаментальной работе в области инженерии онтологий и своему определению онтологии в контексте искусственного интеллекта. По его мнению, постепенно ИИ трансформирует мир, сегодня это становится очевидно всем: «Вопрос только состоит в том, сможем ли мы принять правильные решения?»
В первую очередь, по его мнению, в процессе разработок каждого нового продукта должен присутствовать моральный императив. Сегодня ИИ обучается на основании данных, предоставленных человеком, что, соответственно, повлечет некоторые сложности. По словам Грубера, не стоит забывать, что в целом ИИ – это инструмент зарабатывания денег, он имеет коммерческую направленность и требует немалых инвестиций. Коммерциализация продуктов ИИ в дальнейшем может привести к усилению неравенства как населения, так и стран мира. Поэтому, по мнению ученого, для реализации целей устойчивого развития глобальному сообществу предстоит решить этические проблемы и уже существующие проблемы неравенства распределения в мире: «Для ИИ абсолютно необходимо управление. Он может эффективно использоваться в так называемой «Экономике внимания» (в соцсетях), что может сделать мир и хуже». По аналогии можно привести пример роста потребления и, соответственно, добычи ресурсов, ведущее к увеличению выбросов СО2.
В любом случае, ИИ направлен на усиление экономического глобального роста. Томас Грубер считает, что можно избежать множества рисков со стороны этической составляющей процесса, если изначально ставить задачу (в первую очередь для системных инженеров) по построению четкой вертикали, схожей с управлением бизнесом: регуляторная основа государства – управление компанией и так далее: «Компании не могут существовать без обмена ценностями с клиентами. То же самое с управлением. Сам человек может обмениваться своими данными с системой, для того, чтобы получать в ответ адаптированные для себя инструменты».
С точки зрения практического применения, все процессоры, имеющие датчики, могут воспроизводить человеческие импульсы (движения, зрение и пр.), но во много раз быстрее. Например, компьютерное зрение может сообщать слабовидящим людям, находится ли кто-то в помещении, ИИ может напоминать пожилым людям о необходимости приёма назначенных лекарств и многое другое. Возможна выработка принципов управления в компании для улучшения, например, эмоционального (психического) состояния сотрудников.
Шукри Дабаги, в свою очередь, рассказал, что основной задачей SAS и регионального офиса UNFPA (фонда ООН в области народонаселения) в Восточной Европе и Азии, вице-президентом которой он является, стало объединение усилий для противодействия гендерному насилию – одному из самых распространенных нарушений прав человека в мире. Также SAS занимается разработкой и тиражированием продукта DАTA for Good, который отслеживает прогресс, достигнутый агентами изменений во всем мире в реализации общих задач и целей, а в конечном итоге - Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) и реализации программы ESG.
Шукри Дабаги считает, что «ESG должна быть частью ДНК каждой организации». Принятие данной стратегии означает разработку целого ряда инициатив. Так, например, компания реализует целый ряд цифровых проектов в области здравоохранения, в организации помощи при наступлении природных катастроф в различных странах, поддерживает различные активности параолимпийцев. Ежегодно SAS инвестирует порядка миллиарда долларов в программы разработки ИИ.
По мнению Дабаги, ESG сегодня становится важным фактором привлечения инвесторов. На рынке появляется определенная премия за реализацию релевантных программ. По его словам, объем рынка ESG растет ориентировочно на 50% в год. Продукты, основанные на ИИ, в данном случае позволяют определить уровень (score) организации при работе в данном направлении.
Однако эксперт подчеркнул, что на сектор ИТ вычислений приходится порядка 10% глобального энергопотребления: «Поэтому, необходимо понимать, где мы храним данные, и как мы их собираем. Только правильное понимание процессов позволит всем нам работать более экономично». Одним из вариантов решения проблемы роста энергопотребления являются облачные технологии.
Облачные расчеты строятся на платформах на основе распределенных вычислений. То есть для произведения расчётов (особенно больших данных) не обязательно использовать свою локальную сеть. С появлением открытых источников процесс получения доступа к данным на основе ИИ упрощается. Таким образом, оптимизация моделей вычисления позволит, в том числе, снизить «углеродный след» в глобальном формате.
Амбариш Митра - инвестор в области искусственного интеллекта, дополненной реальности, пищевых технологий и геномики также является основателем Blippar - ведущей технологической компании в области дополненной реальности, ИИ, компьютерного зрения и соучредителем Greyparrot - стартапа в области искусственного интеллекта и глубокого обучения, специализирующегося на управлении отходами и их переработке с использованием компьютерного зрения для сортировки мусора в больших масштабах.
Глобальная проблема сбора мусора состоит в том, что по факту перерабатывается менее 1% мусора из всего объема, который можно было бы переработать. Для решения данной ситуации был создан специальный продукт на основе ИИ – система, которая будет не только анализировать те продукты, которые поступают на объекты сбора. В реальности перерабатывающие компании не имеют точной статистики отходов, в большинстве случаев сортировка производится повторно, зачастую вручную.
«Наша задача создать аналитическую платформу и тиражировать ее во все страны. Мы верим, что благодаря ей мы сможем построить более устойчивый мир», - отмеил Амбариш Митра. По его словам, важной составляющей подобных проектов является поддержка со стороны правительства.
Амбариш Митра также является признанным экспертом в области менеджмента и предпринимательства. По его мнению, в числе проблем развития сектора ИИ можно назвать сложные коммуникации крупных компаний и стартапов: «В данном секторе существует много и хороших, и плохих примеров сотрудничества. Крупные компании располагают неограниченными ресурсами и рядом стратегических преимуществ, такими, как целеполагание, акцент на капитал, качественный менеджмент и прочее. Однако к числу их минусов можно отнести отсутствие гибкости, что как раз отличает стартапы.
Андрей Черногоров, внедривший на платформе Bidzaar первую в России систему массовой ESG-сертификации поставщиков, а также сервис автоматизированных закупок, рассказал, что всего в мире насчитывается порядка 400 млн предприятий. При этом из 500 крупнейших мировых компаний 95% реализуют программы в секторе ESG. Предметом деятельности его компании является работа по обработке данных ESG с помощью ИИ. По объему и уровню обрабатываемых данных компания практически не имеет равных. Эксперт утверждает, что «в России открытость данных «зашкаливает». Поэтому было бы неправильно их не использовать».
Большие компании пока предпочитают не афишировать свою коммерческую информацию, что затрудняет обмен данными с контрагентами. Черногоров уверен, что «если вы выставляете в мир больше данных, у вас появляется возможность получать новые идеи от внешних стартапов», и выгода от обмена данными существенно превышает риски от раскрытия своей коммерческой информации. «Хочешь работать с крупным бизнесом – должен быть ориентирован настолько же на цели устойчивого развития», - подчеркнул эксперт.
В завершение дискуссии спикеры высказали свои предположения о том, какие задачи решит ИИ к 2030 году. В ближайшие 10 лет, по мнению Андрея Черногорова, ИИ обеспечит автоматизированный скоринг предприятий по ESG как единой живой системы. Шукри Дабаги полагает, что ИИ научится автоматически определять наши проблемы в области взаимодействия с внешним миром, принимать управленческие решения и понимать правильность стратегических векторов в бизнесе.
Том Грубер считает, что люди научатся обрабатывать огромное количество данных, сокращать углеродный след, управлять последствиями изменения климата: «Скорее всего, объемы данных будут еще больше. К 2030 году ИИ будет доступен не только для интеллекта ученых, но для общественного интеллекта. Знание большого объёма данных поможет нам решить целый ряд глобальных проблем, позволит увидеть более широкую картину».
Как основной вывод в конце мероприятия модератор процитировал слова Стива Джобса: «Мы находимся в этом мире для того, чтобы сделать этот мир лучше. Иначе зачем мы здесь?»