zasedanie-merkuriy-kluba-na-temu-o-podderzhke-muzykalnoy-kultury-v-rossii
НОВОСТИ: Заседание «Меркурий-клуба» на тему «О поддержке музыкальной культуры в России»
4 Октября 2010

30 сентября 2010 года в ЦМТ  прошло заседание «Меркурий-клуба» на тему: «О поддержке музыкальной культуры в России».

В мероприятии приняли участие ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов, ректор Московского государственного университета культуры и искусств Рамазан Абдулатипов, композитор, народная артистка СССР Александра Пахмутова, известный поэт-песенник Николай Добронравов, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка, народный артист России, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер, другие деятели музыкальной культуры.  В работе «Меркурий-клуба» участвовали руководители ТПП РФ, главы департаментов  палаты, представители бизнеса, работающие в сфере культуры.

Главной целью заседания Клуба было привлечь внимание бизнеса и власти к проблеме духовного воспитания подрастающего поколения, к музыкальному образованию, начиная со школьного возраста. Участники рассмотрели роль музыкальной культуры в формировании духовного и культурно-исторического пространства в РФ, обсудили возможности государственно-частного партнерства в музыкальном образовании и эстетическом воспитании детей, вопросы законодательно-правовой защиты авторов музыкальных произведений и  другие.

Перед началом заседания прошла небольшая пресс-конференция, на которой журналисты имели возможность взять интервью у участников мероприятия.

Вел заседание и выступил на нем Председатель Правления Клуба, Президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков.

Музыкальная культура России находится на весьма высоком уровне, сказал он в своем выступлении. Поэтому задача состоит в том, чтобы не допускать негативного влияния, коммерциализации культуры, в том числе и музыкальной. Это отнюдь не означает, что нам не следует перенимать ничего позитивного из зарубежной музыкальной культуры. Безусловно, подчеркнул Евгений Примаков, у участников нашего обсуждения многое наболело: и отсутствие должного уровня музыкальной культуры на телевидении, и низкая социально-экономическая обеспеченность музыкантов симфонических оркестров, и слабая государственная поддержка музыкального образования, и очевидные недостатки концертной работы, и слабости законодательной базы, на которой развивается музыкальная культура…

Нам надо обсудить, что может и должно сделать государство для развития музыкальной культы в России в области финансирования, в области законодательства, и что может и должен сделать бизнес для развития музыкальной культуры. Наконец,  что можно сделать дополнительно для защиты интересов композиторов и исполнителей – какие усовершенствования следует вводить в механизм авторских прав, как адаптироваться к условиям, которые создает Интернет.  

С основным сообщением выступил композитор, председатель подкомитета по предпринимательству в сфере культуры Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.Силантьева Александр Клевицкий.

19 апреля 2010 года, сказал он, в Госдуме ФС РФ состоялись парламентские слушания «О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре». До принятия закона еще далеко, но дело сдвинулось с мертвой точки.

По мнению г-на Клевицкого, одна из главных проблем заключается в том, что современное общество недостаточно осведомлено о культурной деятельности. Сейчас иные приоритеты, а культура чаще воспринимается как обособленная и необязательная часть сферы услуг. Поэтому задача современного творческого сообщества состоит в том, чтобы представить не просто национальную  программу по культуре, а продумать глубокие системные изменения, направленные на переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в культуре, определении  значения профессиональных   музыкальных объединений.

Далее Александр Клевицкий затронул тему возможностей государственно-частного партнерства в музыкальной деятельности (образование, концертная работа, материальная база субъектов культуры). Мировая практика не знает стран, отказывающихся от системы мер по поддержке культуры, и мы должны идти в этом же направлении.  Речь всегда идет о бюджетных ресурсах, о разных способах распределения «усилий» между бюджетом и частным финансированием в форме спонсорства, меценатства или иных  видов благотворительности. Модернизация и расширенное воспроизводство творческой и социальной инфраструктуры требуют  серьезных организационных, управленческих, финансовых ресурсов. Таких ресурсов в государственном бюджете нашей страны недостаточно. Однако, эффективное решение  задачи полноценного финансирования всех сфер культуры возможно  путем объединения усилий частного и государственного секторов.

Говоря о законопроекте ФЗ «Об образовании в РФ», Александр Клевицкий отметил: система художественного образования должна развиваться по ряду базовых принципов. Это: интеграция, формирующая единое  информационно-культурное пространство на основе взаимодействия  профессионального образования и учреждений культурного производства; дифференциация как принцип формирования эффективного рынка образовательных услуг, способного удовлетворить спрос на образование художественного профиля; системность, непрерывность, многоуровневость связи с культурной средой, опора на  этнокультурный компонент и т.д.

Очень важно сохранить трехуровневую систему художественного образования: школа – училище – вуз. Это важнейший принцип профессионализма нашей национальной школы. Россия в сфере культуры и искусства признана во всем мире. Высокие достижения в этой области обусловлены существующей уникальной системой художественного образования, сложившейся в нашей стране.

Александр Клевицкий затронул также проблему подготовки управленческих кадров, вопросы законодательно-правовой защиты авторов музыкальных произведений в РФ и за ее пределами и осветил тему совершенствования системы премий и грантов в сфере музыкальной культуры. Премий, считает он, должно быть больше, оформление документов на их получение  должно быть упрощено. Выдвижение должно быть более прозрачным. Существующие гранты как государственная поддержка, безусловно, недостаточны.

В заключение Александр Клевицкий отметил, что для сохранения и развития отечественной музыкальной культуры необходимо: постоянное привлечение СМИ к деятельности Союза композиторов, театров оперы и балета, филармоний, музыкальных обществ, музыкальных образовательных учреждений; формирование условия для активной гастрольной деятельности; содействие расширению культурного обмена РФ и зарубежных стран; создание  координационного центра музыкальных проектов; а также развитие законодательства в области поддержки меценатства, благотворительной деятельности.

Ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов затронул тему музыкального образования.

Сегодня в ТПП РФ состоялся «круглый стол», на котором обсуждался проект закона об образовании. По сравнению с первым вариантом проекта появились некоторые перемены к лучшему; в первом даже слов-то «культура», «искусство» не было. В нынешнем варианте уже есть упоминание об образовательных программах в области культуры. Но главная проблема осталась – большие законодательные прорехи в подходе к образованию в этой области. Кстати, на обсуждении не было ни одного представителя соответствующего министерства, и это стало уже нехорошей традицией. Стране нужен полноценный закон о культуре, сделал вывод Александр Соколов.

Он рассказал также о ситуации, сложившейся  вокруг петербургской и московской консерваторий. Они обе должны иметь статус университета, консерватории – особо ценное наше достояние. Следует сохранить их право на аспирантуру. Главная цель аспирантуры – подготовить уникальных виртуозов своего дела, в частности, музыкантов. Это «штучный товар» мирового значения и уровня, гордость и достояние страны.

Председатель комиссии по культуре Совета Федерации ФС РФ Александр Дзасохов определил нынешнюю ситуацию в российской культуре как «период турбулентности».

Во время войны на фронте прошло более 1 млн 600 тысяч концертов деятелей искусства. Нынешние культурологи не могут себе подобное даже вообразить. Следует помнить, отметил Александр Дзасохов, что понятие «культура» – это отнюдь не  тождественно понятию «министерство культуры» и его работе.

Культура – понятие всеобъемлющее, она имеет отношение и к «физикам» и к «лирикам». Материальная составляющая жизни страны должна быть связана с культурной составляющей – без этого прогресс общества невозможен. В этом плане следует отметить положительный  факт, что финансирование культуры в 2011-2013 гг. будет сохранено на уровне 2007-2008 гг.  Это на докризисном уровне, что очень важно. Дзасохов поднял также тему меценатства, которое обязательно надо поддерживать и поощрять. Меценатство – это гражданская позиция.

Министр культуры Правительства Московской области Галина Ратникова свои надежды на улучшение состояния культуры связывает с принятием до середины будущего года областного закона о государственно-частном партнерстве. На Западе существуют внебюджетные фонды,  система частных грантов: мы пока лишены этого. Вся надежда на более активное участие бизнеса, на его совместные с властью проекты, причем следует добиться, чтобы культура была доступна людям с любым достатком.

Из-за заметного бездействия в последние двадцать лет в области культурного, эстетического воспитания в обществе исчезает потребность посещать объекты культуры, половина детей Московской области никогда не посещала театр.

Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка продолжил тему. Но если говорить о симфонической музыке, то она практически недоступна людям. Где они ее услышат? По радио, по телевидению – практически нет. Концертных залов по стране мало. Можно спросить: а нужна ли симфоническая музыка  вообще? Я  35 лет работаю с оркестром в подмосковном Жуковском. Все концерты проходят с аншлагом. Администрация давно поняла, что симфонический оркестр нужен городу. Хорошая музыка нужна для воспитания ума. Культура и образование вообще существуют для того, чтобы человек осознавал себя как личность. Нужно обязательно и постоянно будить сознание, давать человеку право выбирать. Но для этого  настоящая культура должна быть доступной.

Сергей Скрипка представил и другую сторону проблемы. Оркестру, в силу занятости нечасто выступающему в концертных залах, непросто в наше время выжить. Заработок  музыканта порядка 9-13 тысяч рублей в месяц. Нужна помощь от государства. Нужен грант, как у остальных симфонических оркестров. В принципе, оркестр постоянно находится на грани существования. Музыканта, вынужденного по материальным причинам уйти, непросто бывает заменить. Проблем всегда хватает, сказал Сергей Скрипка, отвечая на вопрос, что еще затрудняет жизнь оркестра, но они все решаемы, если решена главная проблема существования и развития культуры в стране – проблема материальная.

Об остроте проблемы подделок и контрафакта говорил директор Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ Николай Гетман.

По оценкам экспертов, сказал он, легальный оборот российской музыкальной индустрии в 2009 году составил всего лишь 1,44 млрд руб. Доля доходов непосредственных создателей музыки  составляет немногим больше 20 % от общих доходов индустрии. Но если учесть теневой оборот в смежных отраслях и продажу пиратских копий, их доля и вовсе падает до 8 %.

Как видим, подчеркнул Николай Гетман, интеллектуальная собственность нуждается в защите. Это подтверждают и результаты работы правоохранительных органов. Только за последнее время пресечена деятельность семи производственных линий, производящих DVD-диски с пиратским контентом в Москве и области. Стоимость оборудования этих линий составила свыше 20 млн долл. Объем их производства превысил 50 млн дисков, то есть 18 % общероссийского рынка.

Придавая серьезное значение вопросам развития и защиты интеллектуальной собственности в стране, ТПП РФ уже третий год проводит ежегодный Форум «Интеллектуальная собственность – XXI век». В декабре нынешнего года на базе «Экспоцентра» во второй раз пройдет Международный конгресс «Интеллектуальный приоритет». И предприниматели, и представители госорганов отмечают следующие проблемы, над которыми мы  сейчас работаем: отсутствие стратегии партнерства государства, бизнеса и гражданского общества в сфере защиты отечественного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции; недостаточная координация действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с контрафактом; несовершенство действующего законодательства; слабое участие предпринимателей в мерах по противодействию контрафакту, причем бизнесмены зачастую способствуют появлению на рынке контрафактной и фальсифицированной продукции.

Хочу отметить, сказал Николай Гетман, что проблема контрафакта и фальсификата – это проблема и других государств. В ряде стран ЕС, например, введена уголовная ответственность не только за изготовление и сбыт, но и за приобретение контрафакта. Мы внимательно изучаем опыт работы наших коллег и используем его для предложений в органы государственной власти и рекомендации предпринимателям.

Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер, в частности, отметил, что заметно сокращение бюджетов учебных заведений, что заставляет организации искать заработок «на стороне», что сказывается на качестве подготовки студентов. Консерватория «на самоокупаемости» – это недопустимо, заявил он. Вложения в культуру по определению долгосрочные. В мире все еще очень ценится наш вклад в музыкальную культуру, но нужна правительственная программа, направленная на сохранение и развитие нашей музыкальной культуры, чтобы удержать позиции. Это престиж государства, гордость народа, подчеркнул Сергей Стадлер.

Представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Эрик Вальдес-Мартинес рассказал, как ВОИС  на практике занимается реализацией авторских прав во время публичных исполнений произведений, а также их исполнения на радио и ТВ. Уровень сборов для правообладателей растет, подчеркнул он. Одна из проблем, которую необходимо решить, – постоянное занижение количества проданных билетов (вырученная на практике сумма занижается на 35-70 %). Нужна единая автоматизированная система сбора сведений о продаже билетов на мероприятия.

Тему продолжил генеральный директор коммуникационного холдинга InterVtdia Евгений Сафронов. Исследование концертно-зрелищной отрасли Москвы и Санкт-Петербурга показали, что в 2009 году она принесла более миллиарда долларов. Индустрия огромна. Нужен серьезный анализ, который показал бы, где денег достаточно, а где их не хватает, что помогло бы сформировать адекватную политику.

Выступления заслуженной артистки России Натальи Бондаревой - художественного руководителя муниципального предприятия «Театр песни Натальи Бондаревой», директора Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки, заслуженного деятеля искусства России Михаила Брызгалова, других участников мероприятия были посвящены различным аспектам  сохранения и развития музыкальной культуры страны.

Итог дискуссии подвел Председатель Правления «Меркурий-клуба», Президент ТПП РФ Евгений Примаков. Он предложил в дополнение подумать над возможностью шефства художественных коллективов над детскими домами; правильным было бы также, чтобы государство  нашло способ дотирования  билетов для малообеспеченных людей; следует уделить внимание популяризации музеев; очень актуально было бы разработать  несколько интернет-проектов, связанных с культурой, и т.д.  

Результаты обсуждения на заседании «Меркурий-клуба» в концентрированном виде будут изложены в записке для руководства страны.     

3.151547860414
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика