Америка и Китай – рынки СПГ


24-26 сентября в Сингапуре состоялась 34-ая ежегодная Азиатско-Тихоокеанская конференция по нефти и газу под эгидой консалтинговой компании S&P Global Platts (S&P Global Platts 34th Annual Asia Pacific Petroleum Conference), которая совпала с весьма важным моментом в развитии азиатской энергетической отрасли.

На ней было отмечено, что на мировом и региональном рынках сжиженного природного газа (СПГ) появляются новые риски – не в последнюю очередь вследствие американо-китайской торговой войны, подпитываемой зеркальными тарифами в области торговли.

Риск первый – Китай только что заявил о возросшей возможности введения 25%-го тарифа на американский СПГ. Это приведёт к фактическому выдавливанию американского СПГ с рынка КНР, который стал крупнейшей экономикой Азии, активно стремящейся сократить свою зависимость от угля.

Риск второй – развернувшаяся торговая война между США и Китаем породила опасения в отношении ключевой движущей силы спроса на морские перевозки СПГ – потока торговли сжиженным природным газом между США и Китаем. В то же время ожидается, что она будет способствовать дальнейшей коммодизации СПГ, поскольку создаст больше торговых возможностей и породит необходимость в расширении вариантов морских перевозок.

График 1. Экспорт американского СПГ в Китай


Китай ещё в начале августа с.г. пригрозил ввести 25%-ный тариф на импорт американского СПГ в ответ на ещё один раунд американских тарифов в отношении импортируемых в США китайских товаров на сумму 200 млрд долл. Участники рынка СПГ дали понять, что предлагаемые Китаем тарифы на американский СПГ и последующие корректировки торговых потоков станут, вероятно, крупнейшим потрясением для отрасли после землетрясения в Японии и аварии на АЭС Фукусима в 2011 г., превзойдя торговое эмбарго в отношении Катара в 2017 г.

Китай до настоящего времени был крупнейшим рынком, освоенным США, поскольку усилия китайского правительства в области политики по борьбе с загрязнением окружающей среды вынуждают местных конечных потребителей переходить с угля на природный газ. За последние пять лет среднее расстояние доставки в отношении СПГ, произведённого в США, особенно возросло – с 3771 морских миль (6983 км) за одно плавание в 2014 г. до 9268 морских миль (17164) за одно плавание в 2018 г. (данные S&P Global Platts Analytics).

КНР не назвала даты введения нового тарифа, однако неопределённость уже заставила китайских покупателей активно искать замену и выходить на независимые торговые дома и нефтяные компании в поисках вариантов. Это позволило бы перенаправить спотовые партии американского СПГ на другие рынки и обменять их на неамериканский СПГ.

В случае введения тариф начнёт действовать в течение одного-двух месяцев, что создаёт весьма узкое окно возможностей поиска альтернативы для покупателей, продавцов и трейдеров, чтобы скорректировать свой бизнес.

Рынок сегодня создаёт новые возможности для посредников, таких как трейдеры СПГ, а также способствует росту разнообразия вариантов морских перевозок, чтобы компенсировать воздействие перебоев торговых потоков. Эти перемены поддержат рост как спотовой торговли СПГ, так и рынков морских перевозок, поскольку они тесно взаимосвязаны. Исторические торговые потоки также позволяют предположить, что эти перебои могут в действительности увеличить спрос на перевозки, поскольку заменители американского СПГ будут доставляться из ещё более удалённых мест. Так, например, азиатский спрос на газ станет в большей степени зависим от поставок из северного полушария.

Факторы спроса, в частности переход с угля на газ в Китае, зимний пик потребления и природные катастрофы, ранее подталкивали некоторые прогнозы в отношении цен на СПГ в Японии на уровень, достаточный, чтобы сделать привлекательными поставки СПГ с терминала Хаммерфест компании Statoil в Норвегии и российского проекта Ямал СПГ в Арктике. В этом году, по данным S&P Global Platts Analytics, китайские спотовые закупки составили, в среднем, пять партий в месяц – однако в январе с.г. они были эквивалентны 23-м партиям ежемесячно, что свидетельствует о масштабе китайского зимнего спроса на газ.

Риск третий – риск спроса на морские перевозки. Американо-китайская торговая война породила определённые опасения в отношении сокращения спроса на морские перевозки, поскольку китайские покупатели пересмотрят свои закупки спотовых партий американского СПГ и заменят их СПГ с Ближнего Востока, Нигерии, Юго-Восточной Азии или Австралии, которые расположены ближе к китайским портам.

Эти риски были усилены недавно прозвучавшими из Вашингтона обязательствами США облегчить покупку американского СПГ для европейских стран, снизив торговые барьеры. Морские торговые пути между США и Европой заметно короче, а блок НАТО имеет глубокую заинтересованность в снижении роли России на европейском рынке предложения природного газа.

Однако тот факт, что Китай останется растущим центром спроса, произведёт эффект домино в области ценообразования на СПГ, в том числе и ставок фрахта СПГ-танкеров. Китай пытается реорганизовать свои закупки в свете протекционистских тарифов США, и в этой связи необходимо констатировать, что если на спотовом рынке будут закупаться дополнительные объёмы, цены начнут меняться. По прогнозу экспертов S&P Global Platts Analytics, ожидаемый рост спроса на СПГ в Северо-Восточной Азии позволяет предположить, что ставки фрахта СПГ-танкеров в Тихоокеанском бассейне предстоящей зимой достигнут 82 тыс. долл. в сутки.

Ставки фрахта СПГ-танкеров в начале текущего года достигали 85 тыс. долл./сут., затем опустились до нижнего предела в 45 тыс. долл./сут. в мае с.г. К июню они выросли до 95 долл./сут. в Европе на волне летнего спроса, почти в 2,5 раза превысив уровень аналогичного периода прошлого года, прежде чем опуститься до 75 тыс. долл./сут. в июле-августе с.г. Для сравнения: ставки фрахта СПГ-танкеров для спотовых поставок превышали 120 тыс. долл./сут. в 2012-2013 гг., когда предложение танкеров было ограниченным.

Риск четвёртый – воздействие американо-китайской торговой войны в целом. Реальные опасения вызывает долгосрочное воздействие этой  войны на китайские инвестиции в СПГ-проекты в США, а также на конкурентоспособность американского СПГ по сравнению с продукцией новых СПГ-проектов в других странах. Американский экспортёр СПГ Cheniere Energy заявила, что эти тарифы могут сказаться на переговорах с китайскими покупателями о будущих контрактах, однако существующий долгосрочный контракт с PetroChina затронут не будет.

"Первоначальные контракты PetroChina тесно связаны с обеспечением спроса в зимний сезон. Мы надеемся, что США и Китай смогут быстро придти к взаимоприемлемому решению" – заявил глава Cheniere Джек Фуско (Jack Fusco) в августе с.г. в ходе встречи по обсуждению доходов инвесторов, отметив, что в долгосрочной перспективе китайские тарифы могут помешать переговорам с другими китайскими инвесторами. "Со стратегической точки зрения наш бизнес носит очень долгосрочный характер, и для всем очевидно, что Китаю нужен американский СПГ" – добавил он.

Кроме того, другое соглашение с государственной компанией Sinopec об инвестировании средств в проект Аляска СПГ (Alaska LNG Project) общей стоимостью 43 млрд долл. продолжает обсуждаться строго по согласованному сторонами графику, и коммерческие соглашения в рамках него должны быть подписаны в конце текущего года – представители компаний ожидают, что торговые разногласия будут преодолены к моменту ввода проекта в эксплуатацию в 2024 г.

В рамках предполагаемой сделки Sinopec будет закупать 75% продукции проекта Аляска СПГ, мощность которого составит 20 млн. т/год. Alaska Gasline Development Corp оставит 25% производственных мощностей, или 5 млн. т/год, для других потенциальных покупателей, преимущественно из азиатских стран.

Однако у участников рынка эти планы вызывают сомнения. Как считают эксперты консалтинговой компании Wood Mackenzie, "долгосрочные рыночные последствия с большой степенью вероятности окажут влияние на новые проекты в области предложения, поскольку ограничат целевой рынок сбыта для разработчиков новых СПГ-проектов в США, которые будут вынуждены искать новые долгосрочные контракты".

Следует иметь в виду, что со стороны других покупателей в Азии и Европе существует высокий спрос на потенциальную вторую волну американских СПГ-проектов. Это проявилось, в частности, в подписании компанией Cheniere Energy нового соглашения о купле-продаже СПГ в августе нынешнего года с тайваньской компанией CPC Corp., предусматривающего поставки 2 млн. т/год СПГ в течение 25 лет, начиная с 2021 г. Это соглашение, как ожидается, поддержит реализацию планов Cheniere Energy по наращиванию экспортных мощностей на побережье Мексиканского залива США.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что российские поставщики СПГ на внешний рынок могут воспользоваться новыми возможностями для экспорта СПГ в страны Восточной Азии, учитывая, однако, и упомянутые риски.

 

Источник: ИМЭМО

3.151547726291
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика