Заместитель генерального директора по финансам и коммерции Центра международной торговли Москвы Вадим Субботин и другие профессионалы конгрессно-выставочной индустрии обсудили состояние и перспективы развития отрасли на пленарном заседании в рамках 5pEXPO-2021.
С 18 по 20 октября 2021 в ЦВК «Экспоцентр» проходит ХI Международный форум выставочной индустрии «5pEXPO-2021», организаторами которого выступают Торгово-промышленная палата Российской Федерации и АО «Экспоцентр» при поддержке Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) и в партнерстве с Центром международной торговли Москвы.
В официальной церемонии открытия форума приняли участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, генеральный директор АО «Экспоцентр» Алексей Вялкин, президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков и заместитель генерального директора по финансам и коммерции Центра международной торговли Москвы Вадим Субботин.
В ходе своего выступления Максим Фатеев поблагодарил всех участников, собравшихся на площадке мероприятия: «Спасибо всем за то, что в это непростое время нам удалось встретиться в «Экспоцентре». Мы не собирались 3 года. Сегодня выставочно-ярмарочная деятельность подтвердила, что мы живы, и мы хотим работать во благо предприятий и экономик наших стран».
Сергей Воронков отметил, что 2020-й год попробовал внести коррективы в работу выставочно-ярмарочной отрасли: «Мы попали в одну из наиболее пострадавших отраслей экономики России. Больше полугода мы стояли под запретом по проведению мероприятий. Но это не сломило нашу отрасль. Мы смогли за это время утвердить новые стандарты проведения конгрессно-выставочных мероприятий. Впервые в истории у нас появился список системообразующих предприятий отрасли. Также впервые в истории мы классифицировали отрасль по кодам ОКВЭД и смогли сделать реестры компаний для их поддержки. Мы с вами устояли, мы были на пике борьбы с пандемией. В самый сложный период практически во всех крупных конгрессно-выставочных центрах страны были развернуты обсерваторы для борьбы с пандемией. Проведя офлайн самый крупный международный конгресс - ПМЭФ - Россия доказала, что является не просто открытой, но также безопасной страной для осуществления контактов во время проведения конгрессов и выставок».
В своей приветственной речи Вадим Субботин подчеркнул, что, несмотря на все сложности, на все цифры пугающей статистики, работа отрасли постепенно нормализуется, приобретает новые формы: «Проведение этого крупного выставочно-конгрессного форума позволяет взглянуть на будущее с оптимизмом. ПАО «ЦМТ» очень рад, что мы снова вместе с нашими партнерами и коллегами из Экспоцентра и ТПП РФ можем поучаствовать в этом форуме».
Алексей Вялкин отметил, что одновременно с «5pEXPO-2021» в Экспоцентре открылась российская промышленная неделя. Обращаясь к коллегам, А.Вялкин сказал: «Друг без друга мы ничто, основное в нашей деятельности – это партнерство. Мы всегда вам рады, мы всегда вам протянем руку помощи и содействия! <…> Наша задача – вывести форум на новый уровень, разработать новый выставочный алгоритм, найти новые форматы его проведения. Главное, продемонстрировать потребителям и всем заинтересованным сторонам, что баланс офлайн- и онлайн-форматов дает экспонентам гораздо более широкие возможности для представления своей продукции и услуг».
Сразу после торжественной церемонии открытия состоялось Пленарное заседание «Единые правила работы или гибкий подход и коммуникация?», в ходе которого спикеры из числа лидеров конгрессно-выставочной отрасли России и иностранные эксперты рассказали о своем видении текущего состояния отрасли, сделали прогнозы развития на ближайшую перспективу, определили возможные подходы к организации работы и внесли необходимую определенность касательно дальнейших перспектив развития отрасли.
В заседании приняли участие директор Департамента регулирования внешней торговли и развития системы торгпредств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Владислав Бармичев, вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев, заместитель генерального директора по финансам и коммерции ЦМТ Москвы Вадим Субботин, директор по организации бизнес-миссий АО «Российский экспортный центр» Павел Шабалов, Директор Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Фонда «Росконгресс» Алексей Вальков и Генеральный директор АНО «Заявочный комитет «Москва ЭКСПО-2030» Алексей Калачев. Модератором мероприятия выступил президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.
Отвечая на вопрос модератора о том, что сегодня происходит в субьектах Российской Федерации, какие перспективы видит ТПП РФ, Максим Фатеев отметил: «Участие территориальных торгово-промышленных палат на площадке Форума наглядно доказывает, что отрасль жива, региональный ее аспект продолжает действовать. Было сложно и сейчас сложно. Но мы продолжаем работу по данному направлению. Сегодня здесь собрались профессиональные участники рынка, наши зарубежные партнеры. Российская отрасль открыта. Сейчас для нас кажется необходимым вернуться к проекту закона «О выставочно-ярмарочной деятельности». Важно поставить такие вопросы, как место выставочной индустрии в экономике страны, взаимодействие с бюджетами различных уровней, придание законодательного статуса выставкам и многое другое. Прошу своих региональных коллег быть наиболее активными на этом мероприятии, вы представляете не только себя, но и всю систему [примеч. автора тТТП] на всевозможных площадках, которые будут работать сегодня».
Владислав Бармичев рассказал о проведенных в новых реалиях при содействии Минпромторга РФ мероприятиях, о проектах, по которым сейчас ведется активная работа и планах на ближайшее будущее.
Алексей Вальков поделился опытом подготовки и проведения в новых условиях ПМЭФ 2021, с какими сложностями пришлось столкнуться и как удалось успешно все реализовать.
В ходе своего выступления заместитель генерального директора по финансам и коммерции ЦМТ Москвы Вадим Субботин рассказал участникам о том, как Центр международной торговли смог оперативно внедрить новые форматы проведения мероприятий, об опыте других ЦМТ, входящих в Ассоциацию, и подчеркнул: «Центр международной торговли – это комплексная инфраструктура, которая включает в себя в одном месте и конгрессные площади, и гостиничные услуги, и все сопутствующие услуги, необходимые для организации комплексных мероприятий. <…> Ситуация, с которой мы все столкнулись, оказала на нас большое влияние. Через Ассоциацию ЦМТ проводились различные вебинары по обмену опытом и информацией о ситуации в других странах. Общий вывод, который можно сделать, - все попали примерно в одинаковую ситуацию, независимо от того, в каком месте, в какой стране находились площадки членов АЦМТ. <…> С точки зрения экономического урона, который нанесла эта ситуация, в 2020 году доходы конгрессной отрасли в среднем упали на 73,5 %. Но гораздо страшнее, что многие потеряли не только доходы, но и всю накопленную за предыдущие годы прибыль, так как необходимо было содержать инфраструктуру, нести другие необходимые затраты. В прошлом году мы рассчитывали на постепенное восстановление уровня доходов в 2021 году. Но из-за введения дополнительных ограничений, пришлось находить гибкие решения. <…> Мы считали, что гибридные мероприятия могут стать панацеей. В 2020 году у нас проходило большое количество таких мероприятий, так как площадка и технические возможности, которыми мы располагаем, позволяют такие мероприятия проводить. Но это достаточно дорогостоящий формат проведения мероприятий. Все же этот формат не может заменить офлайн, живое общение. <…> Основные современные тенденции: ориентир на проведение локальных мероприятий в связи с ограничениями передвижений, определенное ограниченное количество участников мероприятий, необходимость наличия соответствующих площадок для проведения мероприятий различных форматов с определенным количеством участников, дополнительные расходы на соблюдение правил безопасности и совершенствование технологий. Для организаторов небольших мероприятий сейчас также достаточно сложно найти качественного и не очень дорогостоящего подрядчика – многие не пережили 2020 год. <…> Безусловно, ЦМТ Москвы работает над максимальной гибкостью в коммуникациях. Мы достаточно часто сталкиваемся с ситуацией, когда без внимательного рассмотрения конкретного кейса и работой с конкретным заказчиком, организаторами, участниками мероприятие и невозможно реализовать. С другой стороны, мы бы приветствовали установление единых правил с едиными подходами в первую очередь с точки зрения обеспечения безопасности, контроля. Это могло бы дать большой шаг вперед и для выставочной, и для конгрессной сферы».
Алексей Калачев рассказал о ходе подготовки и деталях заявочной кампании «Москва ЭКСПО-2030, что необходимо для достижения положительного решения о проведении ЭКСПО-2030 в Москве.
В заключение Сергей Воронков подвел итоги встречи и подчеркнул, что, несмотря на все трудности и беспрецедентные вызовы, с которыми пришлось столкнуться бизнесу, конгрессно-выставочному профессиональному сообществу, проблемы лишь сплотили представителей отрасли и позволили достичь значительных результатов и прорывных решений. Однако с течением времени появляются новые вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитие и процветание. Поэтому необходимо продолжить плодотворное взаимовыгодное сотрудничество для дальнейшего совместного решения поставленных задач, необходимых для развития конгрессно-выставочной отрасли и перспективных направлений ведения бизнеса, а также расширения стратегических связей между профессионалами-выставочниками и потребителями выставочных услуг.
Видеозапись пленарного заседания
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Международный форум выставочной индустрии «5pEXPO» – старейшая и единственная в России профессиональная коммуникационная площадка, которая объединяет ведущих представителей event-индустрии: отраслевые ассоциации, российские и зарубежные выставочные комплексы и конгресс-центры, event-агентства, застройщиков и поставщиков услуг, с целью анализа последних изменений в отрасли, демонстрации новейших digital-технологий и smart-решений, современного оборудования, дизайнерских проектов и сервисных услуг для организации конгрессно-выставочного мероприятия, а также презентации лучших российских практик и международного опыта специалистов выставочно-конгрессной отрасли и event-индустрии.
Обширная деловая программа Форума включает в себя семинары, встречи, презентации участников, разнообразные тематические сессии, круглые столы, практикумы, посвященные наиболее актуальным проблемам организации и развития выставочного бизнеса.
Традиционные участники Форума — крупнейшие выставочные комплексы и конгресс-центры, выставочные и конгрессные операторы, а также компании, предоставляющие услуги в области выставочной индустрии и сервиса.
5pEXPO проводится с 2007 года. За это время Форум приобрел высокий авторитет в российском и мировом бизнес-сообществе и стал качественной площадкой выставочно-конгрессной отрасли. Свидетельством профессионального признания Форума является присвоение Знака РСВЯ (2009 г.) и Знака UFI (2012 г.). В Общероссийском рейтинге выставок 2011–2012 гг. «5pEXPO» получила статус лучшей выставки по тематике «Выставочная индустрия».
Участие в Форуме дает возможность проанализировать последние изменения в отрасли, продемонстрировать востребованные технологии и решения для организации конгрессно-выставочного мероприятия, а также презентовать лучшие российские практики и международный опыт организации и проведения мероприятий.
Название форума 5pEXPO – это единство пяти главных компонентов выставочного бизнеса:
-
PLACE – выставочные и конгрессные центры
-
PRODUCT – выставочные услуги
-
PRICE – стоимость участия
-
PROMOTION – продвижение выставочных проектов
-
PARTNERSHIP – партнерство
Выставочная экспозиция форума застроена по принципу Города с пятью главными улицами: Проспектом застройщиков, Выставочной Аллеей, Улицей организаторов, Бульваром поставщиков и Улицей партнеров, которые сходятся в центре выставки на «Перекрестке интересов».
67 компаний из России, Германии, Турции, среди которых такие всемирно известные компании, как Messe Düsseldorf GmbH, SYBA Messebau GmbH (Германия), Messe Frankfurt (Германия), Turkel Fair Org (Турция), за три дня Форума познакомят посетителей с новейшими выставочными технологиями, сервисами, оборудованием, оригинальными креативными идеями и проектами.
Крупным событием российской выставочной отрасли также станет VIII Всероссийская конференция по выставочно-ярмарочной деятельности, в которой примут участие руководители выставочных компаний, представители органов власти, бизнеса, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.