Прогноз развития Японии


Экономика Японии находилась в режиме хронической дефляции 18 лет (1997-2015). За эти годы страна утратила положение второй после США державы по доле в мировом ВВП и международной торговле. К 2010 г. на второе место вышла экономика Китая. Доля Японии в мировом экспорте товаров снизилась с 9,8 % в 1993 г. до 2,5% в 2015 г. Внешнеторговые связи несколько сместились в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, на который в 2015 г. пришлось 51% японского экспорта против 45% в 2010 г.[1]

При этом не стоит преуменьшать экономический потенциал Японии. По уровню жизни (ВВП на душу населения – 32 тыс. 485 долл.) Япония входит в одну группу с Великобританией, Италией, Францией, Финляндией[2].

Япония располагает вторыми в мире золотовалютными резервами – 1 262, 6 млрд. долл. против 3 305, 4 млрд. долл. у Китая[3]. Японская иена отнюдь не региональная валюта: она обслуживает почти четверть мирового платёжного оборота. Япония – крупнейший кредитор иностранных правительств. В 2016 г. из 14 трлн. долл. государственного долга США 1,25 млрд. долл. принадлежало Китаю и 1,15 трлн. долл. – Японии[4].

«Когда правительство Абэ пришло к власти, в экономике страны преобладало ожидание хронической дефляции… Менеджеры корпораций и обычные граждане утратили уверенность в себе и надежду на будущее… Первоклассные технологии не находили применения. Финансовые ресурсы домашних хозяйств и внутренние резервы компаний не могли использоваться в Японии». Это не выдержка из газетной статьи, а цитата из правительственного документа «Стратегия восстановления потенциала Японии»[5].

В сентябре 2015 г. Абэ Синдзо был переизбран на пост главы правящей Либерально-демократической партии на срок до 2018 г. Руководство ЛДПЯ автоматически обеспечивает пост премьер-министра на этот же срок. Оценивая ситуацию в стране и учитывая свои политические интересы, правительство пересмотрело приоритеты своей экономической политики и сроки осуществления её мероприятий и опубликовало новую, вторую программу реформ.

В новой программе содержится новая иерархия приоритетов. Восстановление экономического роста объявлено более важным приоритетом, чем оздоровление государственных финансов. Все внимание в новой программе обращено на стимулирование внутреннего спроса.

В этой программе поставлена амбициозного задача – остановить снижение численности населения Японии. Для этого предполагается поднять коэффициент фертильности до 1,8 (хотя для стабилизации численности населения необходим коэффициент 2,1), создать широкую сеть муниципальных детских садов (эта мера рекламируется как забота о будущих поколениях японцев) и увеличить численность работающих женщин, хотя они и так составляют более половины занятого населения.

Эта программа носит отчётливо выраженный популистский характер и для своей реализации потребует радикального увеличения социальных расходов в государственном бюджете. В бюджете на 2016/2017 фин. год на социальные нужды отведено 33% расходов, но при том, что обслуживание государственного долга «съедает» 22% расходной части бюджета, такое решение демографической проблемы в настоящее время маловероятно[6].

Другую важную часть этой программы представляет новая промышленная политика, направленная на привлечения инвестиций на внутренний рынок. Как видно из официального текста программы, прежде всего, имеются в виду инвестиции в НИОКР. Правительственное Агентство по делам науки и техники включило в список приоритетных направлений технологии производства и использования энергии из возобновляемых источников, искусственный интеллект, новейшие информационно-коммуникационные технологии, робототехнику, разработку новых лекарственных препаратов, машинное распознавание образов и т.д.[7] Агентство распоряжается бюджетными субсидиями для развития этих направлений.

В наиболее развитых странах технический прогресс идет именно в этих направлениях. Но эта часть программы ещё не проработана, новый план поддержки НИОКР не разработан и формы стимулирования новых направлений не определены. Поставлен только общий количественный ориентир: при номинальном темпе роста свыше 3% и реальном в 2% довести ВВП страны до 600 трлн. иен. (4.94 трлн. долл.) Правда, по оценке Банка Японии, в нынешней демографической ситуации потенциальный прирост японской экономики не превышает 0,21% в год.

Согласно прогнозу Кабинета министров, только в 2020 г. можно будет выйти на первичный профицит государственного бюджета (чистое превышение доходов над расходами без обслуживания накопленного долга). Для этого придется компенсировать выпадающие из-за налоговой реформы поступления в размере 9,4 трлн. иен. ($75,1 млрд.).

Япония связывает надежды на стимулирование экономического роста с заключением в конце сентября 2015 г. многостороннего соглашения о создании Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). Соглашение о свободной торговле в составе 12 стран[8] охватывает регион, на который приходится 36% мирового ВВП. Оно открывает рынок для импорта дешёвого продовольствия, который угрожает японским фермерам, но выгоден потребителям. По соглашению о ТПП Япония постепенно отменит тарифы на 95% позиций своего импорта, в том числе на 100% промышленных и 88,4% сельскохозяйственных товаров, кроме риса, говядины, свинины и молочных продуктов. Кроме того, ТПП предусматривает снижение барьеров для иностранных капиталовложений и открытие для конкуренции таких секторов, которые находятся под протекционистской защитой (в Японии это сельское хозяйство), а также защиту прав интеллектуальной собственности в инновационных отраслях (например, в фармацевтике). По оценке американского Института мировой экономики Петерсона. Япония получит наибольшие, по сравнению с другими странами, выгоды от участия в этом партнерстве. Благодаря участию в ТПП, к 2025 г. экспорт и импорт товаров возрастет на 140 млрд. долл. в год, а ВВП на более чем 100 млрд. долл.[9]

Последний по времени публикации прогноз, составленный ведущим аналитическим центром Японии на 2016/2017, 2017/2018 и 2018/2019 годы (до апреля 2019 г.) выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1. Прогноз Японского центра экономических исследований

                   (приросты на годовом уровне, %)

 

2016/2017

2017/2018

2018/2019

ВВП в ценах 2005 г.

0,9

0,9

0,7

Личное потребление

0,6

0,9

0,9

Частное жилищное строительство

5,8

-2,8

-0,5

Частные капиталовложения

1,2

4,0

-5,3

Государственные капиталовложения

0,2

0,0

0,0

Экспорт товаров и услуг

0,3

0,5

1,0

Импорт товаров и услуг

-1,2

1,6

1,0

ВВП в текущих ценах

1,0

0,9

0,9

Индекс промышленного производства

0,4

0,9

0,4

Оптовые цены

-2,6

0,7

0,3

Розничные цены

-0,3

0,6

0,8

Динамика заработной платы

1,7

1,0

1,1

Безработица

3,0

3,0

2,9

Доходность гособлигаций с 10-летним

сроком погашения

 

-0,089

 

-0,019

 

-0,010

Фондовый индекс Никкэй

16,764

17,901

16,888

Курс иены к доллару

104,8

106,9

108,7

Цена нефти WTI, $/баррель

45,7

51,1

54,5

Источник: #168 Quarterly Forecast of Japanese Economy (2016/10-12 – 2019/1-3), Tokyo, December 5, http://jcer.org

Аналитики Центра оценили возможные темпы экономического роста выше потенциала, рассчитанного Банком Японии. Они предлагают, что к 2017 г. с дефляцией будет покончено.

Таблица 2. Прогноз аналитиков Банка Японии (% на годовом уровне).


 

ВВП в ценах 2005 г.

Индекс розничных цен

2016

+0,8 →+1,0

- 0,3→-0,1

2017

+1,0 → +1,5

+0,6 →+1,6

2018

+0,8 → +1,0

+0,9 →+1,9

     

Источник: Outlook for Economic Activity and Prices (October 2016). November 1, 2016 Bank of Japan.

Темпы роста ВВП в 2016 году оценены примерно также, а в дальнейшем немного выше, чем в прогнозе Центра. Окончание дефляции предполагается в 2017 году и динамика цен будет немного выше. В последнем по времени публикации прогнозе Международного валютного фонда прирост ВВП Японии оценивается ниже: в 2016 календарном году он составит 0,5% и в 2017 году 0,6%.[10]

Источник: ИМЭМО РАН



[1] Данные Мирового Банка http://data.worldbank.org

[2] Данные МВФ на 2016 г. по паритету покупательных сил валют. http://www.imf.org

[3] Данные МВФ на апрель 2016 г. IMF World Economic Outlook, April 2016. http://www.imf.org

[4] Данные Федеральной Резервной Системы США. http://www.kantei.go.jp

[5] «Japan Revitalization Strategy», June 24th, 2014. http://www.kantei.go.jp

[6] Highlights of the Budget for FY2016. http://mof.gp.jp

[7] Science and Technology Basic Plan. http://www.jst.go.jp

[8] Переговоры о ТПП начались в 2012 г., Япония присоединилась к ним в 2013 г. 12 участников ТПП – Австралия, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили и Япония.

[9] Цит. по публикации в газете The Nikkei, November 27, 2015.

[10] IMF World Economic Outlook, October 2016.



3.151566602515
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика