vladimir-salamatov-zakon-o-standartizatsii-dolzhen-stimulirovat-vnedrenie-innovatsiy-i-ne-ogranichiv
СОБЫТИЕ: Закон о стандартизации должен стимулировать внедрение инноваций и не ограничивать конкуренцию
16 Февраля 2015

Москва, 16 февраля. 12 февраля в Центре международной торговли состоялся «Круглый стол», посвященный обсуждению законопроекта «О стандартизации в РФ», который готовится ко второму чтению в Госдуме. Организаторами мероприятия выступили Росстандарт и ЦМТ при поддержке ТПП РФ и РСПП.

В рамках мероприятия выступили руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Абрамов, генеральный директора Центра международной торговли, Председатель Общественного совета при Росаккредитации Владимир Саламатов, первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов. В оживленной дискуссии также приняли участие представители ведомств, общественных и бизнес-объединений, экспертного сообщества.  

Участники «Круглого стола» обсудили проблемы, которые призван решить новый закон, его роль в развитии экономики и импортозамещения,  а также возможные риски для  бизнеса. Особое внимание вызвала новелла законопроекта, позволяющая делать прямые ссылки на стандарты в нормативных правовых документах.

Открывая дискуссию, Владимир Саламатов напомнил участникам о взаимосвязи обсуждаемого   законопроекта с начатой в 2002 году масштабной реформой в области технического регулирования [см. справку]. Он пояснил, что со времени принятия закона «О техническом регулировании» применение самых передовых стандартов становится целью работы промышленников и предпринимателей. Одновременно нормами о стандартизации, содержащимися в законе о техрегулировании,  были заложены стимулы для трансфера  технологий и тиражирования новаций.

По словам генерального директора ЦМТ, все изменения, внесенные в закон о техническом регулировании обеспечили возможность использования лучших международных  стандартов в отечественной практике, в том числе и в «регулируемой зоне» (зона действия технических регламентов).  «Таким образом, на момент, когда зародилась идея принятия закона «О стандартизации», было сделано достаточно много. Мы получили стройную систему, которая позволила нам создать систему техрегулирования Таможенного союза», – пояснил он.

Говоря о новом законе «О стандартизации» Владимир Саламатов пояснил, почему опасно увлекаться идеей прямых ссылок на стандарты в нормативных правовых документах.  Он привел пример, когда такая  ссылка  на стандарт, содержащий требования к конструкции, которая была сделана в техрегламенте,  привела к ограничению конкуренции. Генеральный директор ЦМТ еще раз отметил, что в техрегламентах возможны ссылки лишь на стандарты, содержащие общие требования безопасности. В противном случае можно поставить крест на инновациях и добросовестной конкуренции.

«Мы должны четко понимать, что технические регламенты и те стандарты, которые используются в качестве презумпции соответствия, ни в коем случае не должны ограничивать конкуренцию и появление новых видов техники на нашем рынке. Основная идея в том, что постоянно формируя перечень стандартов,  обеспечивающих презумпцию соответствия, мы поднимаем уровень требований, достигая более высокого качества», – подчеркнул Владимир Саламатов. 

Он также отметил:  «Нужно очень точно ограничить тот круг, где нормативные документы будут содержать реальные ссылки на стандарты, которые станут обязательными. Я считаю, что это не должна быть сфера, связанная с техрегламентами – там не может быть обязательных стандартов, регламентирующих конструкцию какого-то изделия, систему, узла и т.д. Но такие стандарты как GMP и GLP могут служить  в качестве отсылочных норм». 

«Мы все заинтересованы в появлении такого закона «О стандартизации», который бы вел нас вперед, стимулировал, а не вводил в нашу жизнь недобросовестную конкуренцию», – подытожил Владимир Саламатов.

Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов в своем выступлении подчеркнул важность законопроекта как одной из ключевых мер «антикризисного» реагирования на ситуацию в экономике страны, в частности в сфере импортозамещения. «Нам необходимо осваивать производство тех групп товаров, которые в настоящее время мы не производим. Для этого нам естественно нужны соответствующие стандарты», – пояснил он.  Стандарты, по его словам нужны и для модернизации существующих  российских производств, прежде всего, загрязняющих (необходимость этого установлена новым экологическим законодательством и новым законом о промышленной политике).

Глава ведомства подробно рассказал обо всех ключевых изменениях, внесенных в законопроект по итогам поступивших замечаний ко второму чтению. Речь идет о более подробном описании правил принятия стандартов, процедур формирования технических комитетов по стандартизации, компетенций национального органа по стандартизации (сейчас эту функцию выполняет Росстандарт).  Кроме того, решено включить в число документов по стандартизации общероссийские классификаторы, которые традиционно являются документами национальной системы стандартизации.  В том числе законом регламентирован и новый документ – справочник наилучших  доступных технологий. «Это поддержит и соответствующие отрасли промышленности, и экологические регулирование», – пояснил Алексей Абрамов.

Он отметил, что базовая конструкция сохранена –  «в основе работ по стандартизации находятся интересы бизнес-сообщества». Согласно законопроекту  бизнес принимает участие в формировании стандартов, работая в технических комитетах. Координацию работы осуществляет национальный орган по стандартизации. Важно, что закон впервые в российском законодательстве делает попытку определить, что же такое консенсус (при принятии конкретного национального стандарта).

Алексей Абрамов заверил, что для бизнеса нет никаких рисков в связи с принятием закона. Первое: не меняется порядок допуска продукции на рынок – сохраняются все достижения, закрепленные в законодательстве о техрегулировании. Это означает, по его словам, что не будет создаваться никаких дополнительных барьеров для торговли и для бизнеса с точки зрения подтверждения соответствия. 

Второе: возможность использования ссылок на стандарты в нормативных актах не должна создавать новых полномочий у регуляторов, давать какому-либо ведомству каких-то новых функций и возможностей влиять на права и интересы законов на рынке. «Ссылка нужна в случае, когда регуляторам нужны технические инструменты, и правовым языком это сделать невозможно. Стандарт должен применяться на основе общепринятых норм разумности и необходимости. Без нужды использовать такие ссылки не нужно, это злоупотребление», – пояснил Алексей Абрамов.

Он добавил, что сегодня «именно контролирующее воздействие, как бы мы ни хотели защитить потребителя, будет очень негативно влиять на нашу экономику, поэтому, возможно, стоит смотреть в сторону совершенствования процедур организации всего государственного контроля и надзора».

Представители бизнеса положительно высказались о законопроекте и заявили о необходимости его принятия с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений. Так, первый  заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию Андрей Лоцманов, завершая дискуссию, выразил надежду, что закон будет принят как можно скорее: «От лица нашего уважаемого собрания поддерживаю необходимость скорейшего принятия закона о стандартизации. Практика нашего сегодняшнего взаимодействия и с Росстандартом, и Минпромторгом говорит, что мы услышаны, мы работаем в полном взаимодействии. Если что-то не так – доработаем. Но закон о стандартизации нам нужен немедленно».

Справка

Принятый в 2003 году закон «О техническом регулировании»  снизил нагрузку на бизнес, сохранив обязательные требования лишь к безопасности  продукции,  которые  содержатся в техрегламентах.  Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов стало решаться с помощью процедур обязательной сертификации и декларирования.В то же время законом о техрегулировании было установлено, что   подтверждение безопасности продукции, не подпадающей под  технические регламенты, может осуществляться  в добровольном порядке. Иными словами было принято, что только рыночные стимулы должны заставлять бизнес повышать качество и конкурентоспособность продукции. При этом в законе «О техническом регулировании» устанавливалось, что  для этого должны применяться  передовые стандарты. Вопросам стандартизации в законе посвящена  отдельная глава.

3.151552934087
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика