Прогноз развития экономики Индии


2018 год в Индии – время важных политических событий. Состоятся выборы в законодательные ассамблеи девяти штатов страны: Гуджарата, Карнатаки, Мизорама, Мегхалайи, Нагаленда, Трипуры, Мадхья Прадеш, Чхатисгарха и Раджастхана. Карнатака, Раджастхан и Мадхья Прадеш относятся к категории крупных штатов. В Карнатаке власть принадлежит оппозиционному Индийскому национальному конгрессу (ИНК), тогда как в Раджастхане и Мадхья Прадеш властвует правящая в Дели Бхаратия Джаната Парти (БДП). Относительно благоприятная динамика экономического развития страны может побудить правительство во главе с Нарендрой Моди к принятию «стратегических» внутриполитических решений.

Нарендра Моди всерьез рассматривает возможность переноса всеобщих выборов с мая 2019 г. на осень 2018 г. Подобное решение о проведении досрочных выборов в стране связано с победой БДП «за явным преимуществом» в крупнейшем штате Индии – Уттар Прадеше (2017 г.). Благоприятная экономическая и политическая конъюнктура может способствовать дальнейшему укреплению позиций Моди и лишить ИНК и другие оппозиционные силы возможности перегруппировать свои ряды и составить серьезную конкуренцию правящей БДП на обозримую перспективу.

Важным показателем приближения выборов является успешная денежная реформа конца 2016 г. («демонетизация экономики»), которая, как показали выборы в наиболее населенном штате страны, не отразилась на настроениях избирателей. Смысл денежной реформы состоял в изъятии из обращения купюр старого образца достоинством 500 рупий (примерно 450 рублей) и 1000 рупий (приблизительно 900 рублей) и замена их купюрами нового образца в 500 рупий и 2000 рупий (около 1800 рублей). Изъятие произошло молниеносно, и в результате этой акции пострадали не только «операторы» теневого рынка, но и рядовые труженики, хранившие свои сбережения дома, «под подушкой». Замысел властей состоял также в уменьшении объема обращающихся в экономике денежных знаков, часть которых нелегально печаталась за границей, и в подавлении инфляции. Автором самой идеи денежной реформы молва «назначила» американского экономиста Кеннета Рогоффа.

Нарендра Моди, слывущий превосходным тактиком, вообще вынашивает идею синхронизации общенациональных и штатовских/региональных выборов. Мотив такого рода действий сугубо экономический: рациональное расходование национальных ресурсов, поскольку стоимость избирательной кампании постоянно возрастает, приближаясь к сумме 1 млрд долл. (одни только государственные расходы на всеобщие выборы-2014 составили 500 млн долл.).

Существует и иная точка зрения на денежную реформу. Так, бывший премьер-министр Манмохан Сингх (2004-2014) оценивает «сжатие», в результате денежной реформы, индийской экономики в 2% ВВП. Впоследствии Резервный банк Индии фактически подтвердил правильность подобной оценки. «Демонетизация» отрицательно сказалась на значительной части работников «неорганизованного сектора» (агропроизводство, строительство, мелкое предпринимательство, розничная торговля), который насчитывает более 415 млн. занятых. Критики «демонетизации» полагают, что денежная реформа, с определенным лагом, может стать детонатором «классовой борьбы» в индийском обществе.

Согласно оценкам Centre for Monitoring Indian Economy, «демонетизация» привела в первые четыре месяца 2017 г. к потере более 1,5 млн. рабочих мест. Экономисты отмечают: приход правительства во главе с Н. Моди к власти в 2014 г. в значительной степени был связан с обострением проблемы занятости и стал косвенной реакцией на «неспособность» правительства М. Сингха отвоевать для Индии у Китая позиции на мировом рынке рабочей силы. В настоящее время положение практически не изменилось: в Китае ежедневно создается примерно 50 тыс. новых рабочих мест, тогда как в Индии – всего 500. Возможно, стремление правительства провести досрочные парламентские выборы связано с желанием «упредить» отрицательный эффект денежной реформы на индийскую экономику в среднесрочной перспективе.

Противоречивая экономическая ситуация отражается и на оценках динамики экономического роста Индии в 2018 г. Так, специалисты ОЭСР полагают: денежная реформа способствовала «подавлению» инфляции до 4% в первые месяцы 2017 г. Низкий уровень инфляции будет трудно удержать в связи с необходимостью сохранения субсидий на приобретение удобрений, топлива, продовольственных товаров первой необходимости. Не вполне ясны и последствия списания долгов фермеров в Уттар Прадеше (что, очевидно, и стало основной причиной победы БДП в крупнейшем штате Индии), поскольку в год выборов в законодательные собрания примеру Уттар Прадеша могут последовать другие штаты, а это автоматически приведет к увеличению государственного долга.

По прогнозам МВФ (октябрь 2017 г.), рост экономики Индии в 2018 г. ожидается в пределах 7,4%; иными словами, на 0,3 п.п. ниже предыдущих оценок. Индийские эксперты отмечают, что «демонетизация» будет иметь следствием замедление темпов экономического роста, – в 2017 г. рост составит скромные 5,6-5,7%. Однако назвать хотя бы приблизительные цифры за 2018 г. они не решаются. «Демонетизация» не помогла прекратить финансовую «подпитку» террористической деятельности в Кашмире, на что всерьез рассчитывало центральное правительство в Дели, высококачественные подделки новых банкнот продолжают поступать из-за рубежа.

Тем не менее, сложности «демонетизации», насколько можно судить по прогнозам Азиатского банка развития, не очень тревожат его экспертов. АБР ожидает рост экономики Индии в 2018 г. на 7,4%. В частности, специалисты АБР и МВФ полагают: принятый в июле налог на товары и услуги может «унифицировать» емкий внутренний рынок Индии и способен нивелировать негативные последствия «демонетизации». При этом эксперты обеспокоены возможным повышением инфляции в 2018 г. до 4,9% (в 2017 г. - 3,8%), что может отрицательно сказаться на положении «неформального» сектора и групп населения с фиксированными доходами. Стимулирующую роль для экономики Индии может сыграть рост мировой торговли и повышение темпов роста мировой экономики.

Прогноз высоких темпов роста индийской экономики в 2018 г. связан с той положительной инерцией, которую приобрел хозяйственный механизм в предшествующие годы и с тем, что индийской экономике удастся преодолеть отрицательные последствия денежной реформы («демонетизации»).

Экономисты МВФ подчеркивают положительное влияние низких цен на нефть на динамику экономического роста в Индии. Так, в 2015 г. падение цен на нефть увеличило ВВП на 3,4%, до 8% в 2015/16 ф.г. Однако повышение цен на нефть в 2017 г. может снизить ВВП Индии в 2018 г. на 0,5%.

Эксперты Фонда считают, что на экономический рост Индии в 2018 г. могут существенно повлиять следующие факторы:

  •  обострение конкуренции на мировых рынках, что может уменьшить вклад внешнеэкономических связей в экономику;

  • «геополитические риски» в случае неконтролируемого обострения ситуации в Персидском заливе (основном источнике поступления энергоносителей в Индию) и в акватории Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, через которые проходит доставка нефти и газа из России (по оценкам индийских экспертов, импорт только нефти по данному маршруту в ближайшие 5-6 лет может составить до 40% всех поставок в страну);
  • рост протекционистских настроений в Соединенных Штатах (который поддерживают и республиканцы, и демократы) может существенно повлиять на структуру товарооборота Индии и США, который в настоящее время складывается в пользу Индии (профицит составляет от 24 до 26 млрд. долл.).

Предстоящие весной 2018 г. выборы в законодательные собрания ряда штатов могут зафиксировать не только политические настроения в стране, но и показать отношение индийцев к денежной реформе.

Близкие к правительству эксперты полагают, что потребуется не более 6 – 7 месяцев на преодоление последствий «демонетизации». Критики правительства Моди утверждают, что «поляризующий эффект» преобразований отрицательно повлиял на крупные группы индийского общества – занятых в неорганизованном секторе, значительную часть молодежи, основную часть сельских тружеников, интеллигенцию, служащих и т.д. На многие экономические вопросы смогут дать ответы выборы в законодательные собрания штатов.

 

Источник: ИМЭМО РАН

3.151558432004
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика