Новости ЦМТ - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - "Российская аккредитация в надежных руках!"
vladimir-salamatov-i-sergey-migin-dali-sovmestnoe-intervyu-zhurnalu-standarty-i-kachestvo-na-temu-ro
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: "Российская аккредитация в надежных руках!"
23 Октября 2013

Генеральный директор Центра международной торговли Москвы Владимир Саламатов и заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Сергей Мигин дали совместное интервью журналу "Стандарты и качество" на тему "Российская аккредитация в надежных руках!".
 

 ИНТЕРВЬЮ


Что подвигло государство на создание Федеральной службы по аккредитации, какие этапы реформы системы аккредитации нужно было пройти, с какими трудностями пришлось при этом столкнуться, каковы главные положения проекта федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», какие функции будет выполнять недавно созданный Общественный совет по аккредитации? На эти и другие вопросы редакции отвечают генеральный директор Центра международной торговли Москвы, руководитель Общественного совета по аккредитации В. Ю. САЛАМАТОВ и заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации С. В. МИГИН.


— Чем было вызвано создание в 2011 г. Федеральной службы по аккредитации?

В.Ю.: Создание Росаккредитации — это веление времени. В Российской Федерации существовало 17 различных систем аккредитации, у каждой был свой участок деятельности: кто-то работал в области связи, кто-то — в области здравоохранения, кто то, как Росстандарт, — в более широкой сфере. При такомположении дел говорить о единообразии подходовне представлялось возможным.

Когда завершались переговоры по вступлению России в ВТО, еще раз детально анализировался вопрос о возможности признания зарубежных результатов оценки подтверждения соответствия российскими органами и наоборот. Присоединившись к договорам ВТО, мы обязаны признавать результаты подтверждения соответствия других стран. Но нам удалось договориться, что вопрос о таком признании в полной мере будем обсуждать после того, как в России сформируется система аккредитации, признанная ИЛАК (ILAC) и ИАФ (IAF) как соответствующая мировым стандартам. Тогда вопрос взаимности признания будет фактически снят с повестки дня.

У службы две цели: первая — добиться доверия потребителей к национальной системе подтверждения безопасности продукции; вторая — обеспечить признание результатов российской оценки (подтверждения) соответствия другими странами — торговыми партнерами Российской Федерации, чтобы российский производитель экспортной продукции, пройдя соответствующие процедуры на родине, мог бы выйти на зарубежные рынки.

Конечно, в разных странах должны применяться примерно одинаковые стандарты при производстве продукции. Одновременно с этим обязательные требования должны быть соотносимы с требованиями разных стран. Российское правительство сделало все, чтобы привести обязательные требования к примерно одинаковому знаменателю. Поэтому, если говорить о доверии и взаимном признании, формирование единого органа по аккредитации — громадный шаг вперед.

Единый орган по аккредитации, охватывающий очень широкое поле деятельности (подтверждение компетентности органов по сертификации, испытательных лабораторий, привлечение и отбор экспертов), был создан для того, чтобы унифицировать требования, обеспечить их соответствие международным стандартам, принципам и правилам и добиться признания в международной среде. В настоящее время Росаккредитация заканчивает формировать список экспертов, которые действительно признаны в стране, а многие из них — и в мире. Наверное, это самое главное.

Процесс создания Росаккредитации был очень болезненным: никто не хотел отдавать полномочия, обсуждалось, кому должна подчиняться новая организация, должна ли это быть федеральная служба, агентство или общественная организация. Мне кажется, что реформа, выбранная правительством, правильная. Речь идет не просто об оказании услуги, как это делает агентство, тут имеет место определенная контрольная функция. Через определенное время после того, как прошла аттестация органа по сертификации или лаборатории, должен проводиться контроль, который либо носит периодический характер, либо является реакцией на претензии. Конечно же, контроль от имени государства вызывает больше доверия. И тут уже можно говорить о доверии населения к российской системе аккредитации — надежной и стабильной, заинтересованной в успехе общества.

Об этапах реформы более подробно расскажет Сергей Владимирович. Хочу лишь сказать, что новая команда глубоко прочувствовала свои цели и задачи. Мне очень импонирует открытость и публичность деятельности руководителей службы. Будучи заместите¬лем министра промышленности и торговли РФ, я присутствовал на нескольких встречах с представителями органов по сертификации и испытательных лабораторий, на которых обсуждалась идеология работы нового органа, затрагивалось много вопросов, касающихся национальной системы аккредитации. Сейчас заканчивается формирование всех структурных подразделений Росаккредитации, назначены заместители руководителей органа, появилось свое помещение, связаться с сотрудниками стало проще. Раньше очень трудно было дозвониться в приемные, поступали тысячи обращений и небольшой коллектив не мог оперативно решать вопросы. Но, к счастью, эти трудности удалось быстро преодолеть.

— Как известно, уже утверждено Положение об Общественном совете по аккредитации. Для чего он нужен, какие функции будет выполнять, какова его структура?

В.Ю.: Весной этого года Открытое правительство рассматривало ситуацию в органе по аккредитации, после чего состоялась пресс-конференция в РИА «Новости», в которой приняли участие первый вице-премьер Правительства РФ И. И. Шувалов, представители РСПП, общественности и органов по сертификации. Я внимательно выслушал все выступления и хочу отметить, что это был очень содержательный разговор — диалог, в котором не чувствовалось конфронтации. Поэтому когда мне предложили возглавить Общественный совет по аккредитации, я дал согласие, хотя понимаю, что это очень высокая ответственность. Я посмотрел состав совета, в который вошли не только крупные общественные формирования, такие как ТПП РФ, РСПП, Опора России, Деловая Россия, но и руководители органов по сертификации и испытательных лабораторий. Это люди, не просто подобранные по должности, а пользующиеся большим авторитетом в своей сфере деятельности. Поэтому считаю, что у нас есть хороший шанс решить поставленную задачу — сформировать национальную систему аккредитации.

— Делаются ли какие-то шаги, чтобы законодательно закрепить достигнутые результаты реформы?

В.Ю.: Сейчас разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Очень долго шла дискуссия, какие сферы должны подпадать под действие этого закона. В диалоге принимали участие люди, которые не только хорошо разбираются в работе российских органов по сертификации и испытательных лабораторий, но и имеют большой международный опыт. Были учтены многочисленные замечания специалистов, экспертов, представителей общественных организаций, бизнеса. Законопроект прошел первое чтение. После этого мы сможем его доработать для принятия во втором и окончательном чтении. Мне не очень нравится название закона. Я бы упростил его, назвав «Законом о национальной системе аккредитации». На мой взгляд, такая формулировка четко определяет его предметную область и цели принятия.

 То есть до конца года есть шанс принять закон в окончательном варианте?

Шанс есть. Все будет зависеть от того, насколько мы сумеем консолидироваться вокруг содержания законопроекта. Я думаю, общественность приложит все усилия для того, чтобы поддержка законопроекта не была декларативной. Необходимо провести встречу с депутатами Госдумы РФ, представителями Совета Федерации, бизнеса, руководителями профильных министерств и ведомств, чтобы снять имеющиеся по содержанию законопроекта вопросы. С принятием закона Росаккредитация получит правовую основу для полномасштабной деятельности.

— Какова роль Росаккредитации в борьбе с фальшивыми сертификатами?

В.Ю.: Хочу подчеркнуть, что техническое регулирование — это не один или два разрозненных элемента, это система. Можно подготовить хороший технический регламент, великолепный стандарт, но они не будут работать без эффективной системы оценки соответствия, госконтроля и надзора. В начале деятельности Росаккредитации было зарегистрировано большое количество случаев, когда сертификаты или декларации соответствовали протоколу испытаний, но не соответствовали истинному положению дел. Росаккредитация обращалась в правоохранительные органы для расследования подобных случаев, многие органы аккредитации были лишены аттестатов, либо их работа была приостановлена. Происходит очень сложный, но так необходимый обществу процесс вытеснения тех, кто за копейки готов штамповать любые сертификаты. Именно поэтому так важна роль Росаккредитации — органа, действующего на уровне государственной власти, наделенного полномочиями осуществления госконтроля в этой области.

Сегодня производители могут напрямую обращаться на сайт Росаккредитации и осуществлять декларирование. Я уверен, что через небольшой промежуток времени информация обо всех сертификатах соответствия будет доступна потребителю в электронном виде. Сейчас мы приходим в магазин, видим ксерокопию документа и считаем, что вся продукция соответствует заявленным требованиям. Если сертификат под заявленным номером находится в базе, его можно легко проверить через интернет. Я надеюсь, что неравнодушные пользователи будут помогать Росаккредитации выявлять недобросовестных торговцев, которые фальсифицируют документы, подтверждающие безопасность продуктов. Это важно.

— Что мешает реформе системы аккредитации?

В.Ю.: Многое. Самое главное — это инертность общества. Мы должны преградить дорогу фальсификации в стране, не дать возможности вводить в заблуждение потребителя. При хорошем законе и эффективной работе Росаккредитации недобросовестные производители не смогут поставлять на рынок продукцию, не прошедшую соответствующий контроль. Надеюсь, я ответил на ваши вопросы. Если что-то упустил, Сер¬гей Владимирович меня дополнит.

С.В.: Владимир Юрьевич совершенно справедливо сказал, что катализатором создания Росаккредитации стало присоединение к ВТО. Аккредитация — это цивилизованный институт защиты российского внутреннего рынка и поддержки экспортоориентированных секторов экономики. Наша задача, — с одной стороны, наведение порядка на рынке сертификационных услуг, борьба с «левыми» сертификатами, сертификатами без испытаний и протоколов для обеспечения безопасности, качества продукции и защиты прав потребителей. С другой стороны, это модернизация российской лабораторной базы в целях признания во всем мире результатов проводимых в России испытаний продукции отечественных производителей.

Теперь более подробно об этапах реформы. Росаккредитация была организована 1 ноября 2011 г., руководитель был назначен в середине ноября того же года. Первый этап (до середины 2012 г.) — это организационный период, когда решались вопросы, связанные с размещением службы, кадрами, бюджетом.

Наша служба формировалась с нуля, при этом, что очень важно, непрерывно выполнялись функции по аккредитации. Были определенные трудности организационного характера, но работа в целом была выполнена. Для сравнения приведу пример. Единый немецкий орган по аккредитации был сформирован 1 января 2010 г., летом 2010 г. они только организовали офис и никаких операций по аккредитации не проводили.

На втором этапе реформы (до конца 2012 г.) вносились изменения в нормативные документы, которые позволяла сделать ст. 31 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ без принятия федерального закона об аккредитации. До этого существовал определенный правовой вакуум, отсутствовало законодательное поле для работы, поэтому реально переходить на новые, приближенные к мировым стандарты работы мы не могли. Например, плата за услуги экспертных организаций не была регламентирована. Поэтому были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352. Вышел основной документ, касающийся порядка аккредитации, — Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 602. Вступление в силу этих документов позволило нам в 2013 г. начать полномасштабные работы по аккредитации и построить переходную модель аккредитации, приближенную к международным стандартам.

Важным моментом на этом этапе реформы стала работа по обеспечению электронного взаимодействия с заявителями. В настоящее время реализуется проект по формированию федеральной государственной информационной системы Росаккредитации (ФГИС).

Ключевой вопрос второго этапа — внесение изменений в целый ряд документов верхнего законодательного уровня. Однако отсутствие базового закона об аккредитации нас очень сдерживает. Поэтому полностью разделяю мнение Владимира Юрьевича: закон нужен. Конечно, спешка не должна сказаться на качестве документа. И мы прилагаем все усилия, чтобы обеспечить широкое обсуждение законопроекта, используя различные форматы: форумы, конференции, «круглыестолы», общественные слушания. Деятельность Общественного совета в этом плане нас очень сильно продвинет вперед. Мы регулярно встречаемся с представителями общественности, органов по сертификации и испытательных лабораторий, приглашаем потребителей услуг. Регулярно размещаем таблицу с замечаниями и предложениями по законопроекту на нашем сайте. Сегодня таблица содержит 49 пунктов, по большинству из них уже найден консенсус. Все это закладывает фундамент подготовки законопроекта ко второму чтению.

Если говорить о перспективах на 2014 г., то это работа по правилам, которые будут установлены законом об аккредитации. К этому времени должны быть приняты все подзаконные документы. Считаю, что повод для оптимизма, пусть и сдержанного, есть. Чем качественнее мы сейчас проработаем документ, тем меньше к нему будет вопросов при прохождении во втором чтении.

Очень правильная идея — привлекать депутатов и специалистов Госдумы к обсуждению положений законопроекта на всех возможных площадках. Ведь, помимо Общественного совета, есть еще и Открытое правительство. Очень важный диалог состоялся весной этого года. Об этом Владимир Юрьевич уже говорил. Тогда мы договорились периодически собираться и корректировать наши дальнейшие шаги.

Кроме принятия закона об аккредитации, в задачу службы входит добиться международного признания. В 2013 г. мы получили статус ассоциированного члена в ИЛАК. В настоящее время законопроект переведен на английский язык и направлен в Европейскую организацию по аккредитации.

Два слова о работе Общественного совета. Мы возлагаем на него большие надежды. С одной стороны, особенность этого совета заключается в том, что он сформирован в соответствии с установленными требованиями к общественным советам при федеральных органах власти. С другой — мы учитываем международные требования. В состав совета вошли представители промышленности, органов по сертификации и испытательных лабораторий, организаций, работающих в области обеспечения единства измерений, эксперты по аккредитации, представители потребителей. При совете будут действовать рабочие и экспертные группы.

Очень важный момент, который хотелось бы отметить, — открытость и информатизация. Мы сформировали ключевые реестры и самое главное — реестр сертификатов. Уже сейчас мы имеем положительную отдачу и широкий общественный отклик. Люди внимательно просматривают реестр и информируют нас о случаях неправомерного выпуска сертификатов.

К концу 2014 г. запланировано окончание реализации проекта по созданию комплексной информационной системы. Предусмотрена интеграция всех ресурсов, создание на сайте Росаккредитации «личных кабинетов» для органов по сертификации и испытательных лабораторий, возможность полностью автоматизированного взаимодействия. Реализация этого проекта позволит сделать максимально комфортной работу добросовестных участников рынка и практически невозможными злоупотребления.

Это основное, что мне хотелось сказать о деятельности нашей службы.

В.Ю.: Хочу добавить, что если бы в Росаккредитации не было такой высокопрофессиональной, энергичной и работоспособной команды, я никогда не согласился бы возглавить Общественный совет. В правильном деле очень хочется участвовать, нужно помочь нашим молодым руководителям. Ведь за ними будущее. Можно с уверенностью сказать: российская аккредитация в надежных руках!

С.В.: Владимир Юрьевич, спасибо за добрые слова. Тут уместно отметить, что со всеми ведомствами, у которых были полномочия аккредитации, налажен конструктивный диалог. В тесном контакте работаем с Росстандартом. Мы заключили соглашения с Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Таможенной службой, Министерством труда и Россвязью. Для нас это очень важно, ведь конечная цель — обеспечение безопасности и качества обращающейся на рынке продукции. А с такими задачами и таким фронтом работ в одиночку не справиться. Мы будем вместе стоять на защите прав потребителей, не допуская на рынок недобросовестных производителей.

— Владимир Юрьевич, Сергей Владимирович, спасибо вам за интересную беседу, дальнейших вам успехов в вашей нелегкой работе.

Материал подготовила Светлана Суркова

 

3.151571557113
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика