На площадке Сочинского инвестиционного форума прошло обсуждение новой региональной политики России


Одним из основных документов системы стратегического планирования, регламентированных Федеральным законом № 172-ФЗ, является Стратегия пространственного развития Российской Федерации. Стратегия предусматривает подготовку нового для государства типа документа, в котором должны сочетаться подходы стратегического и территориального планирования. По различным направлениям формируемой сегодня Концепции стратегии идет много дискуссий в отношении сценариев пространственного развития, определения точек роста, целевых показателей и долгосрочных эффектов. Панельная сессия «Сбалансированное экономическое развитие регионов» явилась продолжением обсуждения данных вопросов, решение которых определит дальнейшие векторы развития государства в целом.

В сессии приняли участие Александр Цыбульский, заместитель Министра экономического развития России, Андрей Клепач, заместитель председателя (главный экономист) — член правления ГК «Внешэкономбанк»,  Владимир Климанов, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» (ИРОФ), Александр Кузьмин,  президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Алексей Праздничных, руководитель направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок», Александр Цыбульский, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, Александр Пискунов, заместитель руководителя межведомственного координационного центра Института социально-политических исследований РАН. Модератором сессии выступил Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково».

Александр Цыбульский, открывая сессию, вернулся к выступлению Дмитрия Медведева и его видению основ формирования концепции экономической специализации регионов как точек экономического роста. Почему не получалось сформировать программу развития регионов раньше, какие факторы этому мешали, и что нового принесет создаваемый сегодня документ в развитие регионов? По мнению Цыбульского, безуспешные попытки внедрить разработанные ранее стратегии объясняются тем фактом, что многое из того, что планировалось, просто не исполнялось, поэтому одной из основных задач сегодняшних программных документов является введение системы ответственности за исполнение. Документ не должен носить директивный централизованный характер, но должен сформировать бюджетные и плановые точки роста непосредственно в регионах.


«Сегодня, в последние 15-20 лет... большую роль в поддержке инноваций играют не центры, а именно регионы»

Алексей Праздничных, руководитель направления фонда ЦСР


Алексей Праздничных, рассказал участникам, что сегодня Центр стратегических разработок занимается подготовкой стратегии - 2024 и стратегии -2035. При работе над концепцией территориального развития на сегодняшний день существует ряд разногласий. Принципиальным разногласием является то, что текущая версия правительства – представить централизованную карту регионов и сразу обозначить на ней точки роста, а позиция ЦСР заключается в том, что нужно предоставить экономическую самостоятельность регионам, чтобы централизованная карта развития сформировалась сама уже в результате 10—15 летней деятельности.


«На мировой карте инноваций российских регионов нет. У нас обозначены только два региона – Москва и Питер, которые проигрывают всем регионам Европы, Северной Америки, Азии»

                                  Алексей Праздничных, руководитель направления фонда ЦСР


По мнению Праздничных, экономическая ситуация сегодня настолько непредсказуема и настолько быстро меняется, что навряд ли правильно будет определять точки роста именно сегодня. Основой для создания Стратегии может служить подход пространственного развития, принятый в Евросоюзе, включающий различные варианты прогнозов развития регионов и точек территориального роста в будущем. Но даже Евросоюз, разработав различные сценарии, не может сегодня с уверенностью сказать, как именно будет происходить развитие территорий в ближайшие 10 лет. ЦСР определяет три столпа, на которые должна опираться программа территориального развития - это развитые уже сегодня регионы, это новый взгляд на развитие городов, когда города становятся фокусом регионального развития (сегодня, наоборот, существует фокус на развитии малых городов, что не является правильной позицией) и фокус на развитие инфраструктуры. Третье – это инновации. Сегодня нет единого представления, как должна выглядеть интегральная инфраструктура, объединяющая все виды транспорта, все технологии, востребованность производств и пр.


«Для инноваций нужен один или несколько университетов, поддержка компаний и высокий уровень жизни»

Андрей Клепач, заместитель председателя (главный экономист) ГК «Внешэкономбанк»


Андрей Клепач в своем выступлении сказал, что работая в Минэкономразвития, он являлся непосредственным участником разработки всех ранее формировавшихся концепций и стратегий регионального развития. Схемы развития в отдельных отраслях промышленности: энергетике, транспорте и пр. уже давно были разработаны. Но в ранее принятых документах существовала другая концепция – развитие технологических кластеров. Далее ситуация сложилась так, что данная программа дальнейшей поддержки не получила ни в административном, ни в финансовом плане.

Сегодня государство делает акцент на поддержку отдаленных регионов: Калининграда, Дальнего Востока, Северного Кавказа. По словам Клепача, с одной стороны, данным регионам надо помогать, а, с другой стороны, эти регионы явно не являются регионами инвестиционного профиля. При этом инновационные кластеры уже сегодня существуют и активно работают в Новосибирске, Томске, Нижнем Новгороде, Перми, Татарстане и необходимо поддерживать именно эти регионы. Андрей Клепач считает, что созданные ранее фонды, которые давно никого не финансируют, а также созданные министерства регионального развития, у которых есть полномочия принимать или отклонять госпрограммы, уже давно не работают, но продолжают существовать.


«Институты развития регионов нужны, но не в том виде, в котором они сейчас функционируют»

 Андрей Клепач, заместитель председателя (главный экономист) ГК «Внешэкономбанк»


Андрей Клепач сделал акцент на необходимости развития городов. По его мнению, нужно внедрить практику создания городских фондов, которые существуют и успешно работают во всем мире, когда жители городов, представители бизнеса, муниципальные власти создают так называемую «единую кассу» для ремонта дорог, школ, парков, территорий и пр.

Владимир Климанов, обратил внимание, что в новом указе термин «региональная политика» заменен термином «политика регионального развития». По его мнению, в документе должен обязательно присутствовать раздел о налаживании горизонтальных связей, который пока отсутствует, а также обязательно должна быть регламентирована поддержка территорий опережающего развития. Положительным моментом является введение в документ термина «субсидиарности», который во многих государствах включен в конституцию, а также предложения по поддержке городов.


«Что за понятие «доступное жилье»? Мне кажется, что жилье должно быть достойное»

Александр Кузьмин, президент РААСН


Александру Кузьмину был задан вопрос в отношении сегодняшних дискуссий о переселении. По его мнению, мы продолжаем создавать «паразитирующее общество», все существующие субсидии на жилье не дают людям возможности развиваться дальше. Кузьмин подчеркнул, что в основе подобных программ во всем мире лежит приложение мест труда, связанность территорий и сохранение исторического и культурного своеобразия территорий.


«Я очень боюсь слов «точка роста». У нас очень часто «точка роста» воспринимается не качественно, а количественно»

                                                                     Александр Кузьмин,  президент РААСН 


По его мнению, все планы по расселению должны основываться на территориальных и исторических особенностях, а не наносить им вред. В первую очередь должна быть структура магистралей, электросетей, потенциальных точек активности. На уровне потребителя людей нужно учить пользоваться благами цивилизации.


Александр Пискунов обратил внимание аудитории, что мы до сих пор живем во времени СНС-93 и считаем показатели ВВП, но не умеем считать инклюзивные богатства, хотя эта практика уже принята во всем мире. Пока ни Высшая школа экономики, ни ЦБ не берутся за решение этой задачи. Но сначала нам нужно научиться считать цепочки добавленной стоимости, а на сегодня доля России по расчётам Всемирного банка в мировых цепочках добавленной стоимости существенно выше, чем доля в мировом продукте.


«Мы пропустили момент внедрения управления целеустремленными архитектурами, при этом в США ни один бизнес-план, ни один контракт не заключается без составления данной архитектуры»

                                   Александр Пискунов, заместитель руководителя ИСПИ РАН


По мнению Пискунова, если у нас не будет грамотно сформированных институциональных коллективных инструментов, которые сформируют зону активности, ситуация не изменится. Он считает, что создание коллективного Фонда регионального развития было бы крайне необходимо сегодня для успешной деятельности.


Справочно: о Стратегии пространственного развития России

Стратегия должна определить приоритеты, цели и задачи регионального развития России, а также меры по их достижению и решению. В составе Стратегии разрабатываются предложения о совершенствовании системы расселения на территории РФ и приоритетных направлениях размещения производительных сил.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации с детализацией ее положений в разрезе субъектов Российской Федерации.

В Стратегии должны быть зафиксированы следующие основные положения пространственного развития:

  • приоритеты совершенствования системы расселения на территории Российской Федерации и механизмы стимулирования расселения в соответствии с приоритетными направлениями совершенствования системы расселения;
  • направления изменения структуры экономики Российской Федерации в региональном аспекте;
  • перспективные конкурентные преимущества и экономическая специализация субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда в соответствии с их типологической принадлежностью, учитывающие принципы обеспечения согласованности приоритетов отраслевого и регионального развития;
  • прогноз (оценка) потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах с учетом перспективной экономической специализации и прогнозов социально-экономического развития соответствующих территорий;
  • прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры с учетом перспективной экономической специализации соответствующих территорий;
  • перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития Российской Федерации;
  • варианты территориального размещения национальных технологических платформ;
  • направления интеграции Российской Федерации в единое евразийское и мировое экономическое пространство;
  • состав макрорегионов на территории Российской Федерации;
  • результаты отнесения городов и регионов Российской Федерации к определенным типам.

Помимо этого, предусматривается, что Стратегия должна включать в себя анализ особенностей и проблем пространственного развития Российской Федерации, принципы и приоритеты, цели и задачи, сценарные варианты, показатели пространственного развития, этапы реализации, механизмы достижения установленных приоритетов и целей пространственного развития Российской Федерации.

Министерство экономического развития России

 

3.151566422017
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика