vydayushchiesya-yuristy-sssr-i-rossii-v-tsentre-mezhdunarodnoy-torgovli
СОБЫТИЕ: Вениамин Яковлев и Павел Крашенинников в эксклюзивном интервью пресс-службе Центра международной торговли
3 Ноября 2016

Центр международной торговли – центр притяжения гостей из совершенно разных сфер. На этот раз пресс-службе ЦМТ удалось пообщаться с выдающимися юристами, государственными деятелями СССР и России Вениамином Яковлевым и Павлом Крашенинниковым.

Яковлев Вениамин Федорович – советник Президента Российской Федерации, представитель Президента Российской Федерации в Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Член-корреспондент Российской академии наук.

– Вениамин Федорович, как Вы оцениваете эффективность работы современной российской судебной системы, арбитражной в частности?

– Я был инициатором создания системы арбитражных судов. И исходил при этом из того, что названия могут быть разные, а суть одна – специализированные суды, которые рассматривают споры между юридическими лицами, которые работают  в экономической сфере. Суды общей юрисдикции в нашей стране такие коммерческие споры никогда не рассматривали. До революции в нашей стране была система коммерческих судов. В начале это были единичные суды. Экономика и промышленность тогда были развиты недостаточно, но по мере развития промышленности, торгового оборота, в том числе, с участием иностранного капитала, появилась потребность в формировании таких вот торговых судов, и они в России начали создаваться. Самый первый суд по разрешению торговых споров возник в Одессе – это был крупный центр международной торговли. В Одессе до сих пор сохранилось здание суда. Потом в других городах: Петербурге, Москве, Тамбове стали появляться суды. При Николае I были приняты законодательные акты, которые образовали уже систему торговых судов. Появилось действительно хорошее законодательство об этих судах, об их устройстве, о составе, о процедуре, кодекс был. Так они стали обслуживать нашу экономику и просуществовали до 1917 года. В 17-м году вся судебная система была смятена, создавалась новая судебная система, в которой коммерческих судов уже не было. Экономика была другая, не было частной экономики, частных предприятий и так далее.  Поэтому все советское время мы жили без коммерческих судов. Был государственный арбитраж, который рассматривал споры между государственными предприятиями, да других-то, по существу, не было. Но как только  мы стали переходить к рыночной экономике, естественно, возникла необходимость, появились частные предприниматели, частные фирмы – это начало 90-х годов.  И естественно, сразу же возник вопрос: а кто будет разрешать споры между нами. Госарбитраж не мог, потому что он был полусудебный – полуадминистративный орган. Суды общей юрисдикции никогда эти споры не рассматривали. И я предложил создать новую судебную систему, систему коммерческих судов.  Вначале мы так и хотели их назвать, но потом решили, поскольку мы правопреемники госарбитража, то пусть они называются арбитражными. Так появилась система арбитражных судов во главе с Высшим арбитражным судом России. Это хорошо отлаженная судебная система, и если сравнивать ее с судами общей юрисдикции, то она, конечно, была отработана по современным стандартам. Но к моему сожалению,  высший арбитражный суд был присоединен к Верховному суду, теперь наверху он у нас единый. А далее суды расходятся: суды общей юрисдикции и три уровня арбитражных судов, 20 аппеляционных судов и 10 конституционных. Они сохранились все и работают. На уровне верховного суда – это экономическая коллегия.

– Как Вы считаете, нуждается ли система в  дальнейшем реформировании?

– Нынешнюю систему реформировать не надо, она хорошо работает.  Система живет, на мой взгляд, она хорошо укомплектована кадрами. В целом, судебная система хорошая. Предприниматели очень довольны тем, что есть специализированные суды, которые действительно понимают процессы и знают толк в предпринимательских спорах. Когда присоединили высший арбитражный суд, сразу же горячие головы стали кричать о том, что и на других уровнях надо присоединить и преобразовать их в коллегии, но более ответственные головы сказали: нет, не надо этого делать, это суды, которые хорошо работают, пусть продолжают это делать. 

Крашенинников Павел Владимирович – депутат Государственной думы VII созыва от партии «Единая Россия», председатель Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству, член Генерального совета партии «Единая Россия».


­– Павел Владимирович, в рамках работы 7 созыва Государственной Думы Комитет по государственному строительству и законодательству планирует сосредоточить свою деятельность на новом Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Расскажите, что, на Ваш взгляд, по-прежнему нуждается в доработке?

– У нас сейчас четыре процессуальных кодекса: кроме уголовного процессуального есть гражданский процессуальный, арбитражно-процессуальный и кодекс административного судопроизводства. Сейчас готовится новый КоАП, и мы считаем, что с ним не нужно торопиться. В том числе, бизнес предлагает над ним еще поработать, что мы с удовольствием и сделаем. В нем предлагается  увеличить штрафы, увеличить сроки давности, закрывать юридические лица и так далее. То есть такие санкции, которые для бизнеса ничего хорошего не дадут. Поэтому мы очень внимательно на это все посмотрим. Мы собирали совещание с бизнес-сообществом: это ТПП РФ, «Деловая Россия», «Опора России», РСПП и уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей. Они только вчера направили нам общее заключение, подчеркиваю – не отдельно, как раньше, а именно общее заключение, которое мы сейчас взяли в работу. Оно будет доложено руководству страны и, соответственно, будем предлагать в этом году пока его не принимать…  Вы сейчас первыми об этом узнали….  Надо, чтобы бизнес существовал.  

3.151553025182
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика