Главное в международной торговле, октябрь 2015


21 октября 2015 года Украина подала иск на Российскую Федерацию в Орган по разрешению споров Всемирной Торговой Организации (ВТО) по причине ограничения Россией импорта украинских вагонов и стрелочных переводов. По заявлению Украины Россия уже второй год ограничивает импорт продукции украинских производителей – Крюковского вагоностроительного завода, Днепропетровского стрелочного завода, «Азовобщемаша» и Харьковского машиностроительного завода в связи с вступлением в силу 2 августа 2014г. Технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта".

Данные регламенты приняты с целью обеспечения безопасности железнодорожного транспорта в странах ЕАЭС. Производители вагонов и железнодорожного оборудования, поставляющие свою продукцию на рынок стран ЕАЭС, должны учитывать установленные регламентом требования при проектировании и производстве железнодорожного транспорта и продукции.

По мнению Украины данные меры противоречат правилам ВТО, в частности, нарушают режим наибольшего благоприятствования в торговле и национальный режим. По данным, приведенным в заявлении Украины, из-за введенных ограничений поставки вагонов и стрелочных переводов в Россию из Украины с 2013 по 2014 год уменьшились троекратно.
 
Ранее данный вопрос рассматривался в соответствующих комитетах ВТО, однако многосторонние переговоры не привели к желаемым результатам, поэтому Украина приняла решение инициировать официальную процедуру разрешения спора ВТО.

Двусторонние консультации — первый и обязательный этап разрешения спора, на котором завершается подавляющее количество споров. Согласно процедуре, России необходимо вступить в консультации в течение 30 дней, в противном случае, спор перейдет к этапу разбирательства и Орган по разрешению споров ВТО учредит третейскую группу для рассмотрения данного дела.

torg_okt1.jpg

То же произойдет  если по итогам двусторонних консультаций стороны не придут к общему решению. «Консультации дают возможность сторонам обсудить вопрос и найти удовлетворяющее их решение, не прибегая к тяжбе», – указывают в ВТО. Максимальный срок консультаций составляет 60

Замминистра экономического развития России Алексей Лихачев, комментируя инициированной Украиной спор,  заявил о намерении следовать правилам ВТО: «Уже проведен первый экспресс-анализ данной ситуации нашими специалистами, в том числе с привлечением независимых экспертов. Но для выработки стратегии и тактики в этом вопросе нужно чуть большее время. Мы в любом случае будем действовать в соответствии с жестким регламентом ВТО».

Обострение политических и экономических отношений России и Украины последних лет существенно повлияло на показатели взаимной торговли. По данным International Trade Center, в 2014 году  экспорт Украины в Россию сократился на треть по сравнению с 2013г. Исходя из статистики за первое полугодие 2015, можно прогнозировать дальнейшее сокращение объемов экспорта Украины в Россию по итогам текущего года.  

Спор по железнодорожной продукции – первая жалоба Украины к России в ВТО. Ранее в этом году Россия также подала первый иск к Украине - по антидемпинговым пошлинам на нитрат аммония. Украина ввела антидемпинговые пошлины в 2008 году, а в июле 2014 года данная мера была продлена еще на 5 лет. При этом антидемпинговые пошлины пересмотрены в сторону их повышения — с 11,91% до 36,03%. Данное решение было принято на основании заявления предприятий Ostchem, входящих в состав финансово-промышленной Group DF. Они утверждали, что цена на газ для украинских заводов азотной химии существенно превышает цену для аналогичных российских производителей.

8 Мая 2015 года Россия инициировала процедуру обжалования данной меры в ВТО. По мнению российской стороны, повышение антидемпинговых пошлин почти в три раза является необоснованным, и при проведении антидемпингового расследования Украиной были нарушены положения Антидемпингового Кодекса ВТО. В частности, при расчете себестоимости продукции не учитывались цены на электроэнергию внутри России, а использовались цены из третьих стран. То есть применялись так называемые энергокорректировки, практикуемые в антидемпинговых расследованиях ЕС, в отношении которых Россией также 8 мая 2015г. был инициирован спор. Такие корректировки завышают нормальную стоимость энергоемких российских товаров, например, минеральных удобрений и черной металлургии, и, соответственно, уровень демпинговой маржи, что дает возможность применять повышенную антидемпинговую пошлину.

Повышение антидемпинговых пошлин на нитрат аммония свело к минимуму российский экспорт в Украину, несмотря на то, что Россия являлась основным поставщиком нитрата аммония для Украины.

Что касается общего экспорта России в Украину, он также показывает существенное сокращение - с 2013г по 2014г снижение составило 28% - с 23 до 17 млрд.долл., в первом полугодии 2015 экспорт составил 4,7 млрд.

torg_okt2.jpg

3.151553340616
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика