v-tsmt-moskvy-podveli-itogi-dvukhletnego-uchastiya-rossii-v-vto-negativnykh-posledstviy-net-dlya-isp
СОБЫТИЕ: негативных последствий нет, для использования преимуществ нужно стимулировать рост конкурентоспособности.
18 Декабря 2014

17 декабря в Центре международной торговли состоялась организованная ЦМТ Москвы и газетой «Ведомости» конференция «Россия в ВТО: два года участия».

Участники конференции обсудили итоги двух лет России в ВТО, проблемы повышения конкурентоспособности российской промышленности, что в контексте участия России в ВТО является наиболее актуальным. Были затронуты также проблемы санкций и ослабления рубля. Вторая часть конференции была полностью посвящена механизмам разрешения споров в ВТО и стратегии участия России в этих спорах.

Дискуссию модерировал генеральный директор Центра международной торговли Москвы Владимир Саламатов. Открывая конференцию,  он отметил, что за два года участия России в ВТО «никаких критических изменений в экспорте и импорте Российской Федерации не произошло». По представленным к конференции данным ЦМТ Москвы, следствием присоединения к ВТО не стал всплеск импорта из-за снижения тарифной защиты, которого многие опасались. Импорт (правда, с учетом ответных мер России на западные санкции) даже снизился на 0,3%. При этом объемы экспорта увеличились на 1,8%, а по отдельным видам продукции есть ощутимый рост. Например, на 16% увеличился экспорт по группе машин и оборудования.

Владимир Саламатов отметил, что присоединение  России к ВТО является «очень большим стимулом для укрепления экономики и развития промышленности». Сейчас, по его словам, Россия «продолжает иметь определенные конкурентные преимущества в небольшом количестве видов продукции машиностроения, в первую очередь это ядерные реакторы, тепловыделяющие элементы, где мы занимаем 20% рынка». «Однако по большинству других позиций конкурентоспособность нашей продукции не столь высока, и, конечно, ее повышение является очень серьезной задачей на сегодняшний момент», - заключил он.

В ходе конференции гендиректор ЦМТ Москвы представил свежие данные о доле импорта в отдельных секторах экономики, которые зачастую достигают 70-80%. Эту проблему надо решать.  «То, что мы покупаем импортную одежду, наверное, не является столь уж плачевным или столь страшным. Мне кажется, очень серьезным является то, что большое количество машин и оборудования, электрооборудования и оптического оборудования, транспортных средств у нас импортного производства. Безусловно, здесь у нас были соответствующие компетенции, которые в определенной степени подлежат сейчас возвращению или наращиванию», - пояснил он. По его словам и в нефтедобывающей отрасли «дела обстоят достаточно серьезно». «Единственное – в трубах и металлопродукции мы имеем собственные возможности для выполнения тех задач, которые ставятся. Однако есть виды оборудования (например, программное обеспечение, турбины, котельное оборудование), где объем импорта у нас является подавляющим и составляет до 80%», - пояснил генеральный директор ЦМТ Москвы.

Говоря о возможностях повышения конкурентоспособности,  Владимир Саламатов  отметил, что очень важным фактором является производительность труда. «Обратите внимание, что одна из наших передовых отраслей, металлургия, в среднем по отрасли имеет производительность труда примерно в два с половиной раза ниже, чем в передовых странах. Одновременно с этим в машиностроении этот показатель отстает в пять раз. Не намного меньше мы отстаем в производительности труда в химическом и в лесопромышленном комплексе», - объяснил он. Также генеральный директор ЦМТ напомнил,  что в своем послании Федеральному собранию президент РФ назвал ряд необходимых мер, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий, бизнеса. Первое – обеспечение полной амнистии при возвращении капиталов, второе – налоговые льготы создаваемым малым предприятиям, третье – ограничение проверок бизнеса по количеству и поводу для их проведения одновременно с преданием публичности процесса проведения проверок, и четвертое – четырехлетний мораторий на повышение налогов. Кроме того, Владимир Саламатов сообщил, что росту конкурентоспособности призван содействовать уже принятый Госдумой во втором  чтении законопроект «О промышленной политике». В рамках этого закона реализуется большое количество программ поддержки или стимулирования развития наших отраслей промышленности», - отметил он.

Владимир Саламатов также отметил, что большой потенциал в повышении конкурентоспособности имеется у малого и среднего бизнеса. В качестве примера он привел успехи российских предпринимателей во внедрении инновационных решений в сфере утилизации твердых отходов. «Этот рынок по сравнению с их возможностями сегодня безграничен. Туда еще может прийти большое количество бизнесменов. Причем эта продукция, которая производится при утилизации или переработке твердых отходов, может быть востребована целым спектром отраслей не только на территории РФ, но и за рубежом». В связи с этим, по его мнению, необходимо усилить поддержку экспорта через институты развития. Владимир Саламатов сообщил, что «Росэксимбанк» в этом году должен получить от Правительства серьезную докапитализацию для более  эффективной поддержки  малого и среднего бизнеса.

Участники конференции поддержали тему повышения конкурентоспособности российской промышленности. С одной стороны, само участие в ВТО должно это повышение стимулировать, с другой стороны, и государство должно еще сделать многое. В этом случае Россия сможет лучше использовать все выгоды от участия в ВТО. В итоге это должно способствовать росту экспорта и в целом ускорению развития российской экономики.

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, говоря о проблемах конкурентоспособности, отметил, что исключительно рынок не может встроить конкурентоспособные сегменты промышленности или сельского хозяйства в глобальные производственные цепочки. «Важно еще внимательно следить за своим местом в цепочках, чтобы не терять те ключевые компетенции, которые позволят быть устойчивыми, в том числе и к политическим факторам, непосредственно влияющим на место государств в цепочках добавленной стоимости, в цепочках поставок», - объяснил он. Министр пообещал презентовать на ближайших Гайдаровских чтениях исследование ЕЭК, проведенное совместно с Академией внешней торговли и с Академией народного хозяйства.

Глава РСПП Александр Шохин отметил, что прозрачность и открытость российской экономики пока недостаточна, что негативно отражается на конкуренции и конкурентоспособности. При этом все-таки государство за 17 лет переговоров государство  привело российское законодательство в соответствии с правилами этой организации, что позволило бизнесу сразу работать в комфортной правовой среде.

Александр Шохин объяснил, что для повышения конкурентоспособности государству, учитывая дающий дополнительную защиту внутреннего рынка эффект девальвации рубля, необходимо «сделать рывок в структурных реформах», в том числе улучшить бизнес-климат и взаимодействие власти и бизнеса.  Так, по его словам, по-прежнему не очень хорошо работает существующий уже три года механизм оценки регулирующего воздействия: законы и нормативные документы по-прежнему часто принимаются без учета мнения бизнеса. В итоге появляются такие решения, как введение торгового сбора, что прямо сказывается на конкурентоспособности предприятий. В связи с эти глава РСПП выразил надежду, что Евразийская экономическая комиссия, в компетенции которой с будущего года находится не только внешняя, но и внутренняя торгово-тарифная политика, будет прислушиваться к мнению трех национальных бизнес-сообществ.

Говоря о бизнес-климате, Александр Шохин заметил, что российские власти должны снимать барьеры и снижать административные издержки. «В нынешних условиях нам нужно меньшее государство, но более эффективное государство», - отметил он и добавил, что необходим больший по масштабам частный бизнес, государство не должно развивать госкомпании в ущерб ему.

По его словам, необходимо принять все «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению деловой среды.  Говоря о предложениях президентского послания, Александр Шохин объяснил, что для реализации механизма 3-летних надзорных каникул для малого бизнеса необходимо «найти эффективный механизм, чтобы скорее надзорные органы доказывали вину, и должен быть реализован принцип добросовестности малого предпринимательства, который получит вот этот режим освобождения от налоговых проверок».  А для реализации предложения по амнистии и возврату капиталов, в том числе из оффшоров, недостаточно просто освободить их владельцев от уголовно-административной ответственности. Необходимо преодолеть то, из-за чего компании и уходили в оффшоры: обеспечить гарантии по защите прав собственности, повысить эффективность судебной и правоохранительной системы, улучшить «неповоротливую» налоговую систему. 

Кроме того, по словам главы РСПП, государство должно повсеместно снизить издержки бизнеса, например, транспортно–логистические затраты, которые по оценке The Boston Consulting Group, составляют около 20% ВВП. Это можно сделать, если ежегодные 45 млрд долларов инвестиций в российскую инфраструктуру правильно направлять «на устранение бутылочных горлышек инфраструктурных ограничений». «Россия должна стать страной, где и просто, и удобно делать бизнес. Как отечественным предпринимателям, так и иностранным», - подытожил Александр Шохин.

Заместитель председателя ВЭБ Андрей Клепач объяснил, что основные последствия присоединения к ВТО будут сказываться через несколько лет. Тем более, что многие требования ВТО, касающиеся и пошлин, и прочих ограничений, в наибольшей степени начнут работать после 2017 года. Необходимо быть готовыми к этому, выдержать все «нынешние удары», отток капитала, санкции, падение цен на нефть и «не проесть» девальвационный эффект.

Говоря о мерах государства для повышения конкурентоспособности, Андрей Клепач выделил две проблемы. Первая – сохраняющиеся бюджетные ограничения для развития транспортной инфраструктуры и отсутствие системного подхода к решению этой проблемы. Вторая, по его словам, заключается в том, «что наши проекты технологического развития ключевым образом завязаны на инвестиции и на нашу способность разрабатывать новые технологии». Инвестиции, и государственные и частные, падают, без них, по словам Клепача, «по большому счету, действительно провести технологическое перевооружение и обеспечить рывок конкурентоспособности через два-три года невозможно». По его словам, необходимо «выстроить отдельный, может быть, от другого денежного рынка, от валютного рынка канал – предложение «длинных денег» для предприятий». Под 17% вряд ли кто будет инвестировать, поэтому нужны другие инструменты. «В свое время банки спасали, предоставляя им средства Фонда национального благосостояния в виде субордов под 8%, потом под 6%. То есть можно иметь некоторую базовую ставку, которая не привязана к текущей ситуации. Она привязана к тому, что это национальный ресурс. И уж если мы решили его отдавать – и не только банкам, а желательно все-таки реальному бизнесу либо напрямую, либо через те же банки, но на достаточно жестких условиях – то это означает, что и конечная ставка несмотря на все, что происходит с инфляцией, с курсом рубля, должна быть действительно не выше 5-6%, и сроки как минимум до пяти-семи лет», - заявил Андрей Клепач.

Кроме того, по его словам, государству необходимо будет дополнительно вкладываться и в поддержку экспорта в условиях сжатия государственного и частного спроса из-за кризиса. Пока что, по его словам, «конкурентоспособных финансовых инструментов мы пока предоставить не можем». «Шаги делаются, приняты решения о создании экспортного центра на базе ЭКСАР и «Росэксимбанка» у «ВЭБ», но для этого нужны средства», - объяснил он.

«У нас есть определенное здесь окно возможностей с точки зрения девальвации, но воспользоваться им можно, только если мы действительно серьезно будем осуществлять внутреннюю реструктуризацию бизнеса (инвестиции, технологическое обновление) и все-таки обеспечим работу финансовой системы и предоставление в том числе «длинных денег» для ключевых секторов экономики на приемлемых для бизнеса условиях. В противном случае мы опять окажемся в стагнации либо получим два года падения ВВП и мы потеряем даже те возможности, которые были созданы в условиях девальвации. Но шансы у нас есть. Как часто бывает в России: чем безнадежнее ситуация, тем потом мы все-таки быстрее поднимаемся. Она сейчас не безнадежная, возможности разумно выйти из всех тех испытаний у нас есть», - подытожил Андрей Клепач.

Глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпроторга Сергей Колдаев рассказал, какие меры планируется принять для повышения конкурентоспособности предприятий. Министерство сейчас оценивает возможности и составляет планы по импортозамещению. Следующим шагом, как он пояснил, станет оценка возможностей конкурентоспособного замещения таких позиций силами отечественных предприятий. В госпрограммах будут учтены предложения по развитию отечественных импортозамещающих производств и по локализации на территории России производственных площадок зарубежных компаний. По его словам, в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» будет разработана и утверждена подпрограмма развития производства. В системе господдержки будут применены два инструмента - Фонд развития промышленности и субсидирование затрат на НИОКР. Важную роль также будет играть и новый инструмент промышленной политики - специальный инвестиционный контракт. Фонд развития промышленности и специнвестконтракт заработают после окончательного принятия закона «О промышленной политике».

Вице-президент ТПП РФ Георгий Петров подчеркнул, что в контексте ВТО важно говорить именно о конкурентоспособности, а не об импортозамещении. Говоря об итогах участия России в ВТО, он отметил, что российский бизнес от присоединения к ВТО получил предсказуемость и транспарентность экономической политики, возможность больше влиять на подготовку решений власти. Кроме того, по его мнению, российский бизнес стал более консолидированным, получил больше лоббистских возможностей. Наконец, «целые сектора получили возможность пересмотреть те антидемпинговые процедуры, которые были введены и действовали в отношении ряда чувствительных секторов нашей экономики».

Георгий Петров высоко оценил роль ЦМТ в деле присоединения России к ВТО: «С момента присоединения России к ВТО ЦМТ стал, я бы сказал, одной из наиболее авторитетных площадок не только по несению знаний в отношении того, что такое ВТО и работы с ним, но и действительно очень серьезной консультационной площадкой».

Председатель правления «Росэксимбанка» Дмитрий  Голованов отметил: «На сегодняшний день на повестке дня стоит задача не сегментировано поддерживать малый, средний бизнес или крупный бизнес, а поддерживать именно экспортеров или российские компании, которые готовы экспортировать свою продукцию в этих условиях».

В связи с этим, по его словам, правительство приняло решение о создании Центра кредитно-страховой поддержки, где в качестве страховой компании выступает ЭКСАР, осуществляющий страхование экспортной деятельности, а в части кредитования экспорта выступает «Росэксимбанк». «Эти два института, составляющие  единый центр, который управляется «Внешэкономбанком», являются, по сути, на сегодняшний день центром поддержки экспорта», - объяснил он. По его словам, поставлены три задачи. Первая задача – нарастить объемы экспорта до 6%, удерживая при этом «доли в тех рынках, которые мы уже занимаем».  Вторая – в сложных нынешних условиях поддержать тех, кто уже имеет серьезные наработки, серьезные объемы экспорта. Третья задача – создать равнодоступные возможности для доступа к системе поддержки экспорта для всех производителей в стране. С одной стороны «Росэксимбанк» сможет предоставлять кредиты не только российским экспортерам, но иностранным покупателям, чтобы он купил продукцию российского производителя. «Мы обязаны создать и источники, и возможности конкурировать еще с подобными же экспортно-импортными банками других стран с тем, чтобы предложение для наших производителей было наиболее выгодно», - пояснил он.  С другой стороны, как сообщил Дмитрий Голованов, Росэксимбанк будет поддерживать экспортные контракты инжиниринговых компаний, которые могли бы поставлять продукцию высокого уровня переработки, производственные комплексы, станки, оборудование. «Инжиниринговый бизнес, то есть квалифицированные экспортеры – это очень важный сектор, очень важный сегмент в нашей работе», - пояснил он. Он также рассказал о других дополнительных страховых возможностях для экспортеров, которые будут отработаны совместно с ЭКСАР. «Все эти меры позволят нам приблизиться к той задаче, которую мы перед собой ставим – это постоянное наращивание объемов экспорта», - пояснил он.  Проблему нехватки денег поможет решить государство. В трехлетнем бюджете на 2015-2017 годы предусмотрена докапитализация ЭКСАР и «Росэксимбанка» для проведения всех мер, в том числе и для дополнительного субсидирования процентной ставки с целью поддержки экспортеров высокотехнологичной продукции.

«В любом случае я могу сказать, что у государства на сегодняшний день созданы все необходимые возможности и все институты развития, которые могли бы сейчас оказать максимально эффективную поддержку развитию экспортеров. И я абсолютно убежден, что нынешние трудности являются временными, мы с этим, конечно же, справимся. Но наши возможности значительные, и я уверен, что в ближайшее время экспортеры почувствуют серьезную поддержку государства в рамках проводимой ими политики», - подытожил он.

В ходе конференции был затронуты и проблемы влияния членства в ВТО на евразийскую интеграцию, а также даны оценки нынешнего состояния ВТО.

Андрей Слепнев, говоря об итогах участия России в ВТО, отметил, что выполнение обязательств ВТО определенным образом нивелировало эффекты от евразийской интеграции. «Хотя они действительно серьезные были, но, тем не менее, могли бы быть еще серьезней», - заявил он.  А с учетом нарастания негативных явлений в экономике, по его словам, «надо в целом смотреть на то, какова наша внешнеторговая политика в контексте новых вызовов и вообще наше отношение к ВТО». При этом он заверил, что «Евразийская экономическая комиссия в целом привержена тщательному исполнению обязательств ВТО».

Министр также дал оценку и нынешнего состояния ВТО: «С учетом всей нынешней ситуации ВТО все в большей степени превращается в организацию, которая занимается урегулированием споров между государствами, явно ослабляя свою функцию лидерской организации. Организации, которая ведет вперед мировую торговую систему, позволяет ей развиваться и не допускать возникновения новых барьеров, соответствовать тем запросам, которые есть у экономик с точки зрения расширения торговли».

Он отметил, что многолетний Дохийский раунд переговоров стран-участниц ВТО после многочисленных дебатов позволил принять всего лишь одно соглашение о содействии торговле. «По всей видимости, теперь основным трендом будет развитие зон свободной торговли, крупных, мелких, самых разнообразных, и именно в рамках этого механизма и региональной интеграции будут решаться основные запросы государств по снижению барьеров, по выстраиванию своих связей. Мы в этот тренд также включены, мы внимательно смотрим в этом отношении, повестка у нас достаточно широкая», - заявил министр. Он сообщил, что уже в ближайшее время на площадке ЦМТ с участием бизнес-объединений будет подписан договор с Вьетнамом по созданию зоны свободной торговли.  В ходе дискуссии отмечалось, что сейчас в мире уже зарегистрированы 393 зоны свободной торговли и таможенных союзов. 

В ходе конференции к ее участникам с приветственным письмом обратился глава ВТО Роберту Азеведу. Его обращение зачитал по телефону представитель России в ВТО Геннадий Овечко. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>

 

 

3.151561461341
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2019 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика