Прогноз развития экономики США (продолжение)


Рынок акций продолжает показывать рекордные значения. Рыночная капитализация американских компаний достигла в 2016 г. 27,3 трлн. долл., а отношение капитализации к ВВП составило примерно 147%, что является одним из самых высоких значений, немного отставая от уровня 1999 г., когда оно приблизилось к 153%. По состоянию на 2016 г., количество американцев, имеющих вложения в акции составило 51,9%.

В 2017 г. положительные тенденции в экономике начали отражаться на субъективной оценке американцами своего благосостояния. Согласно сентябрьскому опросу общественного мнения компании Gallup, доля американцев, считающих, что их уровень жизни улучшается, достигла максимума со времени финансового кризиса – 64%. В то же время, тех, кто считает, что их уровень жизни ухудшается, оказалось всего 19%. В октябре 2017 г. индикаторы потребительской уверенности США достигли максимумов. Индекс потребительской уверенности Conference Board Consumer Confidence Index достиг максимального значения за 17 лет (125,9). Также в октябре индекс потребительских настроений Мичиганского университета достиг наибольшего значения с января 2004 г. (100,7) и, несмотря на некоторое падение, в ноябре оставался на высоком уровне (98,5)5. Это означает, что американцы уверены в своих доходах и занятости в ближайшем будущем, и дает основания полагать, что потребительские расходы, на которые приходится около 70% американского ВВП, будут в этот период уверенно расти.

Стабильный рост американской экономики и низкий уровень безработицы позволили ФРС продолжать политику постепенного увеличения ставки в 2017 году. В течение года целевой уровень ставки по федеральным фондам был повышен три раза – в марте до 0,75-1%, в июне до 1-1,25% и в декабре до 1,25-1,5%. ФРС собирается постепенно повышать ставку, причем в течение некоторого времени целевой уровень ставки будет оставаться ниже ожидаемого ФРС в долгосрочной перспективе уровня. При оптимистичном сценарии, обязательным элементом которого является принятие конгрессом комплекса мер по снижению налогов, целевой уровень ставки может быть повышен в следующем году также три раза. Особую озабоченность у ФРС вызывает инфляция, уровень которой в 2017 г. по-прежнему находился на уровне ниже целевого уровня ФРС - 2%: в третьем квартале индекс потребительских цен составил 1,5% в годовом выражении.

Важнейшим шагом ФРС в 2017 г. стало начало нормализации ее баланса. В конце 2017 г. на балансе ФРС находились казначейские облигации США на сумму около 2,5 трлн. долл. и ипотечные ценные бумаги на сумму около 1,8 трлн. долларов. Этот объем образовался на балансе ФРС в результате политики количественного смягчения – нетрадиционного метода монетарного воздействия на экономику, заключавшегося в покупке ФРС активов с целью стимулирования роста после кризиса 2008-09 годов. Количественное смягчение проводилось в три раунда с ноября 2008 г. по октябрь 2014 г., в результате чего за этот период активы на балансе ФРС увеличились с 800 млрд. долл. до 4,5 трлн. долларов. С тех пор они поддерживались на этом высоком уровне. Теоретически есть два пути уменьшения средств на балансе ФРС: продажа активов или прекращение реинвестирования. Комитет по открытым рынкам ФРС принял решение пойти по второму, более плавному и менее рискованному пути. План действий был озвучен в июне 2017 г., а в сентябре было официально объявлено о начале программы в октябре.

Программа нормализации предполагает постепенное уменьшение активов ФРС путем уменьшения реинвестирования выплат по облигациям. Начиная с октября 2017 г. не реинвестируются выплаты от погашения государственных облигаций на сумму 6 млрд. долл. в месяц и по ипотечным облигациям на сумму 4 млрд. долл. в месяц. Каждые три месяца сумма, не подлежащая реинвестированию, будет увеличиваться – на 6 млрд. долл. по государственным облигациям и на 4 млрд. долл. по ипотечным облигациям, – пока не достигнет 30 млрд. долл. и 20 млрд. долл. в месяц соответственно. Таким образом, через год ФРС начнет ежемесячно отказываться от реинвестирования 50 млрд. долл., полученных от погашения облигаций, обеспечивая постепенное уменьшение ценных бумаг на балансе, пока Комитет по открытым рынкам не решит, что количество оставшихся на балансе ценных бумаг не превышает уровень, необходимый для эффективного проведения монетарной политики. При этом предполагается, что этот уровень будет значительно ниже, чем в последние годы, но выше, чем перед финансовым кризисом 2008-09 гг.   

ФРС уделяет особое внимание постепенности и предсказуемости процесса нормализации баланса. Возможные пути нормализации баланса начали обсуждаться на заседаниях Комитета по открытым рынкам весной и летом 2014 года. В 2017 г. эта тема поднималась на заседаниях Комитета в марте, мае, июне и сентябре. К моменту начала программы информация о ней была уже включена в ожидания участников рынка и экономических субъектов, что позволило избежать потрясений в экономике и на финансовых рынках.

Увеличение целевого уровня ставки и нормализация баланса должны обеспечить ФРС поле для монетарного воздействия на экономику в будущем. При этом основным средством проведения монетарной политики должно остаться изменение целевого уровня ставки по федеральным фондам. Однако в случае, если произойдет существенное ухудшение экономической ситуации до того, как ставка будет находиться на уровне, пригодном для регулирования, реинвестирование выплат по облигациям на балансе ФРС может быть возобновлено. Повышение целевого уровня ставки и объявленное начало нормализации баланса ФРС свидетельствуют о том, что экономика США находится в хорошем состоянии. Опасения у ФРС вызывают труднообъяснимый низкий уровень инфляции и структурные проблемы на рынке труда.

В 2018 г. предстоят большие изменения в руководстве ФРС. Президент Трамп не стал выдвигать Д. Йеллен, срок полномочий которой на посту главы ФРС истекает в феврале 2018 г., на второй срок. Он номинировал на этот пост управляющего ФРС республиканца                      Д.   Пауэлла, кандидатура которого должна быть утверждена Сенатом. Пауэлл разделяет взгляды Йеллен на монетарную политику, поэтому можно ожидать полной преемственности в отношении постепенного повышения ставок и сокращения баланса ФРС. Однако, в отличие от Йеллен, он считает необходимым умеренное дерегулирование финансовой сферы.

В октябре 2017 г. на должность вице-президента ФРС по надзору, которая была впервые введена в законе Додда-Фрэнка в 2010 г. и до этого оставалась вакантной, был назначен                Р. Кварлс. Он является противником избыточного регулирования финансовой системы, в частности, поддерживает смягчение процедуры стресс-тестов банков и упрощение регулирующих требований по отношению к банкам небольшого размера. Также в октябре досрочно ушел в отставку вице-президент ФРС С. Фишер. В конце ноября Д. Йеллен объявила о своей отставке из Совета управляющих ФРС после окончания срока ее полномочий как главы ФРС.

В настоящее время в Совете управляющих ФРС имеются три вакантных места (из семи), включая место ушедшего в отставку вице-президента ФРС Фишера. После ухода Йеллен в Совете освободится еще одно место. Кандидаты на них должны быть назначены Трампом и утверждены Сенатом. Таким образом, в 2018 г. среди семи членов Совета управляющих ФРС могут оказаться от трех до шести человек, назначенных Трампом, включая председателя ФРС Пауэлла, его заместителя, и заместителя по банковскому надзору Кварлса. Их точное количество будет зависеть от того, сможет ли президент заполнить все имеющиеся вакансии.

В начале ноября о досрочной отставке с поста президента Федерального резервного банка Нью-Йорка весной-летом 2018 г. объявил У. Дадли. Этот пост неофициально считается третьим по значимости в ФРС, после председателя ФРС и его заместителя. Президент Нью-Йоркского банка является заместителем председателя Комитета по открытым рынкам ФРС (FOMC) и всегда принимает участие в голосовании по вопросам монетарной политики (президенты других банков ФРС принимают участие в голосовании по очереди). Кандидатура нового председателя ФРБ Нью-Йорка выдвигается советом директоров банка, и затем должна быть одобрена Советом управляющих ФРС. Как правило, кандидаты выдвигаются из числа топ-менеджеров банка.

Сейчас перед ФРС стоят очень сложные задачи. В процессе снижения активов на балансе ФРС надо будет принимать решение о новом оптимальном уровне баланса, необходимо разобраться в причинах слабого роста цен, несмотря на сверхмягкую монетарную политику. После принятия конгрессом пакета налоговых мер надо будет принимать во внимание их воздействие на экономику при дальнейшем выборе монетарной политики. Нестандартные решения придется принимать и в случае наступления кризисных явлений до того, как произойдет повышение ставки и нормализация баланса ФРС до уровней, достаточных для проведения традиционных антикризисных мер. Все эти задачи требуют высочайшей квалификации от нового руководства ФРС. Пауэлл и Кварлс являются профессиональными финансистами, а не академическими экономистами, которые традиционно назначались на высшие посты ФРС в течение последних десятилетий. Недостаток опыта макроэкономического анализа у высшего руководства ФРС может не сказаться на решениях, принятых в стабильной ситуации, но проявиться в виде принятия неверных решений в условиях кризиса.

В результате кадровых перемен в ФРС может видоизмениться и проводимая ею политика, прежде всего, в сторону ослабления регулирования финансовой сферы, что потенциально повышает опасность нового кризиса на финансовых рынках. При преобладании в Совете управляющих ФРС людей, назначенных Трампом, теоретически возможен неофициальный перекос от традиционных целей ФРС – поддержания жизнеспособности американской экономики, финансовой стабильности, максимальной занятости, стабильных цен и умеренного уровня долгосрочных процентных ставок, – в сторону стимулирования экономического роста. Таким образом, риски в американской экономике могут несколько возрасти. Однако процедура, требующая утверждения членов Совета управляющих ФРС Сенатом, коллегиальный процесс принятия ключевых решений в ФРС, а также заявление будущего главы ФРС о намерении сохранять преемственность политики и традиции независимости Центробанка дают основания полагать, что кадровые перемены не приведут к серьезным потрясениям.

Одним из мотивов избрания Трампа президентом была неудовлетворенность избирателей блокировкой процесса принятия решений в Вашингтоне. Однако Трамп, формально являясь президентом от республиканской партии, по сути является внесистемным кандидатом и не разделяет многих идей республиканцев, например, не привержен идее сокращения бюджетных выплат по социальным программам. Проблемы взаимоотношений президента с конгрессом сохранились, хотя приобрели несколько иную форму: в процесс принятия решений добавилась новая грань – разногласия президента и его собственной республиканской партии.

В начале сентября Трамп согласился на условия демократов привязать продление потолка государственного долга на три месяца, до 8 декабря 2017 г., (что означает увеличение потолка госдолга на ту сумму, которой он достигнет к этой дате) и продление финансирования правительственных учреждений на тот же срок, к выделению 15 млрд. долл. на помощь пострадавшим от ураганов Харви и Ирма. Позиция Трампа вызвала возмущение республиканцев, которые хотели продлить потолок государственного долга хотя бы до промежуточных выборов 2018 г., а также минимизировать бюджетные расходы. 7 декабря финансирование государственных учреждений было продлено еще на две недели до 22 декабря, после чего ожидается еще одно временное продление до января. Рассмотрение вопроса о продлении потолка госдолга также перенесено на следующий год. В результате демократы получили некоторое усиление позиций при обсуждении вопросов бюджетных расходов и иммиграционного законодательства, поскольку они могут привязать свои позиции по этим вопросам к условиям продления потолка госдолга.

Ключевым элементом предлагаемых Трампом изменений в экономической сфере, наряду с дерегулированием и масштабными вложениями в инфраструктуру, является налоговая реформа. В течение 2017 г. Трампу не удалось провести через конгресс отзыв реформы здравоохранения Обамы, как из-за несовершенства предлагаемого взамен законодательства, так и из-за неспособности республиканцев выработать единую позицию. Поэтому принятие налогового законодательства, которое Трамп предпочитает называть просто «снижением налогов», было последней возможностью выполнить хотя бы одно важное предвыборное обещание в 2017 году. Вопрос об инвестициях в инфраструктуру должен рассматриваться после налоговой реформы уже в следующем году.

В ноябре палатой представителей конгресса США был одобрен налоговый законопроект «О снижении налогов и рабочих местах» (Tax Cuts and Jobs Act). Сенат не согласился с некоторыми предложениями нижней палаты и принял свой вариант законопроекта. После проведенных переговоров между представителями обеих палат был выработан согласованный текст налогового законопроекта, который был окончательно одобрен 20 декабря 2017 г. сначала Сенатом, а затем нижней палатой. Теперь его должен подписать президент, и нет сомнений в том, что он это сделает до конца 2017 года.

Основные цели реформы – облегчение налогового бремени для среднего класса, обеспечение конкурентоспособности американского бизнеса, стимулирование инвестиций и создания рабочих мест на территории США. Главная идея налогового плана – снижение налогов компаний и физических лиц и расширение налоговой базы за счет ликвидации большого количества льгот, вычетов и лазеек, т.е. упрощения налоговой системы.  

Принятый конгрессом законопроект предполагает снижение ставки налога на корпоративную прибыль с 35% до 21% начиная с 2018 года. Вводятся налоговые льготы для компаний сквозного налогообложения, в результате чего предельная налоговая ставка для таких компаний не будет превышать 29,6%, отменяется альтернативный минимальный налог для компаний. Предполагается переход на территориальную систему уплаты налогов, подразумевающую только налогообложение прибыли, полученной на территории США (в настоящее время прибыли, полученные за пределами США, должны облагаться налогом по полной ставке, но только при репатриации, что создает стимулы для их хранения за рубежом). В то же время вводится единовременный налог на репатриацию активов компаний (15,5% на наличные средства и 8% на реинвестиции).

Для индивидуальных налогоплательщиков будут изменены границы налоговых категорий, но их количество останется равным семи. Диапазон налоговых ставок составит от 10% до 37% (в настоящее время действуют налоговые ставки от 10% до 39,6%). Эти изменения вводятся только с 2018 г. до 2025 г. включительно. Размер стандартного налогового вычета увеличивается почти в два раза (до 12 тыс. долл. на одного человека и до 24 тыс. долл. на семью), также удваивается налоговый кредит на детей, при этом отменяется большое количество других вычетов и льгот. После серьезных дебатов были сохранены федеральные налоговые вычеты на уплаченные налоги штатов и местные налоги, однако их размер ограничен 10 тыс. долларов. Нижняя палата хотела сохранить эти вычеты в полном объеме, а Сенат – полностью их отменить. Это связано с тем, что в Сенате штаты с высокими налогами (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния) представлены демократами, а в нижней палате есть представители-республиканцы от этих штатов, которые поддерживают сохранение вычетов для своих избирателей. Поэтому разногласия объяснялись политическими причинами – стремлением парламентариев выразить интересы отдельных групп своих избирателей.

Критика предложенного налогового законопроекта главным образом состоит в том, что, по оценкам экспертов, данные меры предполагают увеличение дефицита государственного бюджета примерно на 1,5 трлн. долл. в течение десяти лет. Однако эти оценки не учитывают эффекта от возможного экономического роста, вызванного снижением налогов, в результате чего может существенно возрасти налоговая база. Другим серьезным опасением является то, что в результате принятие пакета налоговых мер в выигрыше окажется не средний класс, как это декларируется республиканцами, а наиболее обеспеченные слои населения.

В налоговый законопроект также включено положение об отмене важнейшего пункта реформы здравоохранения – штрафа за отсутствие медицинской страховки, т.е. фактической обязательности медицинского страхования. Это является серьезным шагом на пути отмены реформы здравоохранения Б. Обамы.

В 2017 г. рост ВВП США составит около 2,2%. Экономика США растет уже восьмой год, и текущий период экономического подъема является третьим по продолжительности за послевоенную историю (самый длительный период экономического роста в США продолжался ровно 10 лет с марта 1991 по март 2001 г.). Предшествовавшая текущему подъему рецессия, вызванная финансово-экономическим кризисом, длилась 18 месяцев, с декабря 2007 г. по июнь 2009 г., и была самой долгой за послевоенные годы. Несмотря на длительный рост, пока американская экономика не показывает признаков перегрева, и находится в фазе нормального развития. Хотя опасность рецессии в настоящее время оценивается как низкая, в принципе она существует, и ее основными источниками может стать ситуация на финансовых рынках, особенно связи с ожидаемыми тенденциями к ослаблению их регулирования.

табл_сша.jpgВ 2018 г., по нашей оценке, рост экономики США составит 2,4% и это нижняя граница наиболее вероятного интервала.

Несмотря на то, что Трампу пока не удалось провести существенных изменений в сфере экономической политики, на финансовых рынках, в предпринимательской среде и среди рядовых американцев заметно оживление оптимистических ожиданий, которых американской экономике не хватало в последние годы. Согласно общенациональному опросу CNBC, в третьем квартале 2017 г. оптимизм американцев достиг рекордного уровня за 10 лет: 43% американцев оценивают состояние экономики как отличное или хорошее, что является наивысшим значением за десятилетнюю историю этого опроса. Несмотря на противоречивость его фигуры, основные предложения Трампа в экономической сфере (за исключением протекционизма во внешней торговле), давно назрели и отвечают интересам развития экономики США. Проведение в жизнь налоговой реформы в сочетании с дерегулированием может стимулировать инвестиции и создание новых рабочих мест на территории США и придать новый импульс американской экономике.



Примечания:

1 https://www.federalreserve.gov/faqs/economy_14424.htm

2 https://www.bloomberg.com/view/articles/2017-04-12/america-has-to-close-the-workforce-skills-gap

3 https://www.moodys.com/research/Moodys-US-corporate-cash-pile-grows-to-184-trillion-led--PR_369922

4 http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/07/19/more-u-s-households-are-renting-than-at-any-point-in-50-years/

5 Среднее значение индекса потребительских настроений Мичиганского университета за период 1952-2017 гг. составляет 86,18, самое высокое значение было зафиксировано в январе 2000 г. (111,4), самое низкое - в мае 1980 г. (51,7).

Источник: ИМЭМО

3.151566602585
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика