Приоритеты конкурентоспособности российской экономики


По данным ежегодного отчета Всемирного банка (WEF) «О глобальной конкурентоспособности 2016-2017» (Global Competitiveness Index), интегрирующего макроэкономические и микроэкономические аспекты конкурентоспособности 138 стран в единый индекс, Россия заняла 43 место. По вопросу хороший ли это показатель для  экономики России - занять 43 место - мнения экспертов часто расходятся. 

Несмотря на то, что Россия вступила в рецессию в 2015 году, и показатель ВВП сократился на 3,7%, позицию можно считать достаточно стабильной с точки зрения конкурентоспособности, поскольку в суммарном рейтинге Россия поднялась на два пункта по сравнению с прошлым годом. В частности, отмечено, что низкие цены на сырье влияют на экономику нашего государства несколько меньше, чем в других странах Евразии. Несмотря на то, что Россия поднялась в рейтинге на 43-е место с 67-го в 2012 году, позиции нашей страны в глобальной экономике в условиях низкого качества регулирования, а также несовершенства институтов остаются на невысоком уровне. Показатели России отличаются существенной разнонаправленностью: наше государство заняло 43-ю позицию большей частью благодаря высоким значениям  ВВП (6 место), размеру внутреннего рынка (6), объему внешнего рынка (5), уровню государственного долга  (10), качеству и охвату образования, росту инновационного потенциала, а также улучшению делового климата внутри страны, в частности, настроений бизнеса. В показателях наметились  некоторые улучшения, связанные с эффективностью товарных рынков, в частности, конкуренцией на внутреннем рынке, использованием информационно-компьютерных технологий и активностью бизнеса. При этом данный прогресс существенно осложняется геополитической обстановкой вокруг России.

Многочисленные опросы российских экспортеров показывают, что среди основных внешних барьеров не сложности, вызванные геополитикой, а высокий уровень конкуренции на внешних рынках, отсутствие достаточной информации о зарубежных рынках, отсутствие достаточного маркетинга и государственной поддержки по продвижению российских товаров на зарубежные рынки. Основными барьерами на внутреннем рынке производители считают вопросы логистики и ограничение доступа к финансированию. Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке приоритетными векторами на сегодняшний день являются разработка и формирование промышленной политики, а также формирование стратегии по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.


Промышленные инновации остаются одним из главных факторов конкурентоспособности государства. Поскольку сегодня Россия стоит в начале пути инновационного развития, вопросы управления и коммерциализации инноваций требуют квалифицированной управленческой, технической подготовки и переподготовки кадров для формирования конкурентной экономики, поддержания и дальнейшего совершенствования действующей системы образования, введения системы непрерывного образования. Существующие на сегодняшний день проекты в области высокотехнологичных отраслей пока еще не могут обеспечить существенный вклад в рост ВВП в силу недостаточной развитости данных сфер и наличия неконкурентоспособной продукции (машиностроение, например, составляет 3% ВВП, нефтегазовая и сырьевая отрасль – до 30%). Поэтому технологическая модернизация основных секторов экономики, основанная на инновационных технологиях, является важнейшим условием конкурентоспобности государства в условиях глобализации.

Высокий потенциал существует в среднесрочной перспективе в химической, пищевой деревообрабатывающей промышленности, производстве строительных материалов и цветной металлургии. Потенциально конкурентные преимущества России в среднетехнологичных и высокотехнологичных отраслях существуют в оборонном производстве (авиа и судостроение, ракетно-космическая отрасль и т. д.). Основной угрозой остается  недостаточный уровень развития в технологичных гражданских отраслях, таких как электроника, гражданское автомобилестроение и авиастроение. Модернизация обороной промышленности и развитие двойных технологий даст возможность технологического обновления таких секторов промышленности, как машиностроение, в  том числе автомобилестроение, а также обеспечит мультипликативный эффект для смежных отраслей промышленности - тяжёлой, лёгкой промышленности, сферы транспорта.


Решение о переходе российской экономики на инновационный путь развития может быть принято только на макроуровне при условии формирования механизма комплексного взаимодействия научных и бизнес-сообществ, при правовой, организационной и финансовой поддержке государства. Эффективная деятельность механизмов государственно-частного партнерства в секторе наукоемких технологий является основой развития экономик всех развитых стран.

Сегодня в России стоит задача развития сегмента несырьевого экспорта. Для реализации этой задачи в государстве имеются все необходимые ресурсы, а также присутствуют все необходимые институты и инструменты поддержки экспорта, которые существуют в мировой практике. В лице РЭЦ сформирован единый механизм, объединяющий финансовую и нефинансовую поддержку, однако абсолютный объем ресурсов, выделяемых на поддержку экспорта в России, сейчас существенно меньше, чем за рубежом. Стоит подчеркнуть, что региональная структура поддержки экспорта носит пока несистемный характер и нуждается в определённой доработке на государственном уровне. 

Важнейшим приоритетом конкурентоспособности государства является сбалансированное региональное развитие путем формирования программы территориального развития, включающей механизмы государственно-частного партнерства и целевого финансирования для создания необходимой инфраструктуры, развития социальной сферы: здравоохранения, пенсионной системы и жилищного строительства. При том, что в России объём экспорта на одного экспортёра в 5-6 раз превышает показатели основных конкурентов, доля самих экспортёров в общем объеме компаний значительно меньше. Хорошо известно, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых странах достигает 85-90%, а в России этот показатель составляет порядка 20%, что говорит о значительном нереализованном потенциале данного сектора. Сбыт продукции сектора МСП ограничен, как правило, локальными рынками, а экспортные возможности крайне невысоки даже при выпуске конкурентоспособного товара. Это, в частности, обусловлено тем, что у производителей существует определенный дефицит экспортных компетенций, а также аналитического сопровождения экспортной деятельности, что говорит о необходимости дальнейшей работы по формированию центров информационно-аналитической поддержки экспортёров в регионах России. Таким образом, на первом месте сегодня стоит задача не столько финансовой поддержки производителей и экспортеров, сколько формирование и внедрение системных мер по улучшению деловой среды, в том числе регуляторной.

За рубежом отмечается низкая узнаваемость российских компаний и российских товаров, что говорит о том, что задача создание имиджа государства и дальнейшая работа по продвижению российских брендов остается в числе приоритетных направлений формирования конкурентоспособности. Для раскрытия российского экспортного потенциала необходимо постоянное присутствие в медиа-пространстве и на интернет-ресурсах зарубежных рынков, дальнейшее активное развитие программ выставочно-ярмарочной деятельности и целевых бизнес-миссий.

Новые экспортные возможности появляются в связи с государственным ориентиром на традиционные рынки (Израиль, Индия, Иран, Египет и др.), предполагающие как движение товаров, так и локализацию производств, организацию совместных центров компетенции и работу на новых рынках, таких как рынок электронной коммерции. Серьёзный внутренний и экспортный потенциал имеется в секторе услуг: образовательных, туристических, транспортных и, особенно, услуг в  области информационных технологий.

Ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности является формирование национальной конкурентной стратегии и конкурентной политики, направленной на достижение конкретных целевых показателей конкурентоспособности и  позволяющей максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, преимущества и наработанный потенциал, несмотря на объективные геополитические факторы.

3.151553576535
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика