Стратегическое партнерство России и Индии. Проекты и перспективы


15–16 октября 2016 года Президент России Владимир Путин посетил Республику Индию (Гоа) для участия в VIII саммите БРИКС. Важнейшей составляющей визита Президента России были заранее запланированные переговоры с  Премьер-министром Индии Нарендрой Моди, охватившие широкий круг вопросов двусторонних связей, прежде всего, в  торгово-экономической сфере. По мнению Владимира Путина, взаимодействие государств в области военно-технического сотрудничества сегодня находятся на очень хорошем уровне, однако возможности России в сфере гражданской экономики пока еще мало задействованы.



Сегодня можно говорить о значительном потенциале для развития бизнеса и углубления экономического сотрудничества между Россией и Индией. С точки зрения развития сотрудничества в конкретных отраслях можно выделить не только топливную (СПГ, уголь), но и минеральные удобрения, а также авиатехнику и энергомашиностроение.


«Да, Индия является одним из наших приоритетных партнёров, вообще стратегических»

Президент России Владимир Путин


Однозначные результаты для дальнейшего сотрудничества принесет продолжение лояльной торговой политики и взаимное сокращения тарифных и нетарифных ограничений. Необходимо отметить важный аспект встраивания в существующие, а также создание новых цепочек добавленной стоимости через развитие кооперации в НИОКР, совместное создание производственных предприятий, для которых требуются квалифицированные кадры, которые предстоит также готовить совместно.

Существенным плюсом является развитие механизмов финансовой и страховой поддержки: стоит подчеркнуть начало активной деятельности Российского экспортного центра, Индийского филиала Сбербанка, который проводит расчеты в национальных валютах.

При этом остаются задачи, которые еще предстоит решить для развития сотрудничества, они находятся как в сфере ограничений торговли и защиты рынка в отношении друг друга (например, машиностроительная продукция России облагается 10-30 процентами индийской стороной – то есть, очевидно, что здесь существует потенциальный рынок), так и в сфере логистики. Это может быть и транспортный коридор «Север-Юг» (который предполагает поставки через Иран), и на морской путь (40 дней контейнер идет из Мумбаи в С. Петербург), доставка по которому значительно дешевле (плюс тарифы на морские перевозки упали из-за замедления в глобальной торговле), тогда как сухопутный путь быстрее. 

Динамика товарооборота России и Индии в период 2013-2016 гг.

По данным ФТС России (периоды анализа – апрель 2015 – апрель 2016; апрель 2015 – апрель 2014; апрель 2014 – апрель 2013).

• Индия занимает 19 место ($2,3 млрд, падение на - 24.1% к аналогичному периоду прошлого года) в общем импорте России (годом ранее 21-е и в 2013 году – 24-е место). 

• В экспорте России Индия занимает 18 место ($5.2 млрд; -15,1%); (18-е годом ранее и 19-е в 2013/2014 гг.).

• Лидирующие позиции в импорте из Индии занимает фармацевтика, механическое оборудование и продукция сельского хозяйства. 

• В экспорте в Индию лидирующие места занимают драгоценные и полудрагоценные природные камни, удобрения.

Для анализируемых периодов по основным товарным группам торговли с Индией представлены страны-конкуренты (для импорта) и альтернативные направления поставок (для экспорта).

• В импорте фармпродукции (группа 30 ТН ВЭД) Индия занимает 5-е место ($455,1 млн; -падение 25,5%), пропуская вперёд Германию, Францию, США, Италию.

• Предметы одежды - 6-е место ($101,2 млн; -25,5%). Опережают Индию - Китай, Бангладеш, Италия, Вьетнам и Турция.

• В экспорте: Удобрения – Индия на 4 месте ($547,8 млн; -22% к аналогичному периоду прошлого года), лидирующие места занимают Бразилия, Китай и США. 

По данным ITC и Индийской статистики за период 2011-2015, в общем импорте Индии в 2015 Россия занимала 25 место ($4,5 млрд; рост +8% к предыдущему году; +1% - среднегодовой рост за последние 5 лет). В мировом экспорте Россия занимает 15 место (~2%; среднегодовая динамика за последние 5 лет составляет -9%).

• Экспорт в Россию в 2015 году составил $1,6 млрд; 0,6% в экспорте Индии; -27% к аналогичному периоду прошлого года; -3% - среднегодовая динамика за последние 5 лет. В мировом импорте (по данным ITC) Россия занимает 25 место (1,1%, среднегодовая динамика за последние 5 лет составляет -11%). 

• Индия закупает 8,8% всех импортных удобрений из России ($653,8 млн; -1% в среднем за 5 лет). Индия занимает 11% в общем импорте удобрений в мире, но последние 5 лет закупки сокращались в среднем на -6%. Из растущих Индийских рынков, где Россия имеет хорошую долю, можно выделить «Никель и изделия из него» (среднегодовой рост общего импорта по товару  +13% за 5 лет; $72 млн или 6,1% - доля России в 2015 году; но наши поставки последние 5 лет в среднем сокращались на -31% в денежном выражении); медь и изделия из неё ($270 млн или 8,2% - доля России; +6% рост рынка; +9% - среднегодовой рост импорта из России за последние 5 лет); алюминий и изделия из него ($103 млн; 2,9% - доля России; +6% среднегодовой рост рынка за 5 лет; +43% - рост поставок России; то есть Россия отыгрывает долю рынка). 

• Итак, в экспорте Индии Россия занимает 0,6% ($1,6 млрд; среднегодовое падение за последние 5 лет составляет -3%). Индия поставляет 10,7% группы «Разные пищевые продукты» в Россию ($60млн), но поставки последние 5 лет сокращались в среднем на -9%. По фармацевтической продукции ($357млн) динамика так же -9%, а доля России достигла 2,8% в 2015. Нужно отметить, что и по пищевым продуктам, и по фармпродукции Индия наращивает общий экспорт (+7% и +11% соответственно – среднегодовая динамика за последние 5 лет). Индия 75 лет наращивает общий экспорт мяса и субпродуктов в среднем на 15% в год (4,3 млрд в 2015 году), а Россия занимает 0,8% в общем экспорте Индии. Со стороны России поставки из Индии занимают 1% (ФТС для периода Апрель2015-Апрель2016 даёт цифру в $32 млн), годом ранее поставок из Индии не было, а основными поставщиками являлись Бразилия, Беларусь, Парагвай, США, Канада. 

Недавно Индия и США обновили двустороннее соглашение в сфере ВТС. Может ли это негативно сказаться на сотрудничестве Москвы и Дели в этой области?

По словам премьер-министра Нарендра Моди, Индия рассматривает «Россию как главного партнера в экономической трансформации», как государство, отношения с которым всегда характеризовались многолетней дружбой и взаимным доверием. По мнению Моди, интенсивное развитие военно-технического сотрудничества с Россией не может быть подвержено влиянию двусторонних отношений с другими странами.

Учрежденная Индией межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству (IRIGC-MTC), возглавляемая Министрами обороны Индии и России, координирует процесс военно-технического взаимодействия между государствами и ежегодно проводит совместные военные учения. Россия на сегодняшний день является единственной страной, с которой существует подобное соглашение. В 2014 году государства заключили соглашение о подготовке вооруженных сил Индии на базе российских военных учебных заведений. 



Особое внимание Россия и Индия планируют уделять расширению научного взаимодействия и сотрудничества в области производства высокотехнологичной продукции, коммуникационных и информационных технологий. В качестве примера можно привести подписанное недавно соглашение об использовании индийскими компаниями российской спутниковой системы ГЛОНАСС.

Рассматривается реализация ряда проектов в области космических технологий, спутниковой навигации, космической науки и исследований. Индийская сторона уделяет особое внимание продукции гражданского авиа- и вертолетостроения. Продолжаются переговоры  о поставке самолёта «Сухой Суперджет 100», линейки МС-21. Прорабатывается проект организации в Индии сборки вертолета Ка-226Т и перспективы поставок других легких вертолетов в эту страну. На сегодняшний день Россия поставляет Индии самолеты МиГ-29 различных модификаций и вертолеты Ми-17В-5. Сумма контракта с холдингом «Вертолеты России» составляет 1,34 млрд долларов, подписано соглашение об открытии в Индии производства по сборке вертолетов «Ми» и «Ка» на СП «Вертолеты России» и индийской Elcom Systems Private Limited.

Россия и Индия согласовали контракт на разработку истребителя пятого поколения по проекту российско-индийского истребителя FGFA, по информации индийской газеты The Tribune, договор будет подписан в этом году. ВВС Индии заинтересованы в покупке около 200 таких истребителей. Базой для самолета FGFA служит российский истребитель пятого поколения Т-50, созданный ОКБ Сухого.

В рамках программы «Делай в Индии» «Рособоронэкспорт» предлагает ряд новых масштабных проектов по организации современных производств в сотрудничестве с индийскими компаниями в интересах всех видов вооруженных сил. Ведутся переговоры о строительстве подводных лодок на базе новейших дизель-электрических субмарин "Амур-1650", переговоры о закупках партии фрегатов проекта 11356 и организации их лицензионного производства в Индии.

Ключевые совместные проекты: авиастроение, автомобилестроение, металлургия, фармацевтика, химическая промышленность

Индия является пятым по объёму поставщиком лекарственных препаратов в РФ после Германии и Франции. Сегодня индийская сторона проявляет заинтересованность к участию в исполнении Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г. "Фарма-2020". 

В области горной и металлургической промышленности ряд заказов по модернизации агломерационных фабрик и изготовлению оборудования выполняет машиностроительная корпорация "Уралмашзавод". В рамках данного направления в 2017 году планируется открытие сервисного центра для обслуживания горнодобывающих и горно-металлургических индийских предприятий.

Россия является одним из важнейших партнеров Индии в сфере мирного использования ядерной энергии. В 2014 году «Росатом» и Департамент по атомной энергии республики Индия подписали "Стратегическое видение укрепления сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии". Российская сторона принимает активное участие в строительстве АЭС в Куданкулам, два энергоблока уже сданы и введены в эксплуатацию, подписано  генеральное рамочное соглашение о строительстве 3-го и 4-го блоков.

В 2015 ГК «Роснефть» впервые начала регулярные поставки нефти в Индию. Покупка «Роснефтью» 49% акций Essar Oil, которой принадлежит второй по объемам нефтепереработки в Индии завод «Вадинар», а также большая сеть АЗС, позволит России, по словам WSJ, создать «небольшой, но стратегический плацдарм» на индийском рынке, который является важным ориентиром для государств-импортеров нефти.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин, также считает сделки между «Роснефтью» и Essar, а также приобретения индийскими компаниями долей в нефтяных месторождениях Восточной Сибири «стратегическими» соглашениями, укрепляющими взаимное сотрудничество и позволяющими российским компаниям получить доступ к индийскому рынку.

Сегодня импорт Индии составляет 4 млн барр./сутки, но многие эксперты прогнозируют, что эта страна может стать таким же импортером нефти, как Китай. Если средний ежегодный импорт Китая составляет 7 млн баррелей в сутки, а в феврале этот показатель достиг 8 млн., то по прогнозам Международного энергетического агентства, в 2040 году объем импорта нефти Индией составит порядка 7,2 млн барр./сутки. По прогнозам, в ближайшие годы спрос на нефть будет расти в среднем на 4,2% ежегодно, опережая ежегодное увеличение спроса на нефть в Китае на 0,8%.

Крупнейшим поставщиком нефти в Индию является Саудовская Аравия, поставлявшая 19,7% от всего объема потребления, однако, в связи с падением цен на нефть возросла конкуренция со стороны Ирана, Ирака, Кувейта и России, которая теперь усилит свои позиции за счет поставок на завод «Вадинар». 

Среди ключевых российских проектов в Индии стоит выделить строительство завода ООО «СИБУР» по выпуску бутилкаучука на площадке Reliance Industries в г.Джамнагар; создание сборочного производства автомобилей КАМАЗ компанией «КАМАЗ Моторз Лимитед»; организацию сборочного производства тракторов концерном  «Тракторные заводы». А также совместное с ОАО «Акрон» развитие Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае и месторождения апатит-нефелиновых руд Партомчорр в Мурманской области. Также ключевыми проектами является создание в Индии «умного города» (разработчик - АФК «Система»); проект группы компаний «Даурия Аэроспейс» и Aniara Communications Pvt. Ltd. по развертыванию группировки телекоммуникационных аппаратов NextStar на геостационарной орбите Земли; и предложение ОАО «РОСНАНО» о создании совместного российско-индийского фонда прямых инвестиций для поддержки совместных проектов в области создания и трансфера высоких технологий.



К ведущим совместным индийским проектам, кроме вышеперечисленных, стоит отнести организацию долгосрочных СП по производству и поставке фосфатов и мочевины с участием индийских представителей химической промышленности; организацию производства тетраоксида азота на Hindustan Organic Chemicals Ltd. для индийской космической программы; предложение компании Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL) о строительстве электростанции мощностью 200-250 МВт в г. Улан-Удэ; предложение ONGC Videsh Ltd. о развитии сотрудничества с российскими компаниями в области разработки и добычи углеводородов; предложение госкомпании Rastrya Ispat Nigam Ltd. (RINL) о создании с «Новолипецким металлургическим комбинатом» в Индии совместного предприятия по производству стали класса CRGO. 

Перспективы участия российского бизнеса в реализации индийской программы импортозамещения «Делай в Индии»

Правительство Индии ставит своей основной задачей осуществление модернизационного рывка путем развития индустриального сектора и создания современной инфраструктуры. 

В связи с особенностями развития в государстве сформировался высокоразвитый сектор услуг, но при этом сократилось промышленное производство. Сектор услуг составляет примерно 50% ВВП страны, что обеспечивает существенный приток иностранных инвестиций (статистика) и занятость населения. Одним из главных партнеров Индии в торговле услугами являются развитые страны, такие как США, Канада, ЕС, Япония. К основным видам услуг, экспортируемых Индией, относится разработка программного обеспечения деловых операций, транспорт и туризм. Важнейшими статьями индийского импорта услуг являются деловые, транспортные, туристические и финансовые услуги. 



Объявленная кампании Make in India должна превратить эту страну в мировой производственный цех, который сможет достойно конкурировать с соседним Китаем. Однако пока законодательство всей страны не приведено в соответствие с современными требованиями, рынок по-прежнему не развивается так активно. 

Большим плюсом для России является намерение правительства расширить спектр стратегических отраслей для зарубежных инвестиций, таких как железные дороги, оборонная промышленность, где доля участия иностранного капитала может достигать 49%. Индийские эксперты при этом высказывают мнение, что период мировой экономической рецессии - не самое благоприятное время для подобных мер, и наиболее целесообразно было бы сосредоточить свои усилия на развитии национального рынка.

Многие российские компании располагают интересными наработками, но, при этом, зачастую не располагают финансовыми ресурсами на их коммерциализацию. Поэтому предложения индийской стороны о совместном финансировании и продвижении продукции на рынки партнеров являются крайне перспективными.



По данным Банка России, накопленные индийские инвестиции на конец 2013 г. составляли порядка 8 млрд долл., они сосредоточены в нефтегазовой и фармацевтической отраслях. Накопленные российские инвестиции в Индии - более 3,6 млрд долл. В 2014 году Российский фонд прямых инвестиций и индийская группа компаний IDFC Ltd. договорились о реализации проектов стоимостью $1 млрд. Приоритетом российской стороны является совместное сотрудничество в области космических исследований, ТЭК, машиностроения, ВПК и химической промышленности. Важным инвестиционным проектом является работа корпорации «Система» по созданию паниндийского оператора мобильной связи. В 2008г. совместная компания Sistema Shyam Teleservices Ltd. получила универсальную лицензию на предоставление услуг мобильной связи, ее абонентская база насчитывает 15 млн. человек.

С какими экономическими вызовами может столкнуться Индия в ближайшее время? 

Расположение Индии на пересечении морских торговых путей дает возможность широко использовать прибрежные СЭЗ для укрепления своих торговых связей, в особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где сегодня активно формируются новые интеграционные объединения, задачей которых является расширение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Ключевую роль, конечно, играют Транстихоокеанское партнерство и Экономическое сообщество АСЕАН. В регионе присутствуют три крупнейших игрока: Россия, Индия и Китай, со своими геоэкономическими и геополитическими особенностями, сильными конкурентными отраслями и ресурсами, каждый из которых имеет большой потенциал в долгосрочной перспективе усилить позиции друг друга. Это означает расширение спроса, расширение внешних рынков, развитие национальных рынков, за которые, безусловно, пойдет конкуренция и со стороны сильных игроков, не входящих в эту тройку. 

Правительство Индии предполагает к 2020г. довести доходы от экспорта до 750 млрд. долл. по сравнению с 450 млрд. долл. в 2015г. В Индии стоит задача сократить дефицит торгового баланса, на который влияет, в том числе, и динамика цен на нефть. Одним из путей решения этой задачи является расширение региональной структуры экспорта Индии главным образом в странах Азии и Африки.

Взаимоотношения между Индией и КНР являются ключевым внешнеполитическим вызовом, требующим согласованных усилий со стороны индийского правительства. Китай практически одновременно запустил аналогичную с индийской кампанию Made in China с целью стимулировать развитие высокотехнологичной, высококачественной продукции на территории Китая. Производителям товаров такого уровня Пекин обещает режим наибольшего благоприятствования и налоговые льготы. Из-за ряда существующих ограничений китайской стороной доступа индийской продукции на свой внутренний рынок растет дефицит в торговле Индии с Китаем, который составил в 2015 году 44,87 млрд. долл.  Запланированный показатель объема двусторонней торговли на 2015 год составлял 100 млрд. долл., а фактический - 71,64 млрд. долл. Давно существующий пограничный спор между государствами по-прежнему не решен, поскольку китайская сторона постоянно откладывает его решение.

Сохраняется и жесткая конкуренция со стороны КНР в морской сфере, заключающаяся в приобретении Пекином критически важных объектов в Индийском океане и повышении стратегического морского присутствия Китая на Шри-Ланке и в Пакистане. Морская безопасность Индии также оспаривается. План КНР по сооружению «Морского шелкового пути 21-го века», части инициативы «Один пояс, один путь», ставит под угрозу морскую безопасность Индии, что вскоре может потребовать корректировки внешнеполитических подходов.

3.151553098870
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика