ВЭФ-2017. Открытие Форума


Сегодня во Владивостоке, на острове Русский, состоялось официальное открытие III Восточного экономического форума. В работе ВЭФ примут участие более 4 тысяч делегатов со всего мира. В пленарном заседании Форума примет участие Президент России Владимир Путин, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. В этом году в программу Форума впервые включена молодежная повестка. Оператором мероприятия выступил Фонд «Росконгресс».

Владимир Путин на ВЭФ-2017. Фото ТАСС

Открывая Форум, с приветственными словами к делегатам обратились: Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства — полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе, председатель Оргкомитета Восточного экономического Форума, Ким Дон Юна - премьер-министр, министр стратегии и финансов Республики Корея, Нгуен Ван Биня – член Политбюро, секретарь Центрального комитета, заведующий отделом ЦК Коммунистической партии Вьетнама по экономическим вопросам, Сушма Сварадж - министр иностранных дел Индии, Джеральд Эдмунд Браун - губернатор штата Калифорния.

Сегодня на Форуме при участии Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, АО «Российская венчурная компания» и ООО «УК «РОСНАНО» состоялось подписание соглашения о создании Дальневосточного фонда развития и внедрения высоких технологий. Фонд создан по поручению Владимира Путина с целью развития инновационной системы на Дальнем Востоке и внедрения передовых технологий, оказания инвестиционной и финансовой поддержки перспективных российских и зарубежных проектов в области высоких технологий.

В рамках ВЭФ, в числе первых состоялась экспертная дискуссия, посвященная перспективам одной из важнейших отраслей российской экономики – угольной промышленности и развития ее экспортного потенциала дальневосточного региона и формирования транспортной инфраструктуры, необходимой для эффективной реализации проектов. В условиях восстановления цен российский бизнес начинает наращивать экспортные поставки в страны Азиатско-тихоокеанского региона. Несмотря на то что ДФО реализуется целый ряд крупных проектов в области добычи и обогащения угля, инвесторам в работу передано только 27% разведанных запасов. Однако на повестке дня стоит ряд нерешенных вопросов, и это, в первую очередь, необходимость модернизации железнодорожной сети и оптимизации тарифов на транспортировку. Среди вопросов, поставленных для обсуждения, были реализуемые проекты и свободные ниши, которые могут быть интересны инвесторам из АТР, модернизация БАМа и Транссиба и строительство связанной портовой инфраструктуры, потенциал повышения эффективности инвестиций в добычу угля от развития логистики.

В дискуссии приняли участие: Геннадий Алексеев, генеральный директор, АО ХК «СДС-Уголь», Питер Балка, врио главного исполнительного директора «Tigers Realm Coal Ltd.», Денис Илатовский, зам. генерального директора, директор по логистике АО «СУЭК», Георгий Колпачёв, заместитель генерального директора АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», Олег Мисевра, председатель совета директоров ООО «Восточная Горнорудная Компания», Ирина Ольховская, первый заместитель генерального директора — коммерческий директор ООО «УПК» — управляющая организация АО «Восточный Порт», Киеси Сунобэ, Управляющий директор, генеральный управляющий по Европе, Ближнему Востоку, Африке и СНГ «Sumitomo Corporation», Сергей Цивилев, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Колмар», Вивек Шарма, ведущий менеджер по развитию бизнеса «Tata Power», Алексей Шило, директор по коммерческой деятельности, генеральный директор центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». Модератором панельной дискуссии выступил Борис Яценко, партнер, руководитель группы по оказанию услуг для компаний горнорудного и металлургического сектора в России и СНГ компании EY.

Угольная отрасль имеет огромную роль для экономики России. Россия занимает второе место в мире по подтвержденным запасам угля, шестое место по добыче – это более 380 млн тонн по итогам 2016 года. Огромное значение отрасль также имеет для ДФО, влияет на ВВП России, бюджетные поступления, бюджеты регионов и формирование рабочих мест. По словам Георгия Колпачева, Правительством было принято решение оказать дополнительную поддержку отрасли, поскольку ее роль велика также для развития самого региона (добыча, перевалка, транспортировка в страны АТР). Поэтому сегодня в ДФО создано уже 18 Территорий опережающего развития (ТОР), при этом целевое назначение двух ТОРов «Южная Якутия» и «Беринговский» - это именно добыча полезных ископаемых. Кроме ТОРов в регионе создан механизм Свободный порт Владивосток - это шесть площадок, одна из них в Приморье, две площадки на Сахалине, в Хабаровской области. Оба механизма, и ТОР и СПВ предлагают инвесторам существенные налоговые льготы, упрощенные механизмы экспортно-импортной деятельности и предоставление всех возможных льгот для реализации инвестиционной деятельности.

По данным компании «Эрнст&Янг», доля экспорта в общем объеме поставок российского угля стабильно возрастает с 42% в 2012 году до 50% в 2016 году. Средний рост экспортных поставок в данном периоде составил 5,7% в год, при этом поставки на внутренний рынок снижались в среднем на 2,2% в год. 78% экспортных поставок угля осуществляется через морские порты. Дальневосточный бассейн является основным направлением экспортной реализации угля. За период 2009-2016 доля угля в общем объеме перевалки в российских портах увеличилась на 6%, составив 19%. Эксперты EY прогнозируют, что в текущем году объем экспорта угля в страны ФТР превысит 5 млрд долл. США. При том, что себестоимость реализации российского угля ниже чем в большинстве стран-экспортеров, затраты на его транспортировку достигают 50% в себестоимости. Несмотря на прогнозируемую нормализацию цен на уголь, высокая конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках сохраняется.


«Россия обладает значительным «запасом прочности» в случае снижения мировых цен на уголь»

Борис Яценко, компания EY.


Согласно опросу, проведенному EY среди шестнадцати крупнейших компаний, добывающих порядка 80% от совокупного объема российского угля, 44% участников планируют увеличить добычу в 2017 году. Долгосрочный тренд развития отрасли сфокусирован на росте производительности и оптимизации затрат (75%). Лидирующими направлениями и драйверами роста российского экспорта являются Китай и Япония, при этом 75% опрошенных высказались о необходимости совершенствования инфраструктуры ДФО.

По словам Сергея Цивилева, сложные погодные условия и ряд нарушений в горно-геологических условиях в Якутии, например, заставляют производителей применять новые технологии, реализация которых в силу крайне высокой затратности была бы невозможна без средств государственной поддержки. Последовательная работа производителей с компанией «РЖД» дала существенные результаты и сняла ряд проблем, которые являлись ранее серьёзнейшим препятствие в работе.


«Каждая копейка, вложенная в железную дорогу тут же начинает давать отдачу»

Сергей Цивилев, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Колмар»


3 августа, в Благовещенске Владимиру Путину были представлены предложения на развитие и реконструкцию БАМа и Траннссиба, поскольку проблема с провозными мощностями по-прежнему существуют и необходима их самая оперативная реализации. Главной проблемой на сегодня является именно ускорение темпов строительства и реконструкции железных дорог. Ниша премиальных коксующихся углей в период 90-х годов в странах АТР была практически потеряна и на сегодняшний день заполнена продукцией Австралии и Новой Зеландии. При этом доставка из России значительно дешевле и быстрее, и процесс восстановления объемов поставок будет постепенно восстанавливаться.

По мнению Геннадия Алексеева, в России производятся все виды угля, кроме «белого и дешевого». Алексеев привел слова Владимира Путина о том, что при сегодняшних темпах добычи в России имеются запасы угля на 500 лет вперед. Также по мнению Алексеева, комментарии о том, что уголь относиться к «грязной энергетике» совершенно не справедливы. По его мнению, это самый безопасный вид энергоресурсов и самый надежный вид топлива которым обладает человечество. Однако это единственный вид товаров в России, который требует таких объемов грузовой работы и транспортировки. Фактически, при проработке всех потенциальных контрактов часто возникает проблема невозможности транспортировки желаемых объемов.


«Порядка 4 трлн тн находятся в недрах России, поэтому уголь – это перспективное направление деятельности России на сотни лет вперед»

Геннадий Алексеев АО ХК «СДС-Уголь»


Япония занимает порядка 20% рынка экспорта данного направления в регионе. По мнению Киеси Сунобэ, важнейшим направлением в развитии региона, которое будет способствовать расширению дальнейшего сотрудничества, является совершенствование отгрузочных терминалов и оборудование портов специальным оборудованием. При этом доля японских инвестиций в добычу и в развитие транспорта крайне мала. Однако для реализации дальнейшего инвестиционного процесса компания «Sumitomo Corporation», работающая на российском рынке еще со времен СССР, считает, что должны быть решены другие глобальные вопросы двух стран.

3.151553347724
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика