Результаты рейтинга Doing Business-2017: позиция России


Рейтинг «Ведение бизнеса» является одной из ведущих публикаций Всемирного банка и представляет собой количественные показатели по регулированию предпринимательской деятельности в каждой стране, а также показатели защиты прав собственности. Исследование охватывает 11 областей бизнеса. Десять из них включены в рейтинг легкости ведения бизнеса: открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, доступ к электроэнергии, регистрацию собственности, получение кредита, защиту миноритарных инвесторов, уплату налогов, ведение трансграничной торговли, обеспечение исполнения контрактов и разрешительную документацию. Регулирование рынка труда не входит в рейтинг в этом году. Рейтинг основан на показателях, полученных на 1 июня 2016 года.



В целом по результатам сегодняшнего рейтинга, включающим 190 стран, улучшения зафиксированы в 137: задокументировано 283 бизнес – реформ, большинство из которых произведено в области уплаты налогов, получения кредита и трансграничной торговли.

Лидеры по улучшению условий для бизнеса – Бруней, Казахстан, Кения,   Беларусь, Индонезия, Сербия, Грузия, Пакистан, ОАЭ и Бахрейн (всего 48 реформ). Европа и Центральная Азия продолжают оставаться регионами с самой высокой долей развитых экономик, но реализующими, при этом, по крайней мере, одну реформу.

Россия заняла 40 место в рейтинге по совокупному количеству баллов (на первом месте - Новая Зеландия, США, например, - на 8 месте, Эстония  - на 12, Франция - на 38). 

Согласно методике Doing Business, суммируется количество баллов, которое набирает каждая страна по различным индикаторам по шкале от 0 до 100, где 0 – это худший результат. Оценка России по простоте начала ведения бизнеса составляет 97,57, что на сегодня является 26 результатом из 190 стран (где 1- лучший результат, а 190 худший).


По последним данным в России становится немного легче начать новый бизнес, чем в других сопоставимых странах и регионах. Россия  занимает  26 место по этому показателю, набрав 93,57 балла, и опережает Казахстан (91.94), Мексику (85.74), Китай (81,02) и Бразилию (65.04). В России стало легче начинать бизнес, поскольку  отказались от требования банковской карточки с образцами подписей перед открытием банковского счета (2014), устранили требование внести уставный капитал до регистрации компании и требование уведомлять налоговые органы об открытии банковского счета (2015), а также сократили количество дней, необходимых для открытия корпоративного счета (2016).

По показателю разрешений на строительство в настоящее время Россия занимает 115 место (на первом месте - Новая Зеландия). Процесс получения разрешения состоит из 13,7 процедур, 239,3 дней и приблизительно 1,4% стоимости реализации проекта. Россия сделала сам процесс получения разрешений на строительство проще, устраняя ряд требований для утверждения проектов государственных органов и сокращая время, необходимое для регистрации нового здания. Несмотря на сокращение времени и числа процедур, необходимых для получения разрешения, сами разрешения стали более дорогими. 

По доступу к кредитным ресурсам у России более высокий балл, поскольку улучшились юридические права заемщиков и кредиторов (44 место). Принят новый закон об обеспеченных сделках, который установил централизованный реестр залога и позволяет предоставлять описание объединенных активов в качестве залога. Принятые меры должны увеличить доступ предпринимателей к кредитам. Несмотря на новый закон, Россия снизила рейтинг с 42 до 44 места, но данное падение объясняется финансовыми санкциями против 5 государственных банков.

Система налогообложения в России выглядит достаточно эффективно. Налоги помогают правительствам платить за государственную инфраструктуру, поддерживать общественные услуги и другие аспекты работы. Несмотря на то, что Россия упала по общему количеству баллов (с 40 до 45 места), в стране упрощена процедура возврата НДС, исключено движимое имущество из налоговой базы корпоративной компании, при этом, верхний предел заработной платы, который используется при расчете социальных взносов, был поднят.

Торговля в глобализованном мире приобретает все большее значение для бизнеса. Усложнение процессов, лишние документы, неэффективная координация, а также отсутствие надлежащей инфраструктуры приводит к дополнительным затратам и задержкам для экспортеров и импортеров, подавляя торговый потенциал. Россия упростила международную торговлю за счет сокращения количества документов, необходимых для каждой экспортной или импортной операции, снизила соответствующие расходы, внедрила электронную систему предоставления экспортных и импортных документов, сократила количество проверок. Эти прикладные изменения еще не успели найти отражение в рейтинге в полном объеме, поэтому пока Россия занимает 140 строку.

По обеспечению исполнения контрактов Россия снизилась с 8 до 12 места. Процедура занимает 337 дней и составляет 16,5% от цены контракта. Если сравнивать  Россию с Бразилией, Мексикой, Европой и Центральной Азией, данные процессы занимают меньше времени и стоят дешевле. Введенная электронная система сделала подачу иска проще, но в целом, в России исполнение контракта стало еще более затрудненным, поскольку удлинился начальный этап судебного разбирательства.

По рейтингу в категории решений о неплатежеспособности 51-е место России не изменилось по сравнению с предыдущим годом. Аналитики рейтинга описывают процесс  решения о неплатежеспособности так: «...быстрый и дешевый процесс определения  и решения о процессах неплатежеспособности приводит к быстрому возвращению предприятий к нормальной эксплуатации и возврату средств кредиторам». Средний промежуток времени процедуры в России составляет 2 года, средняя скорость восстановления предприятия/компании - 38,6 центов на доллар. Ряд законодательных мер, направленных на улучшение прав кредиторов и повышение эффективности системы несостоятельности, были введены в России еще в 2009 году. 

Наша страна имеет хороший показатель по регистрации собственности – 9 место, а защита миноритарных акционеров стоит на 53 строке.

Таким образом, Россия облегчает условия для появления новых предприятий, для регистрации собственности и исполнения контрактов; идет дальнейшая работа по упрощению получения доступа к электросетям, кредитным ресурсам; совершенствуется налоговая политика. Более низкие темпы развития наблюдаются в области разрешений на строительство и внешней торговле. Усиление мер в данных направлениях может придать значительный импульс развитию экономики. 

Повысить место в рейтинге России позволят улучшения в нескольких ключевых областях бизнеса:

Электричество

Цены на нефть, упавшие в 2014 году, продолжают колебаться и пока не могут вернутся к ценам 2014 года. Поскольку Россия зависима от цен на энергоносители, снижение цен на нефть влияет на российский рубль и покупательную способность потребителя. Хотя государство и принимает меры по обеспечению предприятий электроэнергией, это электричество главным образом поставляется за счет тепловой энергии, ГЭС и ядерной энергетики. России должна развивать производство возобновляемых источников энергии, которые являются более экономически эффективными (в настоящее время производство возобновляемых источников составляет 1% от общего объема электроэнергии). Тем не менее, стоимость и доступность электроэнергии пока является препятствием для бизнеса, а санкции против 3-х крупных энергетических компаний могут ограничить способность государства сдерживать рост цен на продукцию.

Трансграничная торговля 

В настоящее время в России процесс экспорта товаров занимает в среднем 96 часов и $765, а импорт товаров $ 160. Для сравнения - Европа и Центральная Азия в среднем экспортируют товары за 28 часов, при этом расходы экспорта и импорта составляют $ 195 и $ 91, соответственно. Возможно, реформа таможенной службы и новый закон, который будет принят в 2017 году, принесет результаты и сократит время и расходы, с которыми сталкиваются предприятия при экспорте и импорте товаров.

Получение разрешений на строительство

Необходимо снизить затраты, а также уменьшить время, которое требуется для получения разрешений. Предприниматели пытаются обходить получение дорогостоящих разрешений, относящиеся к стандартам безопасности. Государство пытается противостоять этой тенденции, вводя систему высоких штрафов за отсутствие определенных сертификатов. Формирование простого и экономически эффективного процесса для бизнеса, который позволит вести строительство, уменьшать взяточничество, а также повышать безопасность возводимых конструкций и условий труда, будет способствовать развитию отрасли и улучшению качественных показателей. Очевидно, что снятие финансовых санкций сможет облегчить процесс доступа к кредитным ресурсам.

По мнению аналитиков Всемирного банка, Россия находится на правильном пути поддержки своих предпринимателей, ведущем к росту экономики: ведётся большая работа по сокращению лишних процедур и документов. Правительству удалось улучшить деловую активность при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ - создано для оказания поддержки предпринимателям и предприятиям России), а также благодаря реализации Национальной предпринимательской инициативы и разработке дорожных карт для реформирования конкретных отраслей. За счет улучшения деловой атмосферы в целом и снижения стресса на вновь создаваемых и действующих предприятиях, России имеет возможность подняться в рейтинге в ближайшей перспективе.

3.151566421999
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика